Напоминание

" Еще один шаг к будущей профессии"


Автор: Гараева Лилия Маратовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ для детей - сирот с.Камышла
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: " Еще один шаг к будущей профессии"
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное

казенное

общеобразовательное

учреждение

Самарской

области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с

ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла

Открытый урок

- защита проекта

на тему: «Ещё один шаг к будущей профессии»

по швейному делу в 8 классе

/на окружной практико-ориентированный семинар/

Учитель технологии:

Гараева Лилия Маратовна

2016 г.

Технологическая карта урока

Урок – защита работы по швейному делу учащимися с ОВЗ

Класс:8

Учитель технологии: Гараева Л.М.

Тема урока:

«Ещё один шаг к будущей профессии»

Место урока в разделе: раздел - массовое производство швейных изделий,

урок 3

Уровень образовательной программы: базовый

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: ориентация учащихся на правильный выбор будущей профессии с

учетом их способностей и психологических особенностей.

Технологии: индивидуализация и дифференциация обучения,

здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Ценностно-смысловые ориентиры: познание

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

- коррекция устной речи, умение публичного выступления, переключение

внимания, мышление при выполнении творческих заданий;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);

- коррекция моторики рук и функциональных возможностей кисти и пальцев

рук.

Планируемые результаты

В ходе реализации образовательной программы обучающиеся должны

овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;

- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям,

желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность,

дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами урока является формирование следующих

универсальных учебных действий (УУД):

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий

служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий

диалог).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога,

выполнении творческого задания, уметь работать в паре, уметь публично

выступать; учиться выполнять различные роли в группе (лидера,

исполнителя). Средством формирования этих действий служит организация

работы в парах и малых группах.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

информацией, работать по предложенному учителем плану. Средством

формирования этих действий служит технология проблемного диалога на

этапе изучения нового материала.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий

служит технология оценивания образовательных достижений (учебных

успехов).

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

рассказы на основе простых моделей (предметных, рисунков, презентаций).

Формы организации урока:

- индивидуальная;

- фронтальная;

- парная.

Основные термины и понятия урока: профессия, специальность,

жизненный план, профессиональный план.

Оснащение урока: ноутбук – презентация к уроку, работа с тестами,

карточками-заданиями, интервью с учениками и учителями(видео), музыка к

показу моделей; модели одежды и аксессуары к ним

Тема урока

«Ещё один шаг к будущей профессии»

Берись за то, к чему ты годен,

Коль хочешь, чтоб в делах

Успешный был конец.

И. Крылов

Цель:

ориентация учащихся на правильный выбор будущей

профессии с учетом их способностей и

психологических особенностей

Задачи

1. Коррекционно-образовательные:

- формировать и обобщать знания о важности выбора

будущей

профессии

как

одного

из

ключевых

моментов успешности человека в социуме.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать необходимые знания по планированию

профессионального и жизненного пути и помочь им

в применении этих знаний на практике;

- развивать навыки публичного выступления перед

аудиторией.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитание трудовой мотивации подростков.

Тип урока

урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения

- метод проектов: организация обучения, при которой

учащиеся приобретают знания в процессе

планирования и выполнения практических заданий –

проектов;

- проблемный метод: перед учеником поставлена

проблема – выбор будущей профессии;

- исследовательский метод: данному уроку

предшествовала огромная работа: тесты, поиск

информации о способах защиты работы перед

аудиторией, об учебных заведениях, где можно

получить дальнейшее образование;

- метод применения ИКТ

Оснащение урока

ноутбук – презентация к уроку, работа с тестами,

карточками-заданиями, интервью с учениками и

учителями(видео), музыка к показу моделей; модели

одежды и аксессуары к ним

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Планируемые

результаты

1.Организацион

ный момент

Формулировка

целей урока

Включение в

учебную

деятельность на

личностно

значимом

уровне.

1.

Стимулирует

положительный,

эмоциональный

настрой на

работу.

Приветствует

гостей и

учеников,

желает успеха.

2.Организовывае

т актуализацию

требований к

ученику со

стороны

учебной

деятельности

(«надо»)

3.Организовывае

т деятельность

по установке

тематических

рамок («могу»)

4. Создает

условие для

Пытаются

формулировать

цель урока

самостоятельно

Ответы на вопросы

- мы подготовили

сообщения по

Учащиеся

проявят интерес

к

профессиональн

ой проектной

деятельности, по

способностям

повысят уровень

культуры;

воспитывается

интерес к

учению,

познавательной

потребности.

возникновения у

ученика

внутренней

потребности

включения в

учебную

деятельность

(«хочу»)

.

