Напоминание

"Формирование творческой личности на уроках технологии"


Автор: Веретенникова Людмила Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Ветошкино Лебяжского района Кировской области
Населённый пункт: с. Ветошкино Лебяжского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование творческой личности на уроках технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование творческой личности на уроках

технологии»

Творчество как необходимый компонент развития личности.

«Мы

хорошо

знаем,

насколько

веселее

и

счастливее

живут

люди,

которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не

потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу

жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

А.С. Макаренко.

Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и

воспитания

Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их,

чтобы

они

росли

умными,

активными,

творческими,

целеустремленными

хозяевами своей страны.

Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в

жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность

и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого,

даже маленького дела, совершенного во имя блага.

Общество

заботиться

о

том,

чтобы

каждый

его

гражданин

был

создателем,

творческим

мыслящим

«хозяином»,

ответственным

за

благосостояние и духовное благополучие своей страны.

Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и

воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не

добиться всестороннего развития личности.

Центральное место в эстетической творческой способности занимает

эстетический

вкус,

эмоции.

Все

эти

факторы

являются

мощными

стимуляторами творчества.

Напомним, что человек только тогда и производит в истинном смысле

этого

слова,

то

есть

творит,

когда

он

свободен

от

давления

физической

потребности.

К.Маркс

отмечает:

«Царство

свободы

в

действительности

начинается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нужной и внешней

целенаправленностью...». Царство свободы - это и есть царство творчества.

Поэтому

только

в

ходе

развития

творческих

способностей

человека

может

начинаться подлинное эстетическое воспитание.

Единство

красоты

и

труда,

максимальное

выявление

творческих

способностей

в

процессе

производства

-

необходимые

условия

научно-

технической революции в обществе.

Эстетическое

и

творческое

воспитание

неразрывны

в

жизни.

Ведь

эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается

сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения.

Большую часть жизни люди проводят в труде. Воспитание отношения к труду

опирается

на

качественно

новые

условия

производства

взаимоотношения

в

коллективе.

Развитие и реализация творческого потенциала учащихся

Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках

пальцев. О: пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в

движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем

сложнее движения, необходимые для этогс взаимодействия, тем глубже входит

взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь

ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее

ребенок. В.А. Сухомлинский

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии

На

протяжении

многих

лет

я

работаю

над

проблемой:

«Развитие

творческой

личности

на

уроках

технологии».

Наиболее

ярким

примером

в

достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким

разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная

обработка материалов».

Учащиеся 5 класса в разделе «Культура дома» знакомятся с темой

«Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна

вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим

настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.

Уроки

этого

раздела

плавно

подводят

детей

к

следующему

«Художественной обработке материалов». Я, предлагаю детям придать немного

своеобразия своему дому, начиная с кухни.

• Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток и

грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися

стоят

задачи:

создание

своего

стиля

и

сохранение

стилевого

единства

при

выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы

используются элементы лоскутной техники.

Эта

тема

включает

целый

блок

уроков,

на

которых

дети

будут

совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит

овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение

ручных

и

машинных

швов;

разметку

тканей

по

выкройке;

одновременный

раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам простёгивания.

Мой

опыт

показывает,

что

эти

работы

получаются

очень

интересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на

другие. Эти вещи сразу настраивают на добродушный и веселый лад - ведь

улыбка никогда не помешает.

В

6

классе

раздел

«Художественная

обработка

материалов»

носит

название «Вышивала я узоры»:

На

этом

году

обучения

учащимся

представляется

возможность

выбирать материал с которым они будут работать (нитки или бисер). Дети

знакомятся

с

историей

вышивки,

национальными

особенностями

русской,

белорусской, украинской, грузинской, татарской манерой выполнения.

Теоретическая часть этого раздела проходит насыщенно, творчески.

Дети принимают активное участие. Собирают различные сведения о вышивке и

стеклоделии. Готовят доклады, составляют кроссворды. На уроках такого типа

присутствуют элементы самоуправления.

Вторая

часть

этого

раздела

«Практические

работы».

Мой

опыт

показывает, что 70 % учащихся выбирают вышивание бисером. Вышивание

бисером - труд кропотливый, но увлекательный и интересный. Такая работа

развивает не просто воображение, а творческую фантазию, художественный

вкус, внимание. Вырабатывает в детях усидчивость, аккуратность, терпение. С

овладением необходимых навыков приходит и ловкость в работе.

В

7

классе

раздел

«Художественная

обработка

материалов»

носит

название «Русский сувенир».

Велико

влияние

народного

искусства

на

эстетическое

воспитание

школьников, на развитие их творческой способности.

Целью

этого

раздела

является

приобщение

учащихся

к

народной

культуре

ее

национальному

своеобразию.

Изучение

вышесказанного

дает

возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу

жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что

живет в памяти народа.

Изучение этой темы начинается с исторических сведений о сувенире.

Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей - дело

важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став

взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

В 8 классе раздел «Художественная обработка материалов» называется

«Аппликация». Этот раздел подразделяется на две темы: «Аппликация из ткани

». «Аппликация из соломы».

Все

виды

художественной

деятельности

способствуют

развитию

творческого мышления, воображения, интеллекта школьников.

Возможность творить - сильный стимул для проявления инициативы,

старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство

радости и удовлетворения.

На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и

обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс добра и

тепла, воспитывает любовь и внимание к близким.

Заключение

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности,

качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой

деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих

способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо

утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в

школьном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании

определенных

условий,

благоприятствующих

их

формированию.

Такими

условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3.

Самостоятельное

решение

ребенком

задач,

требующих

максимального

напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,

продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления

ребенка к творчеству.

У

КАЖДОГО

РЕБЁНКА

ЕСТЬ

СПОСОБНОСТИ

И

ТАЛАНТЫ.

ДЕТИ

ОТ

ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ.

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ

СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.

Подготовлено по материалам из ИНТЕРНЕТ источников



В раздел образования