Автор: Рыжкова Ольга Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Спас - Заулковская школа "ПЛАНЕТА ДЕТСТВА"
Населённый пункт: Спас - Заулок, Московская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Деление дробей
Раздел: среднее образование
Урок открытия новых знаний в 5 классе
на тему «Деление дробей»
Цели урока:
1) вывести алгоритм деления дробей и сформировать способность к его выполнению;
2) применять правило деления при решении примеров и задач различной степени трудности.
Планируемый результат:
Предметные умения:
Метапредметные умения:
Личностные умения:
1.
Уметь делить дроби;
2.
Уметь делить дробь на натуральное
число;
3.
Уметь делить смешанные числа;
4.
Использовать понятие взаимно
обратного числа для построения
алгоритма деления дробей
Познавательные:
1.
Уметь использовать приобретённые
умения при решении различного вида
задач;
2.
Читать задачу по краткой записи и
наоборот;
3.
Строить речевое высказывание и
обосновывать своё суждение.
Регулятивные:
1.
Уметь ставить учебные задачи;
2.
Планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей;
3.
Оценивать результат учебной
деятельности и осуществлять
контроль по результату.
Коммуникативные:
1.
Пользоваться грамотной речью для
регуляции своего действия;
2.
Получить навыки работы в парах;
3.
Представлять результат своей
деятельности. Высказать своё мнение.
1.
Формирование учебно-
познавательной мотивации
2.
Формирование навыков
объективной самооценки и
взаимооценки;
3.
Воспитанию культуры речи и
грамотности;
4.
Проявление интереса к
предметной области математики.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся,
выполнение которых приведет
к достижению планируемых
результатов
Планируемые
результаты
Самоопределение к
учебной
деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в
учебную деятельность;
2) определить
содержательные рамки
урока: продолжаем
работать над действиями
с обыкновенными дробями.
Приветствует учащихся,
проверяет их
готовность к уроку
–
Какие
действия
с
обыкновенными
дробями мы научились
выполнять? (
Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность
к уроку
Сравнивать, складывать,
вычитать, умножать
обыкновенные дроби и
смешанные числа.)
Познавательные
Строить речевое
высказывание и
обосновывать своё
суждение.
Личностные
воспитанию культуры речи
и грамотности;
Проявление интереса к
предметной области
математики.
Актуализация
знаний
и
фиксация
з а т р у д н е н и я
в
деятельности
Цель этапа:
1) актуализировать
учебное содержание,
необходимое и
достаточное для
восприятия нового
материала: сравнение
дробей, умножение
дробей;
2) актуализировать
мыслительные операции,
необходимые и
достаточные для
восприятия нового
материала: сравнение,
Предлагаются
индивидуальные задания на
карточках
Математическая
разминка
– Сравните выражения. Что
вы можете о них сказать
–
К а к о е
в ы р а ж е н и е
следующее?
– Найдите значения данных
выражений
–
В
к а к о м
п о р я д к е
расположены
полученные
числа?
Обоснуйте
свой
ответ.
– Какое число следующее в
По карточкам работают
Гладушов, Зайцев, Шишлов,
Митрофанова, Гаврилов,
Комлев; Вишняков, Гагуев,
Алексеева
Дети отвечают на
вопросы
Дети анализируют, делают
выводы
Остальные:
1
2
⋅
2
3
⋅
3
4
2
3
⋅
3
4
⋅
4
5
3
4
⋅…⋅…
2)
4
7
и
7
4
,
2
3
и
3
2
,
1
5
и
5
1
.
Коммуникативные
Пользоваться грамотной
речью для регуляции своего
действия;
Представлять результат
своей деятельности.
Высказать своё мнение.
Познавательные
Строить речевое
высказывание и
обосновывать своё
суждение.
Регулятивные:
Уметь выбрать верный
способ решения
Оценивать результат
учебной деятельности
анализ, обобщение;
3) зафиксировать
индивидуальное
затруднение в
деятельности,
демонстрирующее на
личностно значимом
уровне недостаточность
имеющихся знаний: найти
частное дробей.
Математический
диктант (с
самопроверкой0
данном ряду? Почему?
– Сравните числа. Что
интересного вы заметили?
– Найдите произведение
чисел каждой пары. Что вы
замечаете?
– Как бы вы назвали такие
числа?
– В математике их называют
обратными друг другу, или
взаимно обратными.
Сформулируйте
определение взаимно
обратных чисел
– Запишите на
математическом языке
определение взаимно
обратных чисел.
– Назовите числа, обратные
данным
– В каких еще случаях вы
используете термин
взаимно обратные?
– Назовите взаимно
обратные арифметические
действия
Формулирует задание
Организует
самопроверку
Организует фиксацию
индивидуальных
затруднений и
побуждает детей
определить свою
позицию.
Дети предлагают
различные варианты
.
Выполняют задания в
тетрадях
Самопроверка,
выставление баллов в
листок успехов и неудач
5
6
,
9
4
,
1
3
, 2,
a
b
, n.