5. Предлагает

учащимся самим

сформулировать

ряд проблемных

вопросов,

ответив на

которые,

произойдет

первичная

актуализация

знаний:

- почему и

какую

информацию

искали в

интернете…

- что к уроку

подготовили…

- какую

профессию

будете

защищать…

- что будете

доказывать…

теме… сделали

интервью…

подготовили

модели одежды…

будем защищать

профессию…

сможем правильно

выбрать

профессию …

2.Актуализация

знаний

Развивает

познавательную

деятельность,

критическое

мышление и

активизирует

мыслительные

способности

учащихся с

помощью

выполнения

Работают с

ноутбуком

1. Дают

определение

каждому термину

Например,

профессия – это

работа, требующая

специальных

знаний (учитель,

врач, швея…)

Ученики

развивают

умения

самооценки и

самоконтроля,

анализа и

обобщения;

развивают

способности

работать в парах

заданий в

ноутбуке.

Специальность -

это узкая область

знаний в

профессии.

Жизненный план –

человек

представляет: как

он будет жить.

Профессиональны

й план –

стану швеей,

потом мастером,

бригадиром, буду

руководить

ателье…

2. Выполняют

задания .

- по описанию

создают эскиз

одежды.

- собирают текст

последовательност

и обработки

стачного шва.

- вписывают

название

пропущенной

профессии в

предложении.

и преодолевать

трудности.

3. Повторение и

обобщение

знаний

Защиту

профессии

применяет как

одну из форм

активного

обучения.

1. Чтобы сделать

урок более

качественным в

обучении

применяет

информационны

е технологии

2. Развивает

Защищают

профессию

портного, активно

используя

презентацию,

музыку, видео-

материалы с

ноутбука:

рассказывают о

жизненном плане;

делают сообщения

о профессии,

швейном

оборудовании;

В составе

творческих

групп – каждый

ученик отвечает

за свою часть

работы и за

проект в целом.

Это

способствует

зарождению

чувства

ответственности

, общности,

обязательности,

навыки

публичного

выступления,

доброжелательн

ого ведения

диалога,

аргументирован

ных ответов на

вопросы

Итак, у вас

сегодня защита

работы:

«Профессия

портной»

Э т о

п е р в а я

работа в рамках

проекта

«Мир

профессиональн

ых

возможностей»..

ведут репортаж с

гостями и

учениками;

прослушивают

интервью с

учениками и

учителями – видео

и задают вопросы ;

показывают

модели одежды из

бросового

материала на

подиуме под

музыку.

развивает

коммуникативны

е качества.

Рефлексия:

деятельностный

итог;

развивающий

итог;

содержательный

итог;

эмоциональный

итог

Совместно с

учащимися

подводит общие

итоги урока:

– Что мы с вами

успели сделать?

– Чему вы

научились, в чем

стали умнее,

сознательнее?

– На какие

вопросы,

поставленные в

начале урока,

смогли

ответить?

– Кому вы

можете сказать

спасибо за

совместную

работу, за

эмоциональную

поддержку?

При подведении

итогов учащиеся

отмечают лучшие

сообщения;

перечисляют

нравственные

качества, которыми

должен обладать

портной; связь

своей работы с

реальной жизнью.

согласованно

работать в

группе,

грамотно

осуществлять

взаимопомощь и

взаимоконтроль

Выставляет

оценки,

благодарит за

урок, прощается

с учащимися

План – конспект урока

Ход урока:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые гости. Я и мои ученики 8 класса рады

приветствовать вас на нашем уроке.

У нас сегодня интересный урок, ребята, я вам желаю удачи, все у вас

получится!

Формулировка целей урока - ученики формулируют цель урока

самостоятельно.

Учитель: ребята, что вы приготовили к уроку?

Ученики: мы подготовили сообщения по теме, сделали интервью,

подготовили модели одежды.

Учитель: чем же мы сегодня с вами займемся на уроке?

Ученики: будем защищать профессию.

Учитель: значит, какова цель нашего урока?

Ученики: доказать, что мы сможем правильно выбрать профессию по своим

способностям.

Учитель: ваша задача на уроке: чтобы вы защищали свой выбор так активно и

обоснованно, чтобы нам всем захотелось сменить профессию. Слайд 1(тема

урока с эпиграфом)

2. Актуализация знаний:

Учитель:

Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением

выбор профессии. Посмотрите на ваши ладони, на них две извилинки в виде

буквы

"М"

по-голландски

означает

-

"человек".

А

если

перевернуть

получается "W", что означает - "работа". Человек и работа. Человеку надо

работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье, если

есть любимая работа.

А чтобы начать работать - нужно выбрать профессию и разбираться в

терминах. Слайд 2-3(изображения рабочих профессий, названия терминов)

Дайте определение каждому термину (работа с ноутбуком).

Ученики отвечают на вопросы в тесте.

