"Опыт организации предметно-пространственной среды на примере сюжетно-ролевой игры "Цирк"
Автор: Рафикова Фидания Салаватовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №310 Населённый пункт: город Уфа,республика Башкортостан Наименование материала: опыт работы Тема: "Опыт организации предметно-пространственной среды на примере сюжетно-ролевой игры "Цирк" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Опыт организации предметно - пространственной среды на примере
сюжетно-ролевой игры « Цирк»
Тип проекта : творческий, игровой.
Проект реализуется с детьми 4 - 5 лет.
Направленность: познание окружающего мира через искусственно созданную среду.
Вид проекта : долгосрочный (2 года), игровой, групповой.
Цель проекта : сформировать у детей представления о цирке. Создавать условия
для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе
специально моделируемой ситуации.
Задачи проекта:
Образовательные:
- вызвать интерес к цирку и на основе этого интереса развивать познавательные
способности детей;
- обогатить представления детей о цирке, как об одном из видов творчества людей;
- пополнить представления детей о цирковых профессиях;
- дополнить знания детей о животных, выступающих в цирке;
- обогатить и расширить словарный запас детей словами, относящимися к цирку.
Развивающие:
- продолжать развивать координацию движений, умение слушать музыку, соотносить
движения с музыкой;
- развивать умение распределять роли, подготавливать необходимые условия,
договариваться о последовательности совместных действий.
Воспитательные:
- воспитывать желание играть в коллективе сверстников;
- воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство
ответственности за общее дело;
- закрепить правила поведения в общественных местах; умение правильно и
аккуратно пользоваться атрибутами.
Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда
1.Методическое обеспечение
-Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»
М., 2001..
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа.
Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ. М.,2014.
- Н.Ф. Комарова «Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском
саду». М., 2010.
2.Консультации и рекомендации для родителей:
- консультация на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного
возраста», «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре»;
- домашний просмотр мультфильмов («Приключение льва Банифация»,
«Приключения Фунтика», «Каштанка»), фильмов и документальных фильмов про
цирк;
- семейное посещение цирка (при возможности);
- беседа с родителями, была рассказана важность проекта для их детей;
- предложили оказать посильную помощь в подготовке реквизита, костюмов
3.Предварительная работа
Беседы о диких животных.
Рассматривание иллюстраций с изображением животных.
Беседы с детьми из личного опыта.
Дидактические игры «Кто, чем питается?», «Чей малыш?», «Кто как
передвигается».
Загадки и стихи о животных.
Выставка рисунков «Мое любимое животное»
3.Конспекты сюжетно-ролевых игр
4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Цирк»:
- афиша, шатер цирк, сцена, костюм клоуна, акробата, конферансье, фокусника,
дрессировщицы, костюмы и маски зверей, волшебные палочки, коробочки,
султанчики, колечки, мягкие шарики, обручи, кегли, канат, парики, шляпы, касса,
билет, деньги, буфет, кольцеброс, обруч с ленточками для дрессировщика
медведей, собачек, аудиозапись цирковой музыки, носы, шляпы и другие атрибуты.
Словарный минимум
Название профессий и ролей :
- директор цирка, конферансье, дрессировщик, жонглёр, канатоходец, клоун,
фокусник, гимнаст, силач, кассир, контролер, продавец билетов, ветеринар,
охранник, буфетчица, врач, технический работник, дворник, гример, костюмер.
Название атрибутов
- афиша, шатер цирка, костюмы, маски, волшебные палочки, коробочки,
султанчики, колечки, мягкие шарики, обручи, кегли, канат, парики, шляпы, касса,
билет, деньги, буфет, кольцеброс, ленточки , аудиозаписи, носы, шляпы, очки,
крылья, коврики, флажки и другие атрибуты.
Название трудовых действий
- смешит, развлекает, танцует, подражает, жонглирует, показывает фокусы,
поднимает тяжести, учат зверей танцевать и выполнять трюки, аплодируют,
принимает плату, продает билеты, обслуживает, раскладывает товар, проверяет
билеты, ведет представление, управляет лошадьми , подметает двор и арену,
осматривает, охраняет, ухаживает за животными
Качество труда
- качественно, быстро, энергично, высококачественно, старательно, вежливо,
ответственно, вкусно, своевременно, внимательно весело, дружно, аккуратно,
смело, загадочно.
