Автор: Вербицкая Екатерина Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ лицей№3
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный подход к организации и проведению занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу
Раздел: среднее образование
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ,
ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ В СПЕЦИАЛЬНУЮ
МЕДИЦИНСКУЮ ГРУППУ
Вербицкая Екатерина Николаевна
Учитель физической культуры, МБОУ лицей№3, г. Сургут
Сложная демографическая ситуация и негативные тенденции в состоянии здоровья
подрастающего поколения объективно создали базу для роста численности учащейся
молодежи, отнесенной к специальной медицинской группе для занятий физическими
упражнениями.
Так,
по
данным
Департамента
по
образованию
и
науке
г.
Сургута
(Вишневский В.А., 2006) число школьников первой группы здоровья к декабрю 2006 года
сократилось до 6.2 %, а доля лиц с хроническими заболеваниями возросла до 24%. В
последние
годы
в
регионе
наметилась
тенденция
сокращения,
до
этого
достаточно
постоянной, второй группы с хронизацией заболеваний.
Вместе с тем, кадровое, программное и организационно-методическое обеспечения
работы
специальных
медицинских
групп
далеко
от
рационального,
что
рождает
ряд
серьезных
проблем
и
противоречий.
Прежде
всего,
это
противоречие
между
существующими
теоретическими
моделями
организации
оздоровительной
работы
в
специальных медицинских группах и явно недостаточной технологической проработкой
механизмов
реализации
концептуальных
положений.
Особенно
мешает
отсутствие
механизма индивидуализации на занятии, так как специалист по физической культуре не
располагает какими-либо данными о текущем состоянии пациента, его индивидуальных
особенностях, типе реакции на физическую нагрузку и многой другой информацией,
необходимой для эффективной работы, рассчитанной не только на процесс, но и на
результат.
Актуальность,
теоретическая
и
практическая
значимость,
и
недостаточная
разработанность проблемы обусловили выбор темы.
С целью индивидуализации учебно-воспитательного процесса по физическому
воспитанию для учащихся, отнесенных в специальные медицинские группы в
образовательный процесс были включены:
- дневник самоконтроля, с такими графами, как: дата, самочувствие до занятия,
ЧСС до занятия, ЧСС в середине занятия, ЧСС в конце занятия, самочувствие в конце
занятия. Динамика ЧСС ведется каждое занятие.
- комплексы лечебной гимнастики в соответствии с диагнозом в специальную
разминку.
Для каждого ребенка разработан свой индивидуальный комплекс упражнений
лечебной гимнастики, который он выполняет в ходе каждого занятия в специальной
разминке.
- самостоятельное проведение комплексов физических упражнений учащимися в
качестве учителя и выполнение комплексов в соответствии со своим диагнозом.
-
темы рефератов для учащихся, занимающихся в СМГ. Которые включили два
раздела: темы рефератов в соответствии с разделом программы, темы рефератов
специализированной подготовки (оказание первой помощи, комплексы ЛГ по диагнозам,
организация занятий в СМГ).
- памятки для родителей, в которых описаны все требования и критерии оценивания к
занимающимся в СМГ, с приложенным к ним расписанием занятий по группам.
- ситуации касаемые отсутствия на занятии и ремиссии заболевания у учащихся в
программу по физической культуре.
Если учащийся отсутствовал на занятиях по уважительной причине (болезнь,
участие
в
соревнованиях,
олимпиадах
и
т.п.),
то
необходимо
принести
документ
подтверждающий
причину
отсутствия,
взять
задания
в
соответствии
с
разделом
программы и в установленный срок сдать.
Если
учащемуся
противопоказаны
какие-либо
физические
упражнения,
тогда
необходимо взять темы рефератов и требования к оформлению и содержанию реферата в
соответствии с темой.
Теоретический материал, в форме рефератов защищается устно (рассказывается) и
сдается учителю.
Все необходимые зачеты, задания, рефераты сдавать во время (за исключением
таких ситуаций, как: резкое ухудшение состояния, прогрессирование болезни,
необходимость срочной госпитализации или лечения).
В случае ремиссии болезни, ухудшении состояния здоровья, прогрессирования
болезни, необходимости срочной госпитализации или лечения лицеист (лицеистка)
освобождается от физической нагрузки. В таком случаи, необходимо взять темы рефератов
и требования выполнения для сдачи данной работы.
- адаптированные тесты для СМГ, критерии и шкала оценивания полученных
знаний.
