Автор: Терёхина Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: г. Нижнего Новгорода
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Речевые игры и упражнения
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи
(для детей дошкольного возраста 3-5 лет)
Воспитатель МАДОУ "Детски сад № 70"
- Терёхина Надежда Ивановна
1. «Один-много»
Цель: закрепление употребления множественного числа имени существительного в
именительном падеже.
Ход: педагог катит мяч ребёнку называя фрукт, или овощ в единственном числе,
ребёнок ловит мяч, и возвращает воспитателю меняя форму слова на множественное
число. Например: одно яблоко – много яблок, один огурец – много огурцов и т.д.
2. «Подсолнух»
Ц е л ь : развитие
умения
дифференцировать
родственные
по
месту
звуки.
Автоматизация звука т. п.
Ход: педагог предлагает ребёнку раскрыть карточку «семечку» и произнести, что
изображено на картинке, делая акцент на звук «п» (твердый и мягкий);
3. «Громко-тихо»;
Цель: закрепление умения произносить звуковые сочетания разной силой голоса.
Ход: дети в соответствии с действиями произносят фразу, изменяя силу голоса.
4. «Сад-огород»
Цель: развивать умение использовать в речи предлоги, активизировать глагольную
лексику.
Ход: Предлагаю игрушечные овощи и фрукты, и предлагают посадить сад и огород:
фрукты - отдельно. Овощи - отдельно. После выполнения задания, дети
рассказывают, что где растет.
5. «Поварёнок»
Ц е л ь : Формирование
лексико-грамматических
групп,
а
именно
согласование
существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
Ход: Педагог задаёт вопрос детям сок из груш, какой?... Грушевый. Каша из пшена,
какая? …Пшённая. Мороженое с яблоками, какое?... Яблочное . Желе из лимона,
какое? …Лимонное. и т.д.
6. «Домик лисы»
Цель: развивать умение согласовывать числительные с именем существительным
«нора»
Ход: педагог предлагает детям построить домик - нору для лисы не одну, а много.
Дети из песка строят домики для Лисы, «оречевляя» свои действия. Сгребают песок
в холмик, прихлопывают его руками, внизу пальцами выгребают песок. Получается
нора. Педагог спрашивает, сколько нор получилось? Одна нора, две норы,… пять
нор
7. «Полянка»
Цель: развивать умение использовать в речи предлоги, активизировать глагольную
лексику.
Ход: Педагог предлагает ребёнку разместить насекомых на цветке, под цветком, на
травинке, между цветком и ягодой. Используя в речи глаголы: улетел, прилетел,
приполз, уполз, заполз.
8.
«Составление
описательных
рассказов
о
животных»
с
педагогической поддержкой и по моделям
Цель: развивать связную речь.
Ход: Педагог предлагает ребёнку составить описательный рассказ о животном, об
игрушке опираясь на модели состоящий из 3-4 предложений.
9. «Запах цветов»
Цель: развитие длительного речевого выдоха и мягкой атаки голоса
Ход: Педагог предлагает детям подышать на цветочной поляне, делая глубокий вдох
через нос, не поднимая плеч, и на выдохе длительно и тихо произнести: «Ах, какой
запах».
10. «Прятки»
Цель: Закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций.
Ход: Лиса будет прятаться, а мы её будем искать и говорить, где она находиться.
Дети отвечают полным предложением: лиса стоит между печкой и столом, и т.д.
11. «Расскажи знакомую сказку, используя алгоритм»
Цель: Развивать связную речь.
Ход: После прочтения знакомой сказки педагог предлагает ребёнку рассказать ее,
используя алгоритм.