Предметные
Использовать понятие
взаимно обратных чисел
для построения алгоритма
деления дробей
Личностные
Формирование навыков
объективной самооценки
Постановка учебной
задачи
Цель этапа: 1)
организовать
коммуникативное
взаимодействие, в ходе
которого выявляется и
фиксируется
отличительное свойство
задания, вызвавшего
затруднение в учебной
деятельности:
2) согласовать цель и тему
урока: вывести правило
деления дробей, научиться
делить дроби, тема урока:
«деление дробей».
Организует работу по
выявлению
затруднений.
Ставит проблему
Всегда ли удобно
решать такие примеры
подбором?
Какое действие мы
должны изучить?
Учащиеся находят
затруднение, выявляют
отличие и выводят тему и
цель урока.
Коммуникативные
Пользоваться грамотной
речью для регуляции своего
действия;
Умение ставить вопросы
Высказать своё мнение.
Регулятивные:
Целеполагание
Познавательные
Самостоятельное
формулирование проблемы
и познавательной цели
урока
Личностные
воспитанию культуры речи
и грамотности;
Проявление интереса к
предметной области
математики.
Построение проекта
выхода из
затруднения
Цель этапа: 1)
организовать
коммуникативное
взаимодействие для
построения нового способа
действия, устраняющего
причину выявленного
затруднения;
2) зафиксировать новый
способ действия в
знаковой, вербальной
форме и с помощью
эталона.
Организует учащихся
по исследованию
проблемной ситуации
Организует работу в
парах
Побуждает к
высказыванию своего
мнения
.
Предлагает решить
уравнение 3/4х=5/7
Работают в парах, ищут
возможные пути решения
задачи
Выводят правило деления
дробей и составляют
алгоритм деления
Коммуникативные
Пользоваться грамотной
речью для регуляции своего
действия;
Получить навыки работы в
парах;
Представлять результат
своей деятельности.
Высказать своё мнение.
Познавательные
Решение проблемы,
построение рассуждений,
выдвижение гипотез и их
обоснование
Строить речевое
высказывание и
обосновывать своё
суждение.
Регулятивные:
Уметь выбрать верный
способ решения для
6
)
2
3
⋅
2
5
=
4
15
Физкультминутка
уравнения;
Выполнять задание в
соответствии с целью;
Оценивать результат
учебной деятельности
Личностные
формирование навыков
объективной самооценки и
взаимооценки;
воспитанию культуры речи
и грамотности;
Предметные
Вывод правила деления
дробей
Составление алгоритма
деления
Первичное
з а к р е п л е н и е
в о
внешней речи
Цель этапа:
зафиксировать изученное
учебное содержание во
внешней речи
Устанавливает
осознанность
восприятия, проводит
первичное обобщение
Решают типовые задания с
проговариванием
алгоритма деления в слух
работа у доски и в тетрадях
Регулятивные:
контроль , оценка,
коррекция
Познавательные
умение выбирать наиболее
оптимальные способы
решения
Строить речевое
высказывание осознанно и
произвольно
Коммуникативные
Пользоваться грамотной
речью для регуляции своего
действия;
Управление поведением
партнера- контроль,
коррекция, оценка действий
партнера
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
Цель этапа: проверить
своё умение применять
алгоритм деления дробей в
Организует
деятельность по
применению новых
знаний.
Самостоятельная работа
Осуществляют
самопроверку, пошагово
сравнивая решения и
Дифференцированная работа
Задание «расположи числа в
Предметные действия
Применять алгоритм
деления дробей
.
Познавательные
Уметь использовать
приобретённые умения при
типовых условиях на
основе сопоставления
своего решения с эталоном
для самопроверки.
Кто уверен в своих
знаниях и может
самостоятельно
выполнять деление
дробей, выполняет
задание «Пройди
лабиринт»
У кого проблемы,
выполняют задания из
учебника вместе с
учителем
ответы
Слабые решают вместе с
учителем.
порядке возрастания»
решении различного вида
примеров
Регулятивные:
Контроль, коррекция ,
осознание качества и
уровня усвоениявыделение
и осознание того, что
усвоено и что еще
подлежит усвоению
Личностные
формирование навыков
объективной самооценки и
воспитанию культуры речи
и грамотности;
Историческая
справка
Дети слушают
информацию, делятся
мнениями
Домашнее задание
Дает комментарий к
домашнему заданию;
Дети находят в учебнике
задания, читают.
Рефлексия
д е я т е л ь н о с т и
н а
уроке
1) зафиксировать новое
содержание, изученное на
уроке: алгоритм деления
дробей;
2) оценить собственную
деятельность на уроке;
3) поблагодарить
одноклассников, которые
помогли получить
результат урока;
Организует рефлексию
деятельности на уроке
Какое новое правило, мы
вывели сегодня?
– С каким правилом тесно
связано правило деление
дробей
– Что необходимо ещё
знать, чтобы правильно
выполнить деление?–
Проанализируйте свою
Осуществляют
самооценку собственной
учебной деятельности,
соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия
Круги – эмоциональный настрой
Регулятивные:
Оценивать результат
учебной деятельности
Личностные
формирование навыков
объективной самооценки и
взаимооценки;
Коммуникативные
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Познавательные
умение контролировать и
4) зафиксировать
неразрешённые
затруднения как
направления будущей
учебной деятельности;
деятельность на уроке и
дайте своей работе оценку.
«лесенка успеха»
оценивать процесс и
результаты деятельности.