Напоминание

Основы правоведения для старшеклассников


Автор: Гусева Галина Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Сургутский естественно-научный лицей
Населённый пункт: г. Суругт
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: Основы правоведения для старшеклассников
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу: «Основы правоведения для старшеклассников».

Курс «Основы правоведения для старшеклассников» предназначен для учащихся 9-х

классов и рассчитан на 35 учебных часов. Содержание курса направлено на расширенное и

углубленное изучение вопросов, которые вызывают у учащихся наибольшее затруднение при

подготовке к экзаменам, способствует формированию устойчивого интереса к предмету,

исследовательского подхода в решении правоведческих задач.

Целеполагание курса определило его название – формирование правовой культуры и

правового

сознания

несовершеннолетних,

стоящих

перед

выбором

своего

дальнейшего

образования и профессии.

Ведущей задачей курса является формирование правовой компетентности современного

подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность,

умение быстро находить правильное решение возникающих проблем,

ориентироваться в

правовом

пространстве.

Правовая

компетенция,

формируемая

в

процессе

правовой

подготовке школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую

не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения учащихся, но и

приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе

социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.

Курс

«Основы

правоведения

для

старшеклассников»

оптимально

сочетает

юридическое содержание и педагогические технологии при работе с подростками. Важное

внимание уделено формированию умений и навыков правомерного поведения, являющегося

основой

правосообразного

образа

жизни,

основанного

на

самостоятельности,

правовой

активности личности. Содержание курса ориентирует на уважении права, осознание его

ценности во взаимоотношениях людей, выработку навыков правомерной защиты своих прав

и интересов.

Особенностями курса являются:

1. Практико – ориентированный подход в изложении содержания;

2. Преемственность и последовательность в изучении правовых вопросов, обеспечивающие

целенаправленность и непрерывность правового информирования;

3.

Опора

на

социальный

опыт

несовершеннолетних,

участвующих

в

различных

правоотношениях;

4. Формирование активной гражданской позиции личности, в том числе посредством участия

в проектной деятельности;

5. Формирование уважения к правам человека и нормам международного права;

6. Обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьников для защиты

своих прав;

7.

Решение

вопро сов

профе ссиональной

ориентации

и

с а м о о п р ед е л е н и я

несовершеннолетних в дальнейшем.

Курс направлен на повышение правовой грамотности школьников, формирование

высокого уровня воспитанности, чувства ответственности и социальной активности.

Особую значимость имеет системная работа с правовой информацией. Изучение курса

предполагает использование ресурса сети Интернет, публикаций в средствах массовой

информации.

Программа курса «Основы правоведения для старшеклассников» обеспечивает на уровне

основной

школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускника с

современным

юридическим

образованием,

основными

юридическими

профессиями,

особенностями профессиональной юридической деятельности.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

1. формирование правосознания и правовой культуры, социально – правовой активности,

внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя

полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

содействие развитию профессиональных склонностей;

2.

воспитание

гражданской

ответственности

и

чувства

собственного

достоинства,

дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим

правовым ценностям и институтам, правопорядку;

3. освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права,

необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно – правовом материале,

эффективной

реализации

прав

и

законных

интересов;

ознакомление

с

содержанием

профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

4. овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для решения

практических

задач

в

социально

правовой

сфере,

продолжения

обучения

в

системе

профессионального образования;

5. формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в

сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки

зрения

их

соответствия

закону,

к

самостоятельному

принятию

решений,

правомерной

реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Формирование умений и навыков.

Курс

направлен

на

формирование

умений

самостоятельно

и

мотивированно

организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и

оценки

результата).

С

этой

целью

предполагается

проведение

семинаров,

в

процессе

которых осуществляются выдвижение гипотез, поиск документов, обоснование выводов. В

области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам

поиска нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой

информации

из

источников

в

различных

знаковых

системах

(текст,

таблица,

график),

отделения основной информации от второстепенной, критического анализа достоверности

полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели

(сжато,

полно,

выборочно);

обоснования

суждений,

формулирование

определений,

приведение

доказательств;

объяснение

изученных

положений

на

самостоятельно

подобранных конкретных примерах; владение основными навыками публичных выступлений

(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам

ведения диалога (диспута).

Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:

- работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной

жизни;

- решение отдельных правовых споров с учётом социального опыта ученика.

Курс ориентирован на формирование следующих умений:

-

характеризовать

право

как

элемент

культуры

общества;

систему

законодательства;

основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина,

механизм их реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России;

принципы организации и деятельности органов государственной власти в России;

-

объяснять

происхождение

государства

и

права,

их

взаимосвязь;

механизм

правового

регулирования;

содержание

основных

понятий

и

категорий

базовых

отраслей

права;

содержание прав и обязанностей гражданина;

- различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и

порядок назначения наказания;

- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.

