Автор: Гараева Лилия Маратовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ для детей - сирот с.Камышла
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся по швейному делу
Раздел: среднее образование
Доклад на тему:
«Педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения обучающихся на уроках швейного дела»
Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному
самоопределению в современных социально-экономических условиях
становится все более актуальной. Особенно это актуально для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Опыт свидетельствует о том, что большинство выпускников специальных
(коррекционных) школ способны к освоению несложных профессий и могут
успешно работать на многих производственных предприятиях.
Выпускники коррекционной школы испытывают затруднения в последующем
трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере
профессионального труда, к преодолению определённых профессиональных
трудностей;
— неадекватной
самооценкой
и
недостаточно
с формированной
способностью
оценки
своих
возможностей
и
способностей
при
выборе
профессии.
В решении этой проблемы передо мной стоит цель не только предоставления
информации о мире профессий, что даёт основу профессиональной
ориентации, но и отбора направлений коррекционно-развивающей работы,
способствующей личностному развитию учеников, формированию у них
способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности
и возможности в соответствии с требованиями профессии.
Учащиеся
нашей
коррекционной
школы
овладевают
основами
таких
специальностей
как,
например,
столяр,
швея,
обувщик,
садовод-
овощевод. Вместе с тем, они
- затрудняются планировать свою деятельность;
- им сложно выполнять задания, пользуясь письменной инструкцией;
- слабое здоровье вызывает быструю утомляемость, поэтому скоростные
навыки шитья на швейной машине не позволяют справляться с нормой
времени на пошив изделий;
- у них низкий уровень умений осуществлять самоконтроль и самооценку
результата своей деятельности.
Слайд 4
Я преподаю предмет - швейное дело, соответственно на моих уроках ученики
(учатся мальчики и девочки) изучают основы профессии швеи.
Разрабатываю для них адаптированную программу, которая предусматривает
подготовку учащихся к самостоятельному пошиву белья и легкого платья.
Ребята
знакомятся
с
устройством
швейной
машины,
получают
навыки
выполнения
машинных
строчек
и
швов,
учатся
пошиву
изделий
с
постепенным усложнением работы на швейной машине
Начиная с 5 класса, учащиеся выполняют изделия несложного характера:
полотенца, платки, повязки, прихватки и
Учащиеся 6-7 классов изготавливают фартуки, сорочки, пижамы, постельное
белье и юбки.
В 8-9 классах учащиеся шьют блузки, платья, халаты, костюмы для
школьных спектаклей, праздников, конкурсов.
Выпускники умеют работать:
- на швейной машине с электрическим приводом;
- выполнять различные швы;
- пришивать пуговицы, производить мелкий ремонт одежды;
- рассчитывать расход ткани по памятке;
- изготавливать простые бельевые и бытовые швейные изделия, пользуясь
предметными, технологическими картами с алгоритмом действий.
На своих уроках
-
стараюсь
воспитывать
у
учащихся
ответственное
отношение
к
выбору
профессии;
- стараюсь развивать самостоятельность и творческое отношение к труду;
- формировать профессионально-важные качества личности в соответствии с
особенностями профессии.
Во время занятий пытаюсь приблизить практическую работу к условиям как
на промышленном предприятии, т.е. применить пооперационное разделение
труда, бригадную форму работы в старших классах, ввести норму времени.
Перед практической работой учащимся ставлю задание
конкретного
уровня
сложности,
оговариваю условия,
которые
необходимо
соблюдать при выполнении заданий, и определяю тот результат, который
учащийся должен получить по завершении своей работы.
Организация
производительного
труда,
доступного
школьникам,
дает
положительный
результат:
происходит
коррекция
личностного
развития
учащихся, обучение непосредственно профессии, выработка качественных и
скоростных показателей профессиональных умений.
В школе проводятся уроки - встречи с обслуживающим персоналом для
ознакомления
учащихся
с
различными
рабочими
профессиями.
Ребята
встречаются
с бывшими
выпускниками
школы-интерната,
получившими
начальное
профессиональное
образование. Экскурсии
в
магазины
дают
возможность ознакомиться с ассортиментом тканей и изделий, и правилами
поведения в обществе.
В прошлые годы выезжали в ателье, в промкомбинат где ребята знакомились
с
организацией
труда,
наблюдали
за
работой
промышленного
швейного
оборудования,
за
технологией
изготовления
изделий,
за
работой
специалистов
данного
предприятия.
Сейчас
этой
возможности
нет,
предприятий таких нет.
Успешность
обучения
профессии
во
многом
определяется
интересом
к
изучаемому предмету. Уроки провожу в следующих формах:
- практическая работа, связанная с выполнением технологически
завершенного изделия (например, пошив фартуков для школьных
производственных мастерских);
- деловая игра («Перспектива», «Кем быть?», «Кто я на фабрике?»…);
- творческие задания исследовательского характера (например, история
швейной машины, история рабочей одежды…);
- проекты («Еще один шаг к будущей профессии…», «Спешите делать
добро», «Живи, Родник!», «Земля - наш дом!», «Детская площадка»,
«Наведу я красоту» и др.).
Во время практических повторений ученики выполняют заказы школы по
ремонту диванных чехлов, пошиву занавесей и скатертей в столовую.
В
зависимости
от
целей
конкретной
темы
проводятся
конкурсы
Мисс
«Золотая
осень»,
соревнования
«А
ну-ка,
девушки!»,
аукцион
«Рабочие
инструменты», «Осенняя ярмарка».
Всем ребятам нравится праздник труда, проводимый в виде ярмарки.
Учащиеся
заранее
готовят
выставку
изделий,
выполненных
на
уроках
технологии,
проводят
демонстрацию
моделей
одежды,
сшитые
своими
руками.
Праздник
помогает
учащимся
увидеть
роль
труда
в
жизни
человека
и
настроить их на дальнейший выбор профессии.
Традиционным стало в нашей школе проведение предметных недель «Кем
быть?».
В результате всестороннего обучения у учащихся формируются качества,
помогающие
им
учитывать
не
только
профессиональные
интересы
и
склонности (что хочу), но и помочь оценить профессиональную пригодность
и свои возможности (что могу), сориентировать в мире профессий, какие
профессии
пользуются
спросом,
какие
из
них
перспективные,
т.е.
что
сегодня обществу «надо».
Я
верю
в
возможности
своих
учеников;
организуя
любую
деятельность,
стараюсь
предусмотреть
в
ней
ситуацию
успеха,
чтобы
ребенок
и
сам
поверил в свои возможности, силы и талант. Стремлюсь выпустить из школы
ч е л о в е к а ,
у м е ю щ е г о ,
хо т я
б ы
п ы т а ю щ е г о с я профессионально
самоопределится,
готового
к
самостоятельной
трудовой
деятельности
и
востребованного обществом.
Список использованной литературы:
1. Бгажнокова И.М О выборе профессии и трудоустройстве выпускников
вспомогательной школы. Дефектология - 1982. - № 3.
2. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во
вспомогательной школе - Москва, 1966.
3. Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с
нарушением интеллекта. Дефектология - 1996. - № 3.