Российская Федерация
Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная
школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
САМОАНАЛИЗ
Составитель: воспитатель МКООУ
«Санаторная школа-интернат»
Белоглазова С.В.
Пуровский район, г. Тарко-Сале, 2016
Организовывая
воспитательную
деятельность
в
разновозрастном
коллективе
группы-семьи,
развивая
и
формируя
нравственные
основы
поведения
ребенка,
мои
целевые
установки
прежде
всего
связаны
с
развитием
индивидуальности
и
субъективности воспитанника. Акцент делается на активном и заинтересованном участии
каждого воспитанника, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его
индивидуальности.
В определении истинного и целевого содержания в процессе воспитания важную
роль
играет
воспитатель.
Воспитатель
должен
подготовить
ребенка
к
вхождению
во
взрослую жизнь таким образом, чтобы тот осознал себя не только полноценной, но и
полноправной личностью общества, способной сохранить и приумножить духовные и
материальные
ценности,
накопленные
предками,
поэтому
в
своей
работе,
и
во
взаимоотношениях
с
воспитанниками
использую
разнообразные
виды
деятельности
семейного коллектива. Большое внимание уделяю развитию потенциальных возможностей
детей, их творческой индивидуальности и инициативы, что не может не способствовать
расширению
их
представлений
об
окружающем
мире,
развитию
качеств
творческой
личности – самостоятельности, трудолюбия, формированию духовной культуры ребенка.
Мною была разработана и апробирована программа «Чудесный мир оригами».
Самоуправление- специфическая организация коллективной деятельности, которая
основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для
достижений значимых коллективных целей. Именно поэтому уделяю большое внимание
организации работы в этом направлении, где целевой установкой является реализация
права каждого члена группы на участие в управлении жизнедеятельностью группы-семьи.
В нашей семье ежегодно выбирается актив группы:
-помощник
воспитателя:
организует
работу
секторов,
оказывает
помощь
воспитателю;
-учебный сектор: ответственный контролирует регулярность заполнения дневников,
посещений занятий, отслеживает работу воспитанников на самоподготовке, наблюдает за
состоянием учебников и рабочих тетрадей, помогает организовывать ремонт книг;
-санитарный
сектор:
ответственные
осуществляют
контроль
аккуратности,
опрятности внешнего вида, чистоты тела, чистоты комнат;
-спортивный сектор: ответственный ведет агитационную работу и контролирует
посещение спортивных секций и регулярность посещений занятий в спортивной школе,
помогает воспитателю в организации семейных спортивных мероприятий;
-трудовой
сектор:
ответственный
помогает
воспитателю
контролировать
и
организовывать работу по дежурству, по уборке территорий, при получении и маркировке
вещей;
-культурно-массовый сектор: ответственные оказывают помощь при планировании
и
проведении
семейных
праздников,
досуговых
мероприятий,
отвечают
за
выпуск
стенгазет и художественное оформление мероприятий. Дети учатся самостоятельности, у
них формируется уровень ответственности, активности. Воспитанники учатся доводить
начатое дело до конца, так же учатся руководить и подчиняться.
Работа
с
родителями
воспитанников
является
важной
составляющей
моей
деятельности. В силу объективных причин связь с родителями многих воспитанников
затруднена, так как они ведут кочевой образ жизни. Исходя из жизненных условий мною
были
выделены
три
приоритетных
направления
взаимодействия
с
семьями
воспитанников:
информирование
родителей
с
помощью
доступных
средств
связи,
индивидуальная
работа
с
родителями
по
вопросам
просвещения,
консультирование,
совместная деятельность (организация совместных праздников, вечеров). При посещении
родителями
интерната
лично
беседую
с
каждым
из
родителей,
стараюсь
выяснить
морально-
психологическую
атмосферу
семьи.
Для
родителей
в
группе
специально
оформлен стенд с информацией просветительского характера и актуальными вопросами
воспитания. В настоящее время родители, по приезду из тундры, постоянно интересуются
всесторонней
жизнью
детей
в
школе-
интернате,
посещают
родительские
собрания,
плотно
сотрудничают
с
воспитателем
и
психологом
на
предмет
диагностики
и
анкетирования. Родители знакомятся с успехами и неудачами детей в плане обучения:
показываю
родителям
ведомость
успеваемости.
Ведется
индивидуальная
работа
с
родителями по профилактике правонарушений, поэтому детей состоящих на разных видах
учета и совершивших правонарушения нет.
Современный
педагог-
воспитатель
–
это
не
только
грамотный
специалист,
хороший
психолог,
но
в
первую
очередь
это
педагог,
постоянно
повышающий
свой
квалификационный
уровень.
