Напоминание

Индивидуальный подход к организации и проведению занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу


Автор: Вербицкая Екатерина Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ лицей№3
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный подход к организации и проведению занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу
Раздел: среднее образование





Назад




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧАЩИМИСЯ,

ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ В СПЕЦИАЛЬНУЮ

МЕДИЦИНСКУЮ ГРУППУ

Вербицкая Екатерина Николаевна

Учитель физической культуры, МБОУ лицей№3, г. Сургут

Сложная демографическая ситуация и негативные тенденции в состоянии здоровья

подрастающего поколения объективно создали базу для роста численности учащейся

молодежи, отнесенной к специальной медицинской группе для занятий физическими

упражнениями.

Так,

по

данным

Департамента

по

образованию

и

науке

г.

Сургута

(Вишневский В.А., 2006) число школьников первой группы здоровья к декабрю 2006 года

сократилось до 6.2 %, а доля лиц с хроническими заболеваниями возросла до 24%. В

последние

годы

в

регионе

наметилась

тенденция

сокращения,

до

этого

достаточно

постоянной, второй группы с хронизацией заболеваний.

Вместе с тем, кадровое, программное и организационно-методическое обеспечения

работы

специальных

медицинских

групп

далеко

от

рационального,

что

рождает

ряд

серьезных

проблем

и

противоречий.

Прежде

всего,

это

противоречие

между

существующими

теоретическими

моделями

организации

оздоровительной

работы

в

специальных медицинских группах и явно недостаточной технологической проработкой

механизмов

реализации

концептуальных

положений.

Особенно

мешает

отсутствие

механизма индивидуализации на занятии, так как специалист по физической культуре не

располагает какими-либо данными о текущем состоянии пациента, его индивидуальных

особенностях, типе реакции на физическую нагрузку и многой другой информацией,

необходимой для эффективной работы, рассчитанной не только на процесс, но и на

результат.

Актуальность,

теоретическая

и

практическая

значимость,

и

недостаточная

разработанность проблемы обусловили выбор темы.

С целью индивидуализации учебно-воспитательного процесса по физическому

воспитанию для учащихся, отнесенных в специальные медицинские группы в

образовательный процесс были включены:

- дневник самоконтроля, с такими графами, как: дата, самочувствие до занятия,

ЧСС до занятия, ЧСС в середине занятия, ЧСС в конце занятия, самочувствие в конце

занятия. Динамика ЧСС ведется каждое занятие.

- комплексы лечебной гимнастики в соответствии с диагнозом в специальную

разминку.

Для каждого ребенка разработан свой индивидуальный комплекс упражнений

лечебной гимнастики, который он выполняет в ходе каждого занятия в специальной

разминке.

- самостоятельное проведение комплексов физических упражнений учащимися в

качестве учителя и выполнение комплексов в соответствии со своим диагнозом.

-

темы рефератов для учащихся, занимающихся в СМГ. Которые включили два

раздела: темы рефератов в соответствии с разделом программы, темы рефератов

специализированной подготовки (оказание первой помощи, комплексы ЛГ по диагнозам,

организация занятий в СМГ).

- памятки для родителей, в которых описаны все требования и критерии оценивания к

занимающимся в СМГ, с приложенным к ним расписанием занятий по группам.

- ситуации касаемые отсутствия на занятии и ремиссии заболевания у учащихся в

программу по физической культуре.

Если учащийся отсутствовал на занятиях по уважительной причине (болезнь,

участие

в

соревнованиях,

олимпиадах

и

т.п.),

то

необходимо

принести

документ

подтверждающий

причину

отсутствия,

взять

задания

в

соответствии

с

разделом

программы и в установленный срок сдать.

Если

учащемуся

противопоказаны

какие-либо

физические

упражнения,

тогда

необходимо взять темы рефератов и требования к оформлению и содержанию реферата в

соответствии с темой.

Теоретический материал, в форме рефератов защищается устно (рассказывается) и

сдается учителю.

Все необходимые зачеты, задания, рефераты сдавать во время (за исключением

таких ситуаций, как: резкое ухудшение состояния, прогрессирование болезни,

необходимость срочной госпитализации или лечения).

В случае ремиссии болезни, ухудшении состояния здоровья, прогрессирования

болезни, необходимости срочной госпитализации или лечения лицеист (лицеистка)

освобождается от физической нагрузки. В таком случаи, необходимо взять темы рефератов

и требования выполнения для сдачи данной работы.