Адаптированные тесты для СМГ
При прохождении программы учащиеся сдают тесты:
1. Для определения силы мышц рук и плечевого пояса- отжимания (девочки на
коленях,
мальчики
-
в
полной
координации);
подтягивания
(мальчики
в
полной
координации, девочки - в положении виса);
2. Для определения координационных способностей и ловкости- броски и ловля
теннисного мяча двумя руками с расстояния 1м в течение 30 сек., прыжки через скакалку
(на количество раз по мере возможности занимающихся);
3. Для определения выносливости - тест Купера (6 и 12 минутная ходьба);
4.Для
определения
скоростно-силовых
способностей
применяют
тест
для
брюшного пресса (на количество раз по мере возможности);
5.
Для
определения
силы
и
выносливости
мышц
спины,
брюшного
пресса
используется - поднимание ног в согнутом положении до угла в 90гр. (на количество раз);
удержание прямых ног под углом 45гр. В положении седа (на время); удержание верхней
части туловища и прямых ног - упражнение «ласточка» (на время).
6. И сдаются тесты в соответствии с разделом программы.
Все тесты сдаются в соответствии с возможностями занимающихся и с учетом
противопоказаний по каждому из диагнозов.
В процессе занятий даются знания в области: гигиены (одежды, сна, личной и т.д),
рационального
питания,
двигательного
режима;
влияние
физических
упражнений
на
организм и все его системы, основные приемы самоконтроля, правила поведения на
занятиях и ТБ.
Шкала оценивания полученных знаний
Оценка тестов ОФП:
1. При отрицательной динамике роста результатов - выставляется оценка «2»;
2. Если уровень результатов тот же либо имеется прирост 5% - выставляется оценка
«3»;
3. Если уровень результатов имеет прирост от 5-7%- выставляется оценка «4»;
4. Если уровень результатов имеет прирост от 7% и выше - выставляется оценка
«5»;
Процент прироста рассчитывается от исходного результата каждого из тестов.
Оценка тестов в соответствии с разделом программы:
По каждому из разделов сдается техника.
Мелкие
ошибки
-
нет
отклонений
от
техники
двигательного
действия,
слегка
присутствуют
помарки
или
слегка
нарушен
стиль
движения
(сутулая
спина
при
выполнении поворота в гимнастике и т.д.)
Средние
ошибки
-
незначительные
отклонения
от
техники
и
ошибки
стиля
двигательного действия.
Грубые ошибки - значительные отклонения от техники (т.е. на грани не выполнения,
либо падение, нарушение целостности элементов).
Мелкие ошибки соответствуют оценке «5» либо «4»;
Средние ошибки- «4» либо «3»;
Грубые ошибки- «3» либо «2».
Теоретические знания
Критерии оценивания:
1. Написание и оформление рефератов;
2. Знание всех тонкостей своей работы;
3. Устное представление своей работы.
Если
все
критерии
присутствуют
и
работа
раскрыта
в
полном
объеме,
то
в
соответствии с этим выставляется оценка «5». Если занимающийся не совсем хорошо
знает свою работу или его ответы на наводящие вопросы учителя не четкие, в этом случае
ставится оценка «4». Если занимающийся сдает оформленную работу, но не знает ее
содержания и не в состоянии самостоятельно рассказать по данной теме, то в таком случае
ставиться оценка «3».
Список используемой литературы
1. Ананьева, Н.А. Здоровье и развитие современных школьников / Н.А. Ананьева,
Ю.А. Ямпольская // Школа здоровья. - 1994. - Т. 1. - № 1. - С. 13-18.
2.
Ананьева,
Н.А.
Физическое
развитие
и
адаптационные
возможности
школьников / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская // Вестник РАМН. - 1993. - № 5. - С. 19-24.
3.
Сухарев,
А.Г.
Концепция
укрепления
здоровья
детей
и
подростков
/
А.Г.Сухарев // Magister. – 1999. - № 3. – С. 85 – 88.
4. Зелинская, Д.И. О состоянии здоровья детей в России / Д.И. Зелинская // Школа
здоровья. - 1995. - Т. 2. - № 2. - С. 5-12.
5. Физическая культура. 1-11 классы. Рабочая программа. Расширенное трехчасовое
планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно-
корригирующей направленности и обучения бадминтону. Ресурсное обеспечение/авт.-сост.
К.Р.Мамедов- Волгоград: Учитель, 2016.-159 с.