Варианты игры
Цирк:
1.
Магазин
2.
Буфет
3.
Ветлечебница
4.
Семья
5.
Больница
6.
Фотосалон
7.
Швейная мастерская
Этапы игры
I.Подготовительный
Подбор соответствующей литературы: загадки, стихи, сказки, пальчиковые игры;
иллюстрации, дидактические игры, подвижные игры.
II. Основной
Формулирую проблемы. Цель: заменить заболевших артистов и выступить на арене
цирка. Ввожу в игровую ситуацию: в группу пришло письмо от директора цирка.
Формулирую задачи: как добраться до цирка? Как попасть в цирк? Кто будет
выступать на арене цирка?
III. Заключительный
Проведение циркового представления. Воспитатель помогает по необходимости.
Перспективный план по реализации проекта.
Социальный мир
Обогатить представления детей о цирке, как об одном из видов творчества людей, о
цирковых профессиях. Познакомить с ролью клоуна в цирке, о его большой
профессиональной подготовке в жонглировании, в дрессировке животных,
акробатике, эквилибристике. Обогатить словарь детей словами: манеж, занавес,
дрессировка, жонглирование, акробатика.
Познание. ФЭМП.
Познакомить детей с профессией дрессировщик. Учить находить отличия одной
группы предметов от другой; классифицировать предметы по назначению;
выкладыват ряд из предметов. Тренировать в прямом и обратном счёте. Развивать
интеллектуальные способности, воображение, мышление.
Коммуникация.
Знакомство с художественной литературой. Разучивание отрывка из стихотворения
С. Я. Маршака «Впервые на арене». Использовать при разучивании приёмы
мнемотехники. Учить выделять из текста названия профессий в цирке. Развивать
слуховую и зрительную память, речь, интонационную выразительность.
Художественное творчество.
Изготовление колпаков для клоунов. Учить самостоятельно вырезать круги разного
диаметра и произвольно располагать их на конусе. Развивать восприятие, чувство
цвета.
Художественное творчество. Лепка. "Дрессированный щенок".
Закреплять навыки работы с пластилином бросовым материалом для придания
большей выразительности образу (коробочки от киндер-сюрпризов) .Развивать
моторику пальцев рук, воображение.
Художественное творчество. Аппликация. "Билеты в цирк".
Закрепить смешанную технику (работа с цветной бумагой, фломастерами,
карандашами, трафаретами). Развивать творчество,
фантазию, зрительную память, глазомер, чувство цвета.
Художественное творчество. Рисование. "Весёлый клоун".
Рассмотреть иллюстрации с изображением клоуна. Обратить внимание детей на
костюм клоуна, на грим на лице. Учить выделять главные отличительные черты в
костюме клоуна и переносить их на рисунок. Побуждать передавать в рисунке не
только фигуру и пропорции человека, но и пластику движении характер. Развивать
восприятие, творческие способности.
Коммуникация. Придумывание рассказа на тему "Цирк".
Учить самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему, используя в речи
описание, диалог, средства выразительности. Развивать мышление, фантазию,
связную речь.
Ознакомление с окружающим миром. Создание целостной картины мира. Просмотр
мультфильма "Впервые на арене".
При помощи художественного и литературного творчества познакомить детей с
цирком. Учить разделять поступки героев мульфильма на хорошие и плохие.
Побуждать сопереживать героям. Просмотр мультфильма "Впервые на арене".
Совместная деятельность взрослого и детей.
Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак "Цирк Шапито",
"Впервые на арене", В. Драгунский "Девочка на шаре", "Не хуже, вас,
цирковых", Н. Сладков "Неслух", А. П. Чехов "Каштанка".
Создание ситуации "Какие опасности подстерегают дрессировщика".
Поход на цирковое представление.
Знакомство с техникой наложения грима на лицо.
Придумывание реприз.
Прослушивание "цирковой" музыки.
Загадывание загадок на тему "цирк".
Выполнение упражнений -дрессированные звери.
Самостоятельная деятельность детей.
После изучения темы "Цирк", после приобретения знаний о цирке, о его атрибутах, о
профессиях в цирке, о животных, выступающих в цирке-организация сюжетно-
ролевой игры "Цирк", в которой каждый ребёнок получил возможность попробовать
себя в роли циркового артист