Автор: Исмагилова Зулькагидя Мавлеветдиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №239 Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Раздел: дошкольное образование
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка
детей
к
школе.
Логопедическую
группу
посещают
дети
с
речевым
недоразвитием. У них нарушены все составные части языковой системы:
фонетики,
лексики
и
грамматики,
также
недостаточно
сформированы
внимание и память, артикуляционная и пальцевая моторика. Практика работы
говорит о том, что дети с ОНР испытывают трудности с письмом: быстро
устают,
движения
руки
становятся
недостаточно
координированными,
не
всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется строка.
Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы. Дети с
ОНР нуждаются в специальном развитии осязания и моторики, необходимых
для выполнения предметно-практических действий на занятиях в группах и
бытовой деятельности. Эта проблема заставила нас ближе подойти к вопросу
работы с этой группой детей.
Работая
над
темой:
«Влияет
ли
развитие
пальцевой
моторики
на
коррекцию речи у детей», в первую очередь тщательно изучили игровой
материал таких авторов, как:
1.
В. Цвынтарный «Играем с пальчиками и развиваем речь»
2.
Т.А.
Ткаченко
«Физминутки
для
развития
пальцев
моторики
у
дошкольников с нарушением речи»
3.
Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика»
4.
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика»
5.
Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-7 лет»
6.
Публикации из журналов «Дошкольное воспитание».
Во-вторых, учитывая важность этой проблемы, мы поставили перед
собой следующие задачи:
1.
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2.
Сделать
работу
по
совершенствованию
пальцевой
моторики
регулярной.
3.
Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в
занимательную игру.
Девизом нашей работы является: «Мои пальцы все расскажут. Все
сумеют, все покажут». В 2014 году мы приняли в наш детский сад на 2 года
обучения 12 детей с диагнозом ОНР – 2 – 3 уровней развития по решению
ПМПК. При обследовании детей в начале года было выявлено, что большую
сложность
для
них
представляют
движения
пальцев
рук.
Чтобы
коррекционно-педагогическая
работа
по
развитию
речи
была
успешной,
нами была проведена диагностика детей по развитию мелкой моторики в
старшей группе.
Обследовали тактильные ощущения у детей, силу тонуса, предлагали
разрезать ножницами лист бумаги и т.д. таким образом, на начало учебного
года развитие речи у этих ребят соответствовало уровню трехлетних детей,
пальцы у них малоподвижны, движения их не точны, темп даже самых
легких упражнений замедлен. С помощью диагностики мы смогли выявить
проблемы в развитии мелкой моторики.
Формирование
навыков
мелкой
моторики
мы
начали
с
предметно-
практической
деятельности:
в
лепке,
аппликации,
в
конструировании
и
ручном труду, опираясь на публикации различных источников, использовала
их
методику
в
работе
с
детьми.
В
совей
группе
оборудовали
уголок,
подобрав
необходимый
материал
для
работы
по
мелкой
моторике.
Для
развития осязания и мелкой моторики мы использовали различные виды
деятельности:
- конструирование из кубиков домиков, башенок по образцу, по памяти,
произвольно;
-
раскладывание
и
складывание
разборных
игрушек
(матрешек,
пирамидок);
- складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге по
образцу, по представлению;
- сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной
конфигурации на специально созданных тренажерах;
- застегивание и расстегивание различной формы, величины и цвета
пуговиц;
- рваная аппликация (мозаичное конструирование) с предварительным
разрыванием бумаги различных цветов.
Большую роль в развитии пальцевой моторики играют пальчиковые
игры. На каждом занятии и в свободное время мы проводим пальчиковую
гимнастику
по
лексическим
темам.
Для
этого
оформлена
папка
«Пальчиковые
игры».
Пальчиковые
игры
позволили
корректировать
движение
каждого
пальца
в
отдельности
и
относительно
друг
друга,
тренировали точность двигательных реакций. Тренировку тонких движений
пальцев проводили примерно в середине занятий, и они не превышали 5
минут. Текст был выбран так, чтобы в одной физпаузе содержалось большое
количество разнообразных пальцевых движений, и они сочетались бы с
произносимыми стихами. Наблюдалось, что у большинства детей возникли
трудности,
но
постепенно
дети
овладевали
самыми
сложными
упражнениями.