Все
активнее
организуются
для
воспитателей
конкурсы,
смотры,
различные
проекты,
где
педагог
мог
бы
продемонстрировать
свой
профессиональный уровень, показать свое мастерство.
В
2011-2016
учебных
годах,
вместе
с
воспитанниками,
принимала
участие
в
конкурсах и смотрах: традиционном новогоднем общешкольном конкурсе «Лучшие друзья
Деда Мороза», «Лучший наряд для Деда Мороза и Снегурочки», конкурсе боевых листков
«Навечно
в
памяти
народной…»,
«Слава
русскому
оружию!»,
конкурсе-
выставке
национальных игрушек, конкурсе газет «Этикет- это…», смотре конкурсе «Цветочная
феерия»,
конкурсе
«Безопасный
светофор»,
танцевальном
конкурсе
«Танцы
народов
мира», «Чудеса на окошке». На протяжении всего времени воспитанники моей группы
активно
принимают
участие
во
всех
конкурсах,
организуемых
на
уровне
интерната,
города, района, округа.
Большое внимание, организуя работу в группе, уделяю вопросам гражданского,
нравственного воспитания, используя основы национально- регионального компонента.
Воспитательские часы, беседы о быте их семей, традициях, о языке, рыбалке, охоте,
обрядах
имеют
большой
воспитательный
эффект.
Провожу
работу
по
привлечению
воспитанников своей группы к занятиям в творческих объединениях с национальным
уклоном.
Воспитанники
группы
принимают
активное
участие
в
праздновании
национальных праздников «Ненецкий новый год», «Вороний день», «День Оленевода»,
мероприятиях, проводимых Центром национальных культур.
Все
дети
принимают
участие
в
социально-
значимой
деятельности:
в
уборке
территории, генеральных уборках корпуса, оформлении и благоустройстве интерната. Все
воспитанники
посещают
спортивные
секции
и
кружки
по
интересам.
Большой
популярностью
пользуется
Пуровский
Дом
Детского
творчества,
спортивная
секция
Национальных видов спорта, Центр национальных культур, Центр туризма и краеведения.
В
практике
воспитательной
работы
большое
внимание
уделяю
формированию
экологической культуры у воспитанников. Основы экологического мировоззрения следует
формировать на протяжении всего учебно- воспитательного процесса, а не только при
изучении
естественно-
научных
дисциплин.
В
педагогической
науке
существует
два
термина:
«экологическое
воспитание»
и
«экологическое
образование».
Первое
не
возможно
без
второго,
и
в
то
же
время
знания
сами
по
себе
еще
не
определяют
направленность деятельности человека. Воспитание экологической культуры у учащихся
подразумевает формирование представлений о том, каким должно быть взаимодействие
человека и природы. Воспитывая культуру поведения, важно не забывать о способах и
формах самовыражения, самореализации ребенка, прививать им новые представления о
нормах
и
правилах
поведения
современного
человека.
Экологическая
культура-
это
социально необходимое нравственное качество современной личности.
Подводя итоги работы, следует сказать, что учебная деятельность не у всех детей
группы
находится
на
недостаточно
хорошем
уровне.
Очевидно,
что
для
достижения
высоких
показателей
успеваемости
необходимо
уделять
внимание
правильной
организации
самоподготовки,
индивидуальной
работе
с
детьми
по
предметам,
налаживанию более тесного контакта с учителями, привитию сознательного отношения к
учебе.
Карта
здоровья
воспитанников
показывает,
что
хронические
заболевания
отсутствуют.
Большинство
человек
активно
и
регулярно
занимаются
спортом.
Дети
младшего возраста, по решению родителей, в этом году не посещали спортивные секции.
Важной целью будет являться приобщение и вовлечение в спортивную деятельность на
следующий
год
младших
воспитанников.
У
детей
в
группе
отсутствуют
какие-либо
пагубные,
вредные
привычки.
Данные
результатов,
проведенных
диагностик,
свидетельствуют
о
благополучной
адаптации
всех
воспитанников,
хорошей
социализированности,
сформированности
коллектива
группы.
Актуальными
остаются
вопросы, связанные с воспитанием у детей культуры поведения, правил хорошего тона.
Следует продолжить проведение серии занятий по культуре поведения в сочетании с
беседами
индивидуального
характера.
Важным
моментом,
требующим
доработки,
является работа по укреплению дружного, сплоченного коллектива.
Подытоживая анализ воспитательного процесса, проводимого в группе, следует
сказать,
что
развитие
коллектива
группы
протекает
при
наличии
положительных
тенденций.
Чтобы
добиться
еще
более
значимых
результатов,
считаю
необходимым
продолжить работу с детьми, с учетом поставленных целей и задач.