Автор: Гусева Галина Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Сургутский естественно-научный лицей
Населённый пункт: г. Суругт
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: Обществознание в вопросах и ответах.
Раздел: полное образование
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Обществознание в вопросах и
ответах».
Курс «Обществознание в вопросах и ответах» предназначен для учащихся 11-х классов и
рассчитан
на
35
часов.
Содержание
курса
направлено
на
расширенное
и
углубленное
изучение вопросов, которые вызывают у учащихся наибольшее затруднение при подготовке к
экзаменам,
способствует
формированию
устойчивого
интереса
к
предмету,
исследовательского подхода в решении обществоведческих задач.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в
обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все
означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с
другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных
наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает,
что
в
профильных
классах
как
самостоятельные
курсы
изучаются
экономика
и
право.
Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с
этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки,
умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения
людей
по
отношению
к
обществу
и
другим
людям;
система
гуманистических
и
демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др.
Функции.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая
функция
позволяет
всем
участникам
образовательного
процесса
получить
представление
о
целях,
содержании,
общей
стратегии
обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая
функция
предусматривает
выделение
этапов
обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик
на
каждом
из
этапов,
в
том
числе
для
содержательного
наполнения
промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи:
●
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее
познавательных
интересов,
критического
мышления
в
процессе
восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
●
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным
нормам;
приверженности
гуманистическим
и
демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
●
освоение
на
уровне
функциональной
грамотности
знаний,
необходимых
для
социальной
адаптации:
об
обществе;
основных
социальных
ролях;
позитивно
оцениваемых
обществом
качествах
личности,
позволяющих
успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах
регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
●
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
●
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области
социальных
отношений;
экономической
и
гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу
учащихся,
позволяющую
им
приобрести
опыт
познавательной
и
практической
деятельности.
Как
показал
предварительный
опрос,
100
%
обучающихся
11
–
х
классов выбирают Обществознание как экзамен по выбору за курс Полной общей
школы.
К
этому
добавляется
время
из
резерва,
выделенного
для
каждого
года
обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
●
работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной
информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы
Интернета);
●
критическое
восприятие
и
осмысление
разнородной
социальной
информации,
отражающей
различные
подходы,
интерпретации
социальных
явлений,
формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
●
анализ
явлений
и
событий,
происходящих
в
современной
социальной
жизни,
с
применением методов социального познания;
●
решение
проблемных,
логических,
творческих
задач,
отражающих
актуальные
проблемы социально-гуманитарного знания;
●
участие
в
обучающих
играх
(ролевых,
ситуативных,
деловых),
тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни;
●
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам,
отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
●
осуществление
учебно-исследовательских
работ
по
социальной
проблематике,
разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
●
подготовку
рефератов,
освоение
приемов
оформления
результатов
исследования
актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в
гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая
программа
предусматривает
формирование
у
школьников
общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетными для школьного курса истории на этапе основного общего образования
являются:
Познавательная деятельность.
-
использование
для
познания
окружающего
мира
различные
методы:
наблюдение,
эксперимент, моделирование;
-
формирование
умений
различать
факты,
причины,
следствия,
доказательства,
законы,
теории;
- приобретение опыта выдвигать гипотезы для объяснения уже известных фактов и проверки
их реализации.
Информационно – коммуникативная деятельность.
- владение монологической и диалоговой речью. Способность выслушать точку зрения
собеседника, обосновать свою позицию, признавать право на иное мнение;
-
использование
для
решения
познавательных
и
коммуникативных
задач
различных
источников информации;
- воспитывать чувство толерантности, осознания себя как части великой, многонациональной
страны.
Рефлексивная деятельность.
-
овладение
навыками
контроля
и
оценки
своей
деятельности,
умением
предвидеть
возможные результаты своих действий;
-
организация
самостоятельной
учебной
деятельности:
постановка
цели,
планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.
Место предмета в базисном учебном плане.
Материалы для рабочей программы составлены на основе следующих документов:
- базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих программы общего
образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением
учебных
предметов
федерального
компонента
государственного
образовательного стандарта.
Основная форма организации образовательного процесса – классно – урочная система.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – исследование: учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера
аналитическим методом, методом сравнения, обобщения.
Комбинированный урок: предполагает выполнение работ и заданий разного вида вместе с
изучением новой темы.