Профессия – это работа, требующая специальных знаний (учитель, врач,

швея…)

Специальность - это узкая область знаний в профессии. Например: учитель

истории, учитель математики; швея отделочница, швея вышивальщица и

др..

Жизненный план – человек представляет: как он будет жить.

Профессиональный план –получив профессию, думает о профессиональном

росте.

- Стану швеей, потом мастером, бригадиром, буду руководить ателье…

Чтобы понять, о какой профессии сегодня пойдет речь, я предлагаю вам

выполнить небольшие задания (работа с ноутбуком).

1.

По словесному описанию нужно создать эскиз одежды.

Это бельевое, плечевое изделие. Шьется в основном из х/б ткани. Может

быть детской и женской. Отделывают аппликацией, вышивкой, тесьмой,

кружевом, обтачками. Крой этого изделия может быть без плечевого шва и

иметь одну деталь. Она называется «перед» и «спинка». Эта вещь делает наш

отдых более приятным.

Впиши отгадку:

Зарисуй модель изделия на листе

.

2.

Собрать текст последовательности обработки стачного шва.

Стачной шов относиться к машинным швам.

Он относится к соединительным швам.

Для выполнения стачного шва нужны две детали.

Детали складываем лицевой стороной внутрь, сметываем.

Стачиваем, ширина шва 1см-1см5мм.

Удаляем нитки временного назначения.

Проверяем правильность выполнения машинной работы.

Шов проутюживаем.

Срезы обметываем.

3.

Впишите название пропущенной профессии в пословицы.

- Без топора не плотник, без иглы не … (портной).

- Шить не будешь - … (портным) не станешь.

- Всякий … (портной) на свой покрой.

3. Презентация профессии портного

Итак, у вас сегодня защита работы: «Профессия портной»

Слайд 4(изображение портного и название)

Это первая работа в рамках проекта «Мир профессиональных возможностей»

Ваше выступление будет оценивать уважаемое жюри, которое состоит из

присутствующих на уроке учителей (выставление баллов).

Критерии оценивания выступления обучающихся (5 балльная система)

Этапы

защиты

Аргументация

результатов

профессионал

ьного выбора

Качество

представления

результатов

Раскрытие

темы

Ответы

на

вопрос

Сумма

баллов

Теоретическая

часть

Практическая

часть-модели

Выступление учеников 8 класса на тему:

«Профессия – портной»

Ученик.

Защиту профессии я начну с«жизненного» опыта.

Стеклянный сосуд наполняю большими камнями.

- Полон ли сосуд? Все подтвердили, что полон.

Беру коробку с мелкими камушками, высыпаю ее в сосуд и встряхиваю его.

Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили

их.

- Полон ли сосуд? Все подтвердили, что полон.

Беру коробку с песком и высыпаю его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил

последние промежутки в сосуде.

- Этим опытом я хочу показать - в этом сосуде свою жизнь!

Крупные камни – это мое здоровье, моя работа, моя семья.

Мелкие камни - например, моя квартира илимашина.

Песок – это жизненные мелочи.

Проблема. Как сделать так, чтобы сосуд жизни не был наполнен только

песком?

Сегодня для нас важен правильный выбор профессии.

Это первый большой из камней, который сегодня я положил в сосуд.

Ведущие Кристина и Виктор

Кристина: всем привет!

Виктор: мы ведем прямой репортаж из швейного кабинета школы-интернат с.

Камышла. Слайд 6 (фото учителей с учениками в классах школы)

Кристина: до нас дошли слухи, что наши одноклассники решили взять

интервью у своих учителей на тему: «Как я пришла в профессию»

Виктор: давайте присоединимся к ним и мы.

Ноутбук – 1 интервью с учителями (Видео 1).

Кристина: ну, с учителями все понятно, а что же об этом думают ученики?

Ноутбук – 2 интервью с учениками (Видео 2).

Виктор: тебе не кажется, что история повторяется?

Кристина: да, в этом что-то есть.

Виктор: а почему тебе нравится шить?

Кристина: я мечтаю стать модельером.

Виктор: а я в этом году, впервые, пришел сюда и ничуть не пожалел.

Кристина: одно можно сказать точно, здесь время зря не проходит. Я получаю

швейное образование и иду к своей мечте.

Виктор: если вы мечтаете стать модельером…

Кристина: или хотите красиво одевать себя и друзей…

Виктор: если вам отказали в мечте…

Кристина: или вы еще не определились с выбором профессии

( хором)– тогда мы идем за вами!

Ученики стоят в ряду и делают сообщения.

1. В международном стандарте классификации описано более 50000

профессий.

В едином реестре российской федерации – 7000.