В ходе изучения курса учащиеся должны знать и уметь:

- основные принципы, нормы и институты права; возможности правовой системы

России,

необходимых

для

эффективного

использования

и

защиты

прав

и

исполнения

обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

-

освоить

умения,

необходимые

для

применения

освоенных

знаний

и

способов

деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия

поддержанию

правопорядка

в

обществе,

решения

практических

задач

в

социально

правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;

- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых

решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных

правом.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающегося общеучебных

умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В области познавательной деятельности:

-

умение

самостоятельно

и

мотивированно

организовывать

свою

познавательную

деятельности;

-

участие

в

проектной

деятельности,

в

организации

и

проведении

учебно

исследовательской работы;

-

выдвижение

гипотез,

осуществление

их

проверки,

владение

приёмами

исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

В

области

информационно

коммуникативной

деятельности предполагается

поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой

информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тестю таблица,

график),

отделение

основной

информации

от

второстепенной,

критическое

оценивание

достоверности

полученной

информации,

передача

содержания

информации

адекватно

поставленной

цели;

умение

развёрнуто

обосновывать

суждения,

давать

определения,

приводить

доказательства;

объяснение

изученных

положений

на

самостоятельно

подобранных

конкретных

примерах,

владение

основными

навыками

публичных

выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования

как

средства

развития

культуры

личности;

объективное

оценивание

своих

учебных

достижений, поведения, черт своей личности; учёт мнения других людей при определении

собственной

позиции

и

самооценке:

постановка

общей

цели

и

определение

средств

её

достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного

отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию,

формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей

продолжения

образования

или

будущей

профессиональной

деятельности.

Минимальный

набор выполняемых учащимся работ включает в себя:

работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной

информации,

включая

современные

средства

коммуникации

том

числе

ресурсы

Интернета);

критическое

восприятие

и

осмысление

разнородной

социальной

информации,

отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на

этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

анализ

явлений

и

событий,

происходящих

в

современной

социальной

жизни,

с

применением методов социального познания;

решение

проблемных,

логических,

творческих

задач,

отражающих

актуальные

проблемы социально-гуманитарного знания;

участие

в

обучающих

играх

(ситуативных,

деловых),

тренингах,

моделирующих

ситуации из реальной жизни;

осуществление

учебно-исследовательских

работ

по

социальной

проблематике,

разработку индивидуальных ученических проектов;

подготовку

рефератов,

освоение

приемов

оформления

результатов

исследования

актуальных социальных проблем.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и

навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетными для этого курса на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность.

-

использование

для

познания

окружающего

мира

различные

методы:

наблюдение,

эксперимент, моделирование;

-

формирование

умений

различать

факты,

причины,

следствия,

доказательства,

законы,

теории;

- приобретение опыта выдвигать гипотезы для объяснения уже известных фактов и проверки

их реализации.

Информационно – коммуникативная деятельность.

- владение монологической и диалоговой речью. Способность выслушать точку зрения

собеседника, обосновать свою позицию, признавать право на иное мнение;

-

использование

для

решения

познавательных

и

коммуникативных

задач

различных

источников информации;

- воспитывать чувство толерантности, осознания себя как части великой, многонациональной

страны.

Рефлексивная деятельность.

-

овладение

навыками

контроля

и

оценки

своей

деятельности,

умением

предвидеть

возможные результаты своих действий;

-

организация

самостоятельной

учебной

деятельности:

постановка

цели,

планирование,

определение оптимального соотношения цели и средств.

Основная форма организации образовательного процесса – классно – урочная система.

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок – исследование: учащийся решает проблемную задачу исследовательского характера

аналитическим методом, методом сравнения, обобщения.

Комбинированный урок: предполагает выполнение работ и заданий разного вида вместе с

изучением новой темы.

Урок – игра: на основе игровой деятельности обучающийся познаёт новое, закрепляют

изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок – тест – тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля

уровня обученности, тренировки технике тестирования.

Урок – самостоятельная работа – предлагаются различные виды самостоятельных работ, в

том числе работа с документами и текстами хрестоматии.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с

целью контроля знаний учащихся по пройденной теме или разделу.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

Элементы технологии критического мышления.

Игровые технологии.

Элементы технологии проблемного обучения.

ИКТ.

Программа предусматривает формирование у школьника общеучебных умений и навыков,

универсальных

способов

деятельности

и

ключевых

компетенции.