Наряду
с
развитием
мелкой
моторики
дети
быстрее
овладевали правильным произношением звуков.
В процессе работы по любой теме мы находим благоприятные условия
для
отработки,
закрепления
и
автоматизации
умений
и
навыков,
приобретаемых
детьми
на
коррекционных
занятиях
по
развитию
осязательной
чувствительности
и
мелкой
моторики.
Например,
при
знакомстве детей с дикими и с домашними животными мы делаем обводку
по
контуру,
предлагаем
заштриховать
или
покрасить
соответствующим
цветом, не выходя за контур.
Считаем, что развитию мелкой моторики так же способствует ручной
труд, а именно работа с бумагой, с иглой, с природным материалом. Для
этого
мы
составили
примерный
план
по
ручному
труду
с
учетом
лексических
тем.
При
составлении
тем
опирались
на
публикации
из
журналов «Дошкольное воспитание». Дети на занятиях по ручному труду не
только
осваивали
приемы
работы,
но
и
знакомились
с
разнообразным
материалом,
учились
различать
в
причудливых
очертаниях
знакомые
предметы
и
создавать
фантастические
образы.
Предварительная
работа
начиналась со сбора природного и бросового материала. Во время сбора
материала предлагали детям подумать, что можно сделать из шишек, желудя
и т.д. Прививая любовь к работе с бумагой, делали с детьми с помощью
ножниц, клея, подручных материалов разнообразные игрушки к праздникам.
Кроме огромного удовольствия этот род занятий помогал детям с ОНР
развивать важные навыки координаций движений, концентрации внимания,
пробуждал воображение. Также дети знакомились с понятиями: размер,
форма, цвет, способами измерения поверхности и свойствами бумаги. Детей
также учили выполнять поделки по типу оригами. Задания брали из книги
И.А. Коротеева «Оригами для малышей», из журналов «Ребенок в детском
саду» (№ 1,2,3, 2004 г.). Оригами вырабатывают сложную координацию
движений
кисти.
В
течение
месяца
мы
отрабатывали
один
прием.
Постепенно задания усложнялись. Например, дети научились складывать
«бабочку», «зайку», «елочку», «лодочку».
Большое удовольствие доставила детям занятие-аппликация способом
скатывания
бумажных
комочков.
Дети
выполнили
такие
задания,
как:
«Кошка», «Ежики в лесу». Из бумажных комочков – «Мимоза», «Веточка
рябины».
Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается
мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, выбираются тонкие
движения
руки
и
пальцев.
Детям
предлагали
аппликационную
лепку,
например,
на
тему
«Ежики
в
лесу».
Для
развития
более
тонких
координированных движений пальцев очень полезны раскладывание мелких
камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывания
бус,
пуговиц
на
нитку,
леску,
передвижение
разноцветных
косточек
по
спирали, вырезание по контуру, раскрашивание.
Не упуская случай, чтобы поиграть с ребенком в Золушку, знакомя
одновременно
с
различными
крупами:
перебираем
гречку,
рис,
горох,
фасоль.
Зимой
под
рукой
замечательный
материал
–
снег:
разгребаем
лопаткой,
лепим
снеговиков,
играем
в
снежки,
рисуем
на
снегу.
Лето
открывает свои возможности: лепим, строим из песка, рисуем по мокрому
песку.
Хорошо укрепляют мышцы рук, развивают мышечную силу сжимание
резиновой
губки,
теннисного
мячика,
массажного
мячика,
который
так
любят дети, называя его «ежиком». Широко использовали упражнения для
ладоней
и
пальцев
с
грецкими
орехами
и
металлическими
шариками.
Регулярные занятия с этими предметами улучшили память, умственные
способности детей, устраняли их эмоциональное напряжение, улучшали
деятельность
сердечно-сосудистой
системы,
развивали
координацию
движений,
силу
и
ловкость
рук.