Урок – игра: на основе игровой деятельности обучающиеся познают новое, закрепляют
изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок – тест – тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля
уровня обученности, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа – предлагаются различные виды самостоятельных работ, в
том числе работа с документами и текстами хрестоматии.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с
целью контроля знаний учащихся по пройденной теме или разделу.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
●
Элементы проблемного обучения.
●
Игровые технологии.
●
Элементы технологии проблемного обучения.
●
ИКТ.
Используемый учебно-методический комплект:
Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень"
учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2014 год.
●
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. /
Под. ред. Л. Н. Боголюбова.М.: Просвещение. 2012 год.
●
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред.
Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.М.: Просвещение. 2012 год.
●
"Обществознание".11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова. Автор-
составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2015год.
Формы организации учебного процесса:
●
коллективная;
●
групповая;
●
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
●
содержания;
●
обучающих средств;
●
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная
деятельность.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными
формами
контроля
знаний,
умений,
навыков
являются:
текущий
и
промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
●
определить
фактический
уровень
знаний,
умений
и
навыков
обучающихся
по
предмету (согласно учебного плана);
●
установить
соответствие
этого
уровня
требованиям
Федерального
компонента
государственного образовательного стандарта общего образования;
●
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и
программ учебных курсов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предусматривается
формирование
у
учащихся
общеучебных
умений
и
навыков,
универсальных
способов
деятельности
и
ключевых
компетенций.
В
этом
направлении
приоритетами являются:
●
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
●
использование
элементов
причинно-следственного
и
структурно-функционального
анализа;
●
исследование реальных связей и зависимостей;
●
умение
развернуто
обосновывать
суждения,
давать
определения,
приводить
доказательства (в том числе от противного);
●
объяснение
изученных
положений
на
самостоятельно
подобранных
конкретных
примерах;
●
поиск
нужной
информации
по
заданной
теме
в
источниках
различного
типа
и
извлечение
необходимой
информации
из
источников,
созданных
в
различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
●
отделение
основной
информации
от
второстепенной,
критическое
оценивание
достоверности полученной информации;
●
передача
содержания
информации
адекватно
поставленной
цели
(сжато,
полно,
выборочно);
●
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального
ряда
в
текст
и
др.),
выбор
знаковых
систем
адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
●
выбор
вида
чтения
в
соответствии
с
поставленной
целью
(ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
●
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное
восприятие языка средств массовой информации;
●
владение навыками редактирования текста;
●
самостоятельное
создание
алгоритмов
познавательной
деятельности
для
решения
задач творческого и поискового характера;
●
участие
в
проектной
деятельности,
в
организации
и
проведении
учебно-
исследовательской
работы:
выдвижение
гипотез,
осуществление
их
проверки,
владение
приемами
исследовательской
деятельности,
элементарными
умениями
прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
●
формулирование полученных результатов;
●
создание
собственных
произведений,
идеальных
моделей
социальных
объектов,
процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий,
реализация
оригинального
замысла,
использование
разнообразных
(в
том
числе
художественных) средств, умение импровизировать;
●
пользование
мультимедийными
ресурсами
и
компьютерными
технологиями
для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации
результатов познавательной и практической деятельности;
●
владение
основными
видами
публичных
выступлений
(высказывание,
монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута).
●
Курс
призван
помочь
осуществлению
выпускниками
осознанного
выбора
путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы.
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества.
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация.
Маргинальные группы.
Социальные
институты.
Типы
и
функции
социальных
институтов.
Социальная
инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на
социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и
культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт.
Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая
культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся
поведение
и
социальный
контроль.
Формы
и
проявления
отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его
разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции
и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное
сотрудничество
и
конфликты.
Проблемы
регулирования
межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции
развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика
поддержки семьи.
Культура
бытовых
отношений.
Социально-бытовые
интересы.
Материально-
вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности
молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции
развития
социальных
отношений
в
России.
Социальные
проблемы
современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества».
Политическая
система,
ее
структура
и
функции.
Политический
режим.
Типы
политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная
служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.
Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской
демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания.
Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества.
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера.
Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования
элит в современной России.
Истоки
и
опасность
политического
экстремизма.
Политический
терроризм,
его
особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ.
Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности
политического процесса в современной России. Современный этап политического развития
России.
Т е м а 3. Духовная культура.
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог
культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие
духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в
современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии.
Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 4. Современный этап мирового развития.
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и
противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность
и
противоречивость
современного
мира.
Глобальные
проблемы
современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого
человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной
цивилизации.
Календарно-тематическое планирование
курса «Обществознание в вопросах и ответах».
№
п/п
Наименование
разделов и тем
уроков
Оборудование.
Основные
понятия и термины
Кол-во
час.
Дата
проведения
1.
Вводный
инструктаж по
технике
безопасности.
Социальная
структура и
социальные
отношения.
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные понятия:социальная сфера,
социальная дифференциация,
социальное
неравенство, социальная стратификация,
класс, страта, социальная мобильность. ИИ
Термины: социальный «лифт», жизненные
шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.
1
05.09.
2.
Первичный
инструктаж по
технике
безопасности.
Социальные
институты
ПК, мультимедиа проектор, таблица,
презентация.
Основные понятия: социальный институт,
институциализация,
социальная
инфраструктура.
Термины: дисфункция,
деперсонализация.
1
12.09.
3.
Социальные
статусы и роли
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные
понятия: социальный
статус,
социальная
роль, ролевой
набор,
ролевой
к о н ф л и к т,
с о ц и а л и з а ц и я .
Термины:
авторитет, престиж, манипуляция.
1
26.09.
4.
Социальные
ценности и нормы
ПК,
мультимедиа
проектор,
презентация
понятия: ценности,
нормы,
социальные
нормы, правовые отношения.
Термины: нормы морали, нормы права.
1
03.10.
5.
Отклоняющееся
поведение и
социальный
контроль
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
О с н о в н ы е
п о н я т и я : отклоняющееся
поведение, социальный контроль.
Термин: преступность.
1
10.10.
6.
Социальные
интересы и
формы
социального
взаимодействия
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные
понятия: социальный
интерес,
социальное
взаимодействие,
конкуренция,
социальное
сотрудничество,
социальный
конфликт,
пути
разрешения
социального
конфликта.
Термины: соперничество, стадии социального
конфликта.
1
17.10.
7.
Этнос и нация
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные понятия: этнос, нация.
Термины:
национальность,
национальный
менталитет,
национальные
традиции и ценности.
1
24.10.
8.
Демография
современной
России
ПК, мультимедиа проектор,«Концепция
демографического
развития
Российской
Федерации
на
период » ,
презентация.
Основные понятия: демографическая
1
07.11.
политика. Термины: депопуляция, миграция,
воспроизводство населения.
9.
Институт семьи и
брака
ПК, мультимедиа проектор, Конституция
РФ
презентация.
Основные понятия: семья и брак как
социальные институты.
Термины: семейная роль, неполная семья.
1
14.11.
10.
Молодежь в
современном
обществе
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные понятия: молодежь как
социальная группа.
Термины: тинейджеры, инфантилизм,
субкультура, контркультура.
1
21.11.
11.
Социальная
структура
российского
общества
ПК, мультимедиа проектор, Конституция РФ
презентация.
О с н о в н ы е
п о н я т и я : социальная
стратификация,
социальное
государство,
социальная политика, социальное обеспечение.
Т е р м и н ы : социальное
ст рахование,
прожиточный
минимум,
потребительская
корзина.
1
28.11.
12.
Политическая
система и
политический
режим
ПК, мультимедиа проектор Конституция РФ
презентация.
Основные понятия: политическая система,
политический режим,
тоталитаризм,
авторитаризм.
1
05.12.
13.
Демократия
ПК, мультимедиа проектор, Конституция
РФ
презентация.
Основные понятия: демократия,
политический плюрализм,
многопартийность, политическое и правовое
равенство, парламентаризм, защита прав
меньшинства.
Термины: свобода, легитимность, гласность.
1
12.12.
14.
Государство
в
политическо
й системе
ПК, мультимедиа проектор, Конституция
РФ ,Закон «О государственной гражданской
службе»,
презентация.
Основные понятия: бюрократия, бюрократизм,
государственная служба.
Термины: должностной регламент.
1
19.12.
15.
Гражданское
общество и
правовое
государство
ПК, мультимедиа проектор, Конституция
РФ
презентация.