- адаптированные тесты для СМГ, критерии и шкала оценивания полученных

знаний.

Адаптированные тесты для СМГ

При прохождении программы учащиеся сдают тесты:

1. Для определения силы мышц рук и плечевого пояса- отжимания (девочки на

коленях,

мальчики

-

в

полной

координации);

подтягивания

(мальчики

в

полной

координации, девочки - в положении виса);

2. Для определения координационных способностей и ловкости- броски и ловля

теннисного мяча двумя руками с расстояния 1м в течение 30 сек., прыжки через скакалку

(на количество раз по мере возможности занимающихся);

3. Для определения выносливости - тест Купера (6 и 12 минутная ходьба);

4.Для

определения

скоростно-силовых

способностей

применяют

тест

для

брюшного пресса (на количество раз по мере возможности);

5.

Для

определения

силы

и

выносливости

мышц

спины,

брюшного

пресса

используется - поднимание ног в согнутом положении до угла в 90гр. (на количество раз);

удержание прямых ног под углом 45гр. В положении седа (на время); удержание верхней

части туловища и прямых ног - упражнение «ласточка» (на время).

6. И сдаются тесты в соответствии с разделом программы.

Все тесты сдаются в соответствии с возможностями занимающихся и с учетом

противопоказаний по каждому из диагнозов.

В процессе занятий даются знания в области: гигиены (одежды, сна, личной и т.д),

рационального

питания,

двигательного

режима;

влияние

физических

упражнений

на

организм и все его системы, основные приемы самоконтроля, правила поведения на

занятиях и ТБ.

Шкала оценивания полученных знаний

Оценка тестов ОФП:

1. При отрицательной динамике роста результатов - выставляется оценка «2»;

2. Если уровень результатов тот же либо имеется прирост 5% - выставляется оценка

«3»;

3. Если уровень результатов имеет прирост от 5-7%- выставляется оценка «4»;

4. Если уровень результатов имеет прирост от 7% и выше - выставляется оценка

«5»;

Процент прироста рассчитывается от исходного результата каждого из тестов.

Оценка тестов в соответствии с разделом программы:

По каждому из разделов сдается техника.

Мелкие

ошибки

-

нет

отклонений

от

техники

двигательного

действия,

слегка

присутствуют

помарки

или

слегка

нарушен

стиль

движения

(сутулая

спина

при

выполнении поворота в гимнастике и т.д.)

Средние

ошибки

-

незначительные

отклонения

от

техники

и

ошибки

стиля

двигательного действия.

Грубые ошибки - значительные отклонения от техники (т.е. на грани не выполнения,

либо падение, нарушение целостности элементов).

Мелкие ошибки соответствуют оценке «5» либо «4»;

Средние ошибки- «4» либо «3»;

Грубые ошибки- «3» либо «2».

Теоретические знания

Критерии оценивания:

1. Написание и оформление рефератов;

2. Знание всех тонкостей своей работы;

3. Устное представление своей работы.

Если

все

критерии

присутствуют

и

работа

раскрыта

в

полном

объеме,

то

в

соответствии с этим выставляется оценка «5». Если занимающийся не совсем хорошо

знает свою работу или его ответы на наводящие вопросы учителя не четкие, в этом случае

ставится оценка «4». Если занимающийся сдает оформленную работу, но не знает ее

содержания и не в состоянии самостоятельно рассказать по данной теме, то в таком случае

ставиться оценка «3».

Список используемой литературы

1. Ананьева, Н.А. Здоровье и развитие современных школьников / Н.А. Ананьева,

Ю.А. Ямпольская // Школа здоровья. - 1994. - Т. 1. - № 1. - С. 13-18.

2.

Ананьева,

Н.А.

Физическое

развитие

и

адаптационные

возможности

школьников / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская // Вестник РАМН. - 1993. - № 5. - С. 19-24.

3.

Сухарев,

А.Г.

Концепция

укрепления

здоровья

детей

и

подростков

/

А.Г.Сухарев // Magister. – 1999. - № 3. – С. 85 – 88.

4. Зелинская, Д.И. О состоянии здоровья детей в России / Д.И. Зелинская // Школа

здоровья. - 1995. - Т. 2. - № 2. - С. 5-12.

5. Физическая культура. 1-11 классы. Рабочая программа. Расширенное трехчасовое

планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно-

корригирующей направленности и обучения бадминтону. Ресурсное обеспечение/авт.-сост.

К.Р.Мамедов- Волгоград: Учитель, 2016.-159 с.



В раздел образования