В

этом

направлении

приоритетами для учебного курса «Основы правоведения для старшеклассников» на

этапе основного общего образования являются:

определение

сущностных

характеристик

изучаемого

объекта,

сравнение,

сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные

ситуации;

применение

полученных

знаний

для

определения

экономически

рационального,

правомерного

и

социально

одобряемого

поведения

и

порядка

действий

в

конкретных

ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том

числе от противного);

поиск

нужной

информации

по

заданной

теме

в

источниках

раз личного

типа

и

извлечение

необходимой

информации

из

источников,

созданных

в

различных

знаковых

системах

(текст,

таблица,

график,

диаграмма,

аудиовизуальный

ряд

и

др.).

Отделение

основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полу-

ченной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато,

полно, выборочно);

выбор

вида

чтения

в

соответствии

с

поставленной

целью

(ознакомительное,

просмотровое, поисковое и др.);

работа

с

текстами

различных

стилей,

понимание

их

специфики;

адекватное

восприятие языка средств массовой информации;

самостоятельное

создание

алгоритмов

познавательной

деятельности

для

решения

задач творческого и поискового характера;

участие

в

проектной

деятельности,

владение

приемами

исследовательской

деятельности,

элементарными

умениями

прогноза,

умение

отвечать

на

вопрос:

«Что

произойдет, если...»;

формулирование полученных результатов;

создание

собственных

произведений,

идеальных

моделей

социальных

объектов,

процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

использование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для

обработки,

передачи,

систематизации

информации,

создания

баз

данных,

презентации

результатов познавательной и практической деятельности;

владение

основными

видами

публичных

выступлений

(высказывание,

монолог,

дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей

продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Реализация

содержания

программы

по

курсу

предполагается

при

помощи

современных

образовательных

технологий,

преж де

вс его

инф ормационо

коммуникационных

и

технологии

критического

мышления;

технологии

проблемного

обучения, метода проектов.

Формы занятий: уроки, семинары, семинары – практикумы, дискуссии, встречи с

интересными людьми.

Основные

формы

контроля

направлены

на

реализацию

целей

и

задач

программы:

тесты,

контрольные

работы,

индивидуальные

сообщения,

рефераты,

презентации,

проблемные

задания,

отображение

информации

в

различных

знаковых

системах; деловые игры, отчёты по индивидуальной работе по вопросам знания права и его

правоприменения.

Календарно – тематическое планирование курса «Основы правоведения для

старшеклассников»

№/П

Тема занятия.

Количество часов.

Дата

проведения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Введение в курс изучения дисциплины.

Основные понятия и термины.

П е р в и ч н ы й

и н с т р у к т а ж

п о

т е х н и к е

безопасности.

Система

регулирования

обще ственных

отношений.

Система права.

Правотворчество

и

процесс

формирования

права.

Толкование права: задачи и особенности.

Правоотношения и их виды.

Правонарушения и их характеристика.

Юридическая ответственность.

Правосознание и правовая культура.

Правовые системы современности.

Правовые системы современности.

Правоотношение и правовая культура.

Урок систематизации и обобщения знаний по

теме: «Правоотношения и правовая культура».

Понятия государства и его признаки.

Понятия государства и его признаки.

Теории происхождения государства.

П о в т о р н ы й

и н с т р у к т а ж

п о

т е х н и к е

бе з о п а с н о с т и .

Су щ н о с т ь

и

ф у н к ц и и

государства.

Форма государства.

Форма государства.

Организация власти и управления в стране.

Правовое государство и его сущность.

Конституция

Российской

Федерации

основной закон страны.

Гражданство как правовая категория.

Правовой статус человека в демократическом

правовом государстве.

Избирательные системы и их виды.

Избирательные системы и их виды.

Урок систематизации и обобщения знаний по

теме: «Государство и право».

Защита прав человека в государстве.

Понятие «Гуманитарное право».

Правоохранительные

органы

Российской

Федерации.

Правоохранительные

органы

Российской

Федерации.

Суд и прокуратура.

Как не стать жертвой преступления.

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час практика).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (практика).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (практика).

1 час (теория).

1 час (практика).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (теория)

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (практика).

1час (теория).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (теория).

1 час (практика).

1 часа (теория).

1 часа (теория).

1 часа (практика).

1 час (теория).

1 час (теория).

33.

34.

35.

Если тебя задержала полиция.

Роль

права

в

жизни

человека,

общества,

государства.

Итоговое повторение.

1 час (теория).

1 час (практика).

1 час (практика).

Итого 35 часов.

Основные элементы содержания курса «Основы правоведения для

старшеклассников». 9 класс.

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.

Значение

изучения

права.

Система

юридических

наук.

Юридические

профессии:

адвокат,

нотариус,

судья.

Информация

и

право.

Теории

происхождения

права.

Закономерности

возникновения

права.

Исторические

особенности

зарождения

права

в

различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней

Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его

понимания.

Нормы

права.

Основные

принципы

права.

Презумпции

и

аксиомы

права.

Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.

Тема 2. Теоретические основы права как системы.