Основные понятия: правовое
государство, гражданское общество, местное
самоуправление. Термины: социальное
партнерство, группы интересов.
1
26.12.
16.
Повторный
и н с т ру кт а ж
п о
технике
безопасности.
М е с т о
и
р о л ь
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные понятия: средства массовой
информации.
Термины: политическое манипулирование,
политический маркетинг, общественное
мнение.
1
09.01.
С М И
в
политической
жизни.
17.
Политическая
идеология.
Учебники, ПК, мультимедиа проектор,
презентация.
Основные
понятия: политическое сознание,
п о л и т и ч е с к а я идеология,
либерализм,
консерватизм,
социа л-демократическая
идеология,
коммунистическая
идеология,
национал и з м ,
и д е о л о г и я
ф а ш и з м а ,
политическая
психология,
политическое
поведение.
Терм ины : социально-политическая
теория,
политиче ская программа,
политическая
пропаганда.
1
16.01.
18.
Политические
партии и
движения
ПК,
мультимедиа
проектор,презентация.
Основные
понятия: политическая
партия,
партийная система, типы партийных систем,
общественно-политическое движение.
Те р м и н ы : политическая
мобилизация,
политическая социализация.
1
23.01.
19.
Политическое
лидерство.
Политические
элиты.
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные понятия: политическая элита,
контрэлита, политический лидер, имидж
политического лидера, группа давления.
Термины: управленческие способности,
традиционный тип лидерства, рационально-
легальный тип лидерства, харизматический
тип лидерства, лоббирование.
1
30.01.
20.
Выборы в
демократическом
обществе
ПК, мультимедиа проектор, Конституция
РФ,
презентация.
Основные понятия: избирательная система,
типы избирательных систем, избирательная
кампания.
Термины:
политический маркетинг,
политический имидж, абсентеизм, популизм.
1
21.
Понятие
"духовная
культура".
Духовное
развитие общества
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные понятия: культура, материальная
и духовная культура, диалог культур,
толерантность. Термины:
преемственность,
новаторство, субкультура, контркультура,
европоцентризм, американоцентризм, афро-
центризм (негритюд).
1
22.
Духовная
жизнь
людей.
Мировоззрение,
его виды и формы.
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные понятия: духовность, патриотизм,
гражданств е н н о с т ь ,
м и р о в о з з р е н и е ,
менталитет.
1
23.
Мораль и
нравственность
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные
понятия: нравственная культура,
мораль, нравственность, этика, добро и зло,
долг, совесть, честь и достоинство
личности,
моральный идеал.
Термины: этические
категории,
моральное
сопротивление.
1
24.
Наука. Функции
современной
науки.
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные понятия: наука, этика науки.
Термины: «большая наука», инновации.
1
25 –
26.
Социальная и
личностная
значимость
образования.
ПК,
мультимедиа
проектор,
Конституция
РФ ,
З а ко н е
РФ
« О б
о б р а з о в а н и и » ,
презентация.
Основные понятия: образование,
непрерывное образование.
Термины: модернизация, компетентность.
2
27 –
28.
Роль религии в
жизни общества
ПК, мультимедиа проектор, Конституция
РФ,
презентация.
Основные
понятия: религия,
религиозное
сознание,
мировые
религии,
принцип
свободы совести.
Термины: религиозный
культ,
религиозные
организации, межконфессиональный диалог.
2
29 –
30.
Искусство. Виды и
жанры искусства.
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные
понятия: искусство.
Термины: виды искусства, жанры
искусства, знак, символ.
2
31 - 32.
Массовая
культура.
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные
понятия: народная
культура,
элитарная культура, массовая культура,
массовое общество, СМИ.
Те рм и н ы : желтая
пресса,
«человек
массы»,
блокбастер, бестселлер, шлягер.
2
33 –
34.
Многообразие
современного
мира
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Основные
понятия: единая
цивилизация,
т радиционное общество,
индустриальное
общество,
постиндустриальное
общество,
информационное общество.
Т е р м и н ы : энергетиче ский
к р и з и с ,
э к о л о г и ч е с к и й
к р и з и с , догоняющее
развитие, модернизация, вестернизация.
2
35.
Глобализация
и ее
последствия.
ПК, мультимедиа проектор, презентация.
Термины: маргинализация, геоэкономика,
ВВП, ВТО, МВФ.
1