Автор: Веретенникова Людмила Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Ветошкино Лебяжского района Кировской области
Населённый пункт: с. Ветошкино Лебяжского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование творческой личности на уроках технологии"
Раздел: среднее образование
«Формирование творческой личности на уроках
технологии»
Творчество как необходимый компонент развития личности.
«Мы
хорошо
знаем,
насколько
веселее
и
счастливее
живут
люди,
которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не
потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу
жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».
А.С. Макаренко.
Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и
воспитания
Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их,
чтобы
они
росли
умными,
активными,
творческими,
целеустремленными
хозяевами своей страны.
Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в
жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность
и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого,
даже маленького дела, совершенного во имя блага.
Общество
заботиться
о
том,
чтобы
каждый
его
гражданин
был
создателем,
творческим
мыслящим
«хозяином»,
ответственным
за
благосостояние и духовное благополучие своей страны.
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и
воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не
добиться всестороннего развития личности.
Центральное место в эстетической творческой способности занимает
эстетический
вкус,
эмоции.
Все
эти
факторы
являются
мощными
стимуляторами творчества.
Напомним, что человек только тогда и производит в истинном смысле
этого
слова,
то
есть
творит,
когда
он
свободен
от
давления
физической
потребности.
К.Маркс
отмечает:
«Царство
свободы
в
действительности
начинается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нужной и внешней
целенаправленностью...». Царство свободы - это и есть царство творчества.
Поэтому
только
в
ходе
развития
творческих
способностей
человека
может
начинаться подлинное эстетическое воспитание.
Единство
красоты
и
труда,
максимальное
выявление
творческих
способностей
в
процессе
производства
-
необходимые
условия
научно-
технической революции в обществе.
Эстетическое
и
творческое
воспитание
неразрывны
в
жизни.
Ведь
эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается
сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения.
Большую часть жизни люди проводят в труде. Воспитание отношения к труду
опирается
на
качественно
новые
условия
производства
взаимоотношения
в
коллективе.
Развитие и реализация творческого потенциала учащихся
Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках
пальцев. О: пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем
сложнее движения, необходимые для этогс взаимодействия, тем глубже входит
взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь
ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок. В.А. Сухомлинский
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
На
протяжении
многих
лет
я
работаю
над
проблемой:
«Развитие
творческой
личности
на
уроках
технологии».
Наиболее
ярким
примером
в
достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким
разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная
обработка материалов».
Учащиеся 5 класса в разделе «Культура дома» знакомятся с темой
«Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна
вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим
настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.
•
Уроки
этого
раздела
плавно
подводят
детей
к
следующему
«Художественной обработке материалов». Я, предлагаю детям придать немного
своеобразия своему дому, начиная с кухни.
• Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток и
грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися
стоят
задачи:
создание
своего
стиля
и
сохранение
стилевого
единства
при
выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы
используются элементы лоскутной техники.
•
Эта
тема
включает
целый
блок
уроков,
на
которых
дети
будут
совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит
овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение
ручных
и
машинных
швов;
разметку
тканей
по
выкройке;
одновременный
раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам простёгивания.
■
Мой
опыт
показывает,
что
эти
работы
получаются
очень
интересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на
другие. Эти вещи сразу настраивают на добродушный и веселый лад - ведь
улыбка никогда не помешает.
В
6
классе
раздел
«Художественная
обработка
материалов»
носит
название «Вышивала я узоры»:
•
На
этом
году
обучения
учащимся
представляется
возможность
выбирать материал с которым они будут работать (нитки или бисер). Дети
знакомятся
с
историей
вышивки,
национальными
особенностями
русской,
белорусской, украинской, грузинской, татарской манерой выполнения.
Теоретическая часть этого раздела проходит насыщенно, творчески.
Дети принимают активное участие. Собирают различные сведения о вышивке и
стеклоделии. Готовят доклады, составляют кроссворды. На уроках такого типа
присутствуют элементы самоуправления.
•
Вторая
часть
этого
раздела
«Практические
работы».
Мой
опыт
показывает, что 70 % учащихся выбирают вышивание бисером. Вышивание
бисером - труд кропотливый, но увлекательный и интересный. Такая работа
развивает не просто воображение, а творческую фантазию, художественный
вкус, внимание. Вырабатывает в детях усидчивость, аккуратность, терпение. С
овладением необходимых навыков приходит и ловкость в работе.
В
7
классе
раздел
«Художественная
обработка
материалов»
носит
название «Русский сувенир».
Велико
влияние
народного
искусства
на
эстетическое
воспитание
школьников, на развитие их творческой способности.
Целью
этого
раздела
является
приобщение
учащихся
к
народной
культуре
ее
национальному
своеобразию.
Изучение
вышесказанного
дает
возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу
жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что
живет в памяти народа.
Изучение этой темы начинается с исторических сведений о сувенире.
Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей - дело
важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став
взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.
В 8 классе раздел «Художественная обработка материалов» называется
«Аппликация». Этот раздел подразделяется на две темы: «Аппликация из ткани
». «Аппликация из соломы».
Все
виды
художественной
деятельности
способствуют
развитию
творческого мышления, воображения, интеллекта школьников.
Возможность творить - сильный стимул для проявления инициативы,
старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство
радости и удовлетворения.
На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и
обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс добра и
тепла, воспитывает любовь и внимание к близким.
Заключение
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности,
качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой
деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо
утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в
школьном возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании
определенных
условий,
благоприятствующих
их
формированию.
Такими
условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3.
Самостоятельное
решение
ребенком
задач,
требующих
максимального
напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,
продолжительности занятий одним делом и т.д.
5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления
ребенка к творчеству.
У
КАЖДОГО
РЕБЁНКА
ЕСТЬ
СПОСОБНОСТИ
И
ТАЛАНТЫ.
ДЕТИ
ОТ
ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ
ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ
СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.
Подготовлено по материалам из ИНТЕРНЕТ источников