Я могу назвать около 100 профессий. Слайд 7

2. Портной – одна из востребованных профессий, он изготавливает швейные

изделия по индивидуальному заказу, переделывает готовую одежду. В его

работе есть много ручного и машинного труда, рутинных операций и

творческих поисков. Слайд 8

3. Человек не может обходиться без одежды – это значит, портной не

останется без работы. Профессия портного востребована на рынке труда.

Оплата средняя и высокая. Образование можно получить в

профессиональном училище г. Тольятти (плакат с адресом) Слайд 9.

4.Ученики говорят по 1 предложению- флешмоб:

- Фантазии и навыки помогают портному создавать стильную одежду.

- Кому не хочется выглядеть красиво и элегантно?

- С этой задачей справится портной.

- Именно ему, мастеру своего дела, мы обязаны своими любимыми вещами.

-

Мир,

в

котором

живет

и

правит

портной

это

разные

ткани,

нитки,

пуговицы, воланы и рюши (коробка с фурнитурой и тканями).

- Портной – специалист по шитью одежды. Эта профессия одна из старейших

в мире.

- Первым портным по праву считается первобытный человек, ему первому

пришла идея при помощи костяной иглы и жил соединить несколько

звериных шкур (манекен со шкурами).

5. Швейная машинка - это важный инструмент портного. Делая 1000 стежков

в минуту, она позволяет портному создавать вещи любой сложности, работает

плавно и почти бесшумно. Слайд10

6. «Хорошо отутюжено – наполовину сшито», гласит старое портновское

правило. Утюг портного всегда под рукой, для многих деталей проводится

влажно-тепловая обработка, чтобы в готовом виде изделия сидели точно по

фигуре. Слайд11

7. Главный инструмент портного – это его глаза и руки.

Пошив фартука пооперационно:

- портной снимает мерки ( ученик говорит и снимает мерки),

- строит выкройки, разрабатывает фасон, кроит (кроит по намеченным

линиям),

- сметывает и стачивает детали (готовые детали, накладной карман, пояс:

стачивают по очереди ученики)

- утюжит (работа с утюгом),

- отделывает (готовую розу из джинсы прикрепить к фартуку). Слайд 12

Глаза и руки портного постоянно в работе.

Сценка: флешмоб (двигаются по кругу, произносят слова из плаката в руках)

Личные качества портного:

Цветовая память

Развитая координация

Художественный вкус (и воображение)

Пространственное мышление (и конструкторские способности)

Аккуратность (усидчивость, терпение)

Общительность

8.

Представляем

вашему

вниманию

модели

(

из

джинсовой,

бросовой

одежды) из коллекции экологического проекта «Земля – наш дом».

Показ моделей – дефиле под музыку.

Ведущие:

Главное для портного – доброе сердце и огромное желание шить, тогда

одежда, которую он сошьет, будет приносить человеку добро(хором).

Ученик читает стихи:

О портном сегодня мы вам рассказали.

О профессии хорошей мы узнали.

Делать мир прекраснее портной умеет.

Для детей тепло души не пожалеет

Узелок завяжется, узелок развяжется

И профессия портного лучше вам покажется!

Благодарит зрителей. Спасибо всем за внимание!

4. Подведение итогов - рефлексия

Вопросы для учащихся по проекту:

1. Что нового вы узнали о себе?

- Могу работать в команде, быть терпеливым, чтобы не подвести команду

и не бросать работу на полпути, интересно придумывать новые модели,

давать старым вещам новую жизнь.

2. Что означает правильный выбор профессии?

- Нужно выбирать работу не только по желанию, но и по своим

возможностям и способностям.

3. Опишите, пожалуйста, запасной вариант профессионального плана?

- Если не смогу стать портным, я могу работать швеей, ремонтником

одежды.

4. Кому вы можете сказать спасибо за совместную работу, за эмоциональную

поддержку?

Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя», своё призвание в

этом многотысячном мире современных профессий.

Я желаю вам - найти себя! Если вы правильно выберите профессию и

вложите в него душу, то счастье само вас отыщет.

Я вам желаю успехов на жизненном пути, и чтобы через несколько лет вы

могли сказать:

«Люблю свою работу,

Готов трудиться до седьмого пота

И счастлив от любимого труда!»

(дети хором могут ответить – слова на доске)

Оценки за урок зависят от суммы баллов, которую вам выставили наши гости

(присутствующие на занятии): отрицательных отметок не будет.

Всем спасибо за работу - урок закончен! Спасибо всем присутствующим за

внимание!

Литература:

1.

Адовин В.В. Выполнение проектов. – Владос Москва 2015

2.

Бабина Н.Ф. Урок должен быть интересным! – Просвет Воронеж 2016

3.

Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии //

Нач.школа. Бритвина Л.Ю. – 2005. - №6.



В раздел образования