Прекрасное
оздоравливающее
и
тонизирующее
воздействие
оказывает
перекатывание
между
ладонями
шестигранного
карандаша.
Наша
группа
пополняется
дидактическими
играми по развитию мелкой моторики. К «чудесному мешочку» прибавился
«рукав-чародей», умеющий скрывать предметы, постоянно загадывающий
детям
загадки.
В
группе
имеется
картотека
для
работы
со
счетными
палочками
и
спичками.
Дети
с
удовольствием
выкладывают
узоры
из
мозаик, собирают пазлы, конструкторы, шнуруют. В уголке есть разные
виды шнуровок, такие как «Теремок», «Ботинок», «Ежик». Вся эта работа
приводит
к
тому,
что
развивая
мелкую
моторику,
я
начала
работу
по
выработке графических навыков у детей. Чтобы сформировать более точные
и координированные зрительно-моторные реакции и скованность движений
рук
во
время
работы
в
тетрадях
и
альбомах,
используем
разные
виды
коррекции изобразительных навыков:
1.
Коррекция точности направления рук – цель: формировать умения
проводить
длинные
и
короткие
вертикальные
и
горизонтальные
линии.
2.
Коррекция размаха движения руки при рисовании (нарисуй, как
кораблик плавает по волнам).
3.
Коррекция
формообразующих
движений
(задание
«намотай
клубочки»).
Работа
по
рисованию
прямых
линий
в
различных
направлениях,
рисование
круглых
элементов,
волнистых
линий
дала
положительные
результаты. Дети усвоили порядок работы в тетради, постепенно научились
анализировать задание, запоминать порядок его выполнения, отражать в
речи, устанавливать сходство и различие. В старшей группе дети работали в
тетради автора Гаврининой С.Е. «Рисуй, играй, смекай». Выполняя задания,
ребенок тренировался в умении сосредотачиваться, развивал логические
мышления, мелкую моторику и координацию движений руки. Для развития
графических навыков с детьми подготовительной группы начала работу в
тетради «Обучающая пропись по развитию моторики руки у дошкольников»
(автор
Бельская
И.Я.).
Специально
подобранные
упражнения
и
задания
помогают развивать мелкую мускулатуру рук и тренируют моторные навыки
у
детей.
Штриховка
фигур,
проведение
заданных
линий,
обведение
по
контуру, аккуратное раскрашивание помогает подготовить ребенка к урокам
письма.
Также
дети
учатся
ориентироваться
на
листе
бумаги,
усваивая
значения заданий: «слева направо», «сверху вниз».
Работу
по
развитию
мелкой
моторики
рук
проводили
совместно
с
родителями. Знакомясь с родителями, мы, прежде всего, рассказывали им об
особенностях развития ребенка, знакомили с результатами обследования. На
родительском собрании мы говорили о важности и актуальности развития
мелкой моторики, которая является основной для развития графических
навыков
будущих
школьников
и
помогает
коррекции
речи.
Советовали
родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать
крупу,
лепить
пельмени
и
т.д.),
учить
навыкам
самообслуживания,
пришивать
пуговицы.
Рекомендовали
приобрести
для
занятий
с
детьми
разные виды раскрасок, прописей, пазлов, конструкторов. Сообщили, как
мы будем заниматься в детском саду и в чем родители должны помочь нам и
своему ребенку. Были проведены консультации для родителей на тему: «В
чем заключается связь движения пальцев и речи», «Развивайте мышление и
речь ребенка», «Развиваем красивую речь ребенка». Мы проводили Дни
открытых
дверей
для
родителей
с
приглашением
их
на
коррекционное
занятие.
Таким образом, благодаря системному и планомерному использованию
упражнений,
игр
на
развитие
мелкой
моторики;
проведению
занятий
свободной
деятельности
по
ручному
труду,
аппликации,
лепке
и
конструированию помогли добиться хороших результатов по развитию речи
дошкольников. У детей нашей группы совершенствовалась диалогическая и
монологическая
речь;
они
научились
выразительно
и
содержательно
пересказывать тексты и сказки; составлять рассказы из личного опыта, о
предмете и по сюжетной картине.