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристика. Классификация норм права,

структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативно – правовых актах.

Институты права. Отрасли права . Методы правового регулирования.

Понятия и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.

Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма

выражения воли участников правоотношений, их виды.

Понятие реализации права и её формы. Этапы и особенности применения права.

Правила разрешения юридических противоречий. Пробелы в праве.

Тема 3. Правоотношения и правовая культура.

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений.

Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав,

признаки.

Виды

правонарушений.

Функции

юридической

ответственности.

Принципы

юридической

ответственности.

Виды

юридической

ответственности.

Основания

освобождения от юридической ответственности.

Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая

культура.

Понятие правовой системы общества

Тема 4. Государство и право.

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в

догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение

античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории

происхождения

государства.

Форма

государства

и

её

элементы.

Монархия

как

форма

правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Судебная власть.

Местное самоуправление.

Конституция Российской Федерации – основной закон страны. Структура Конституции

Российской

Федерации.

Основы

конституционного

строя

России.

Эволюция

понятия

«гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой

статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их

виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы.

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской

Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в

судах

общей

юрисдикции.

Арбитражные

суды.

Правоохранительные

органы

Российской

Федерации.

Система

органов

внутренних

дел.

Прокуратура

её

деятельность.

Органы

Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Федеральная миграционная

служба. Федеральная служба судебных приставов. Федеральная служба РФ по контролю за

оборотом наркотиков. Федеральная таможенная служба.

Тема 6. Гражданское право.

Понятие

и

сущность

гражданского

права.

Гражданские

правоотношения.

Источники

гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как

субъект

права.

Юридическое

лицо

как

субъект

права.

Понятие

обязательства.

Способы

обеспечения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок

заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие

права

собственности.

Основание

возникновения

права

собственности.

Понятие

права

интеллектуальной собственности. Авторское право. Смежные права. Патентное право. Право

общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой

репутации. Понятие гражданско – правовой ответственности. Способы защиты гражданских

прав.

Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного

регулирования

экономики.

Организационно

правовые

формы

организации

предпринимательской деятельности. Права потребителей. Защита прав потребителей при

заключении договоров на оказание услуг. Срок предъявления претензий.

Реализация программы предполагается при помощи современных образовательных

технологий: ИТК, критического мышления, групповых технологий, технологии проблемного

обучения,

методов

проектов,

игровых

и

т.д.

Кроме

того,

в

ходе

изучения

курса

предполагается проведение интегрированных

уроков с литературой для формирования

практических представлений обучающихся о своей будущей профессии юриста, а также

практического применения знаний для работы над конкретными правовыми ситуациями.

Формы

занятий: уроки – лекции, уроки – семинары, уроки – практикумы, дискуссии,

уроки

презентации.

Планируется

посещение

право

охранительных

учреждений,

Дома

юстиции, Городских отделов полиции.

Контроль ЗУН осуществляется через контрольное тестирование, практические занятия,

подготовку

индивидуальных

сообщений,

презентаций,

участие

в

семинарах,

уроках

практикумах, подготовку реферативных работ на зимнюю сессию.

Литература для учителя по курсу «Основы правоведения для старшеклассников».

1.

Программы

общеобразовательных

учреждений:

история

и

обществознание:

9

кл.

М.

Просвещение, 2006. – 88с.

2.

Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 9 класса общеобразовательных

учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2-х частях. Часть1. 3-е издание. – М., ООО «

ТИД «Русское слово – РС», 2010 г. – 176 с., часть 2 – 240 с.

3.

Иоффе

А.Н.

Книга

ресурсов.

Методические

материалы

по

гражданскому

образованию:

учебно-методическое пособие. – М.,

Изд. Дом «Новый учебник», 2006. – 240с.

4.

Бойцова В.И. Идея правового государства в трудах российских

юристов. // Правоведение, М., 2011., №3.

5.

Решетников Ф.М. Правовые системы мира, М., 2010. – 234с.

6.

Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве, М., 2011г. – 256с.

7.

Мушинский В.О. Правоведение. М., 2015г. – 214с.

8.

Певцова Е.А. Понимание источников права в российской юриспруденции. // Учитель, 2015г,

№2.

Нормативные правовые акты.

1.

Конституция Р.Ф.

2.

Уголовный кодекс Р.Ф.

3.

Трудовой Кодекс Р.Ф.

4.

Гражданский Кодекс Р.Ф.

5.

Гражданский процессуальный кодекс Р.Ф.

6.

Уголовно-процессуальный кодекс Р.Ф.

7.

Федеральный закон от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и право

на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

8.

Федеральный закон 20 декабря 2002г. «О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации».

9.

Федеральный закон от 31 мая 2002г. «О гражданстве Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 10 января 2003г. «О выборах Президента Российской Федерации»



В раздел образования