Авторы: Богайцева Марина Викторовна, Короваева Лариса Евгеньевна
Должность: учителя
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа № 511 Пушкинского района
Населённый пункт: Пушкин
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт организации проектной деятельности в рамках основного общего образования
Раздел: среднее образование
Короваева Л.Е., руководитель ОУ, учитель математики
Богайцева М.В., к.п.н., учитель русского языка и литературы
Практическая часть:
Напалков А.И., учитель физической культуры
Заньковец Е.Л.. учитель музыки
ГБОУ средняя школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проектная
технология
в
современной
школе
стала
широко
использованной,
существует множество пособий по ведению проектной деятельности. Но
в о ш л а
л и
проектная
деятельность
органично
в
практику
современного
учителя?
Думаю,
все
согласятся, что нет. Конечно, есть элективные курсы и группы внеурочной деятельности,
но много ли учеников они вовлекают?
Проектная работа требует значительного вложения времени и сил и в том случае,
если проецируется на широкую массу обучающихся в классе (при подготовке массового
проекта) и в том случае, если требуется подготовка индивидуального учебного проекта с
учеником, выполняющим эту работу самостоятельно.
Как
помочь
всем
ученикам
выпуска
подойти
подготовленными
к
создания
индивидуального учебного проекта в 9 классе?
Педагогический коллектив ГБОУ средняя школа № 511 Пушкинского района Санкт-
Петербурга решает эту проблему следующим образом.
Во-первых,
сложившаяся
система
проведение
предметных
недель
модернизирована под месячники проектной деятельности по предмету: учителя каждого
цикла в течение определенного месяца выполняют с обучающимися в рамках урочной
деятельности и домашних заданий мини-упражнения, направленные на формирование
навыков проектной деятельности.
Во-вторых, эти задания усложняются от 5 к 7 классу, а в 8-9 классе переходят в
работу учеников над индивидуальным проектом.
В 5 классе учителя весь год отрабатывают с учениками формирование навыка
формулирования гипотезы и ее доказательства с помощью небольших тезисов.
В 6 классе учителя с учениками к сформулированной гипотезе создают сложный
план,
соответствующий
плану
индивидуального
проекта
и
предполагающий
наличие
теоретической и практической части работы.
Примерами предпроектной работы в 6 классах могут служить следующие (учителя-
разработчики Заньковец Е.Л., Напалков А.И.):
5 класс
Формирование
навыка создания
гипотезы и тезисов-
аргументов
6 класс
Формирование
навыка создания
сложного плана,
ориенированного на
конкретную
гипотезу
7 класс
Формирование
ннавыка создания
теореической части
к существущей
гипоее и плану
8-9 класс
выбор направления
и темы
индивидуального
учебного проекта и
создание проекта
под руководством
одного из учителей
В
7
классе
ученики
по
уже
написанному
ранее
плану
готовят
небольшие
теоретические исследования в объеме 2-3 рукописных листов. Цель данного периода –
подобрать учебную литературу по теме, научиться оформлять ссылки, научиться приемам
рерайта. Обучающиеся должны понимать, что их работа в теоретической части, конечно,
носит еще реферативный характер, но это – их собственная работа, и при передаче
информации
они
должны
продемонстрировать
коммуникативные
навыки
–
навыки
изложения на основе прочитанной информации.
В 8-9 классе в помощь ученикам придет пособие, созданной учителями школы,
содержащее рекомендации по написанию индивидуального образовательного проекта и
проспекты проектов, которые могут служить как основой работы, так и образцом ее
начала. Каждый проспект представляет собой сформулированную гипотезу и план работы,
а также небольшой список литературы для начала работы.
Таким
образом,
благодаря
четко
налаженной
работе
всего
педагогического
коллектива проектная работа в школе станет массовой и необременительной, а органично
вплетенной в школьные будни.