Автор: Столобкова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Центр содействия семейному воспитанию № 15"
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: проект
Тема: Блокада Ленинграда глазами детей
Раздел: среднее образование
САНКТ-ПЕТЕРБУРСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Центр содействия семейному воспитанию № 15»
Проект на тему:
«Блокада Ленинграда глазами детей».
Выполнила:
Столобкова Оксана Александровна
Воспитатель высшей квалификационной категории
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2019
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня остаётся одной из
самых актуальных. Каждая страна обладает своей историей, неповторимым ходом развития.
История России – явление уникальное. В ее развитии было множество разных периодов,
сопровождающихся не только разрушительными войнами и голодом, но и подъемами в
экономическом и социальном плане.
Одним из сложных периодов развития нашей страны является Великая Отечественная война,
унесшая миллионы жизней советских людей. Тема Великой Отечественной войны является
актуальной, так как она беспокоит сердца многих людей. История знает немало примеров
героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы
не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества,
стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была оборона осажденного Ленинграда в
годы Великой Отечественной войны. Актуальность выбранной мной темы определяется еще и
тем, что тяжелейшие условия вражеской блокады оказали влияние не только на поколение,
пережившее ее, но и на последующие поколения. Героическая оборона города явилась образцом
беспрецедентной человеческой стойкости, героизма, мужества. Но время всё дальше отодвигает
события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом
все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем.
Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего
народа в те годы, и в любом возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё
дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная
война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом
рассказывать нашим детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного
Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи проекта:
1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.
2.
Напомнить
детям
что
такое
блокада,
дорога
жизни,
продуктовые
карточки,
обогащать
словарный запас.
3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными
Блокаде Ленинграда.
4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать
любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство
гордости
за
людей,
проживших
Великую
Отечественную
войну
или
погибших
на
полях
сражений.
Вид проекта: краткосрочный ( с 14.012019г - 27.012018г.)
Тип проекта: творческий- информационный
Участники проекта: воспитанники центра №15, воспитатели, работники дополнительного
образования, работник библиотеки, учителя школ, где обучаются воспитанники.
Ожидаемые результаты:
1. Расширить знание детей о героическом подвиге жителей блокадного
Ленинграда.
2. Разбудить интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.
3.
Умение
рассказывать
о
блокаде
Ленинграда,
используя
в
своих
рассказах
поэзию
и
музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.
Принципы реализации проекта:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных
особенностей воспитанников, уровня их психического и физического развития.
- Принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы в группе и
видами деятельности детей.
-
Принцип
наглядности.
Предполагает
широкое
представление
изучаемому
материалу
наглядности: иллюстрации, схемы.
- Принцип последовательности и систематичности.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным
для
воспитанников.
Этот
принцип
формирует
желание
выполнять
предполагаемые
виды
занятий.
Методы реализации проекта:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, работа с
книгой.
2. Игровые методы.
3. Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, презентаций, рисунков, макетов,
схем. Оформление информационно – иллюстрированного стенда «Что мы знаем о Блокаде».
Работа над созданием макета «Дорога жизни». Выставка рисунков и работ «Блокада глазами
детей».
Реализация проекта по этапам
Подготовительный этап:
Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана
мероприятий по организации воспитательной деятельности.
Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе
не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и
неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?
Основной этап:
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта.
- Тема 1 «Блокадный Ленинград» - познакомить детей с г. Ленинградом во время войны. Показ
слайдов о Ленинграде, блокаде, о людях живших в то время.
- Тема 2 «Дорога Жизни» - дать понятие, что такое «дорога жизни», как помогала дорога людям
блокадного города.
-
Тема
3
Просмотр
документального
фильма
«Ладога.
Дорога
в
блокадный
Ленинград».
Коллективное обсуждение.
- Тема 4 Знакомство с книгой «Был город-фронт, была блокада…», составители Д. Колпакова и
В.Суслов. Громкие чтения в библиотеке.
-Тема 5 Просмотр фильма «Зимнее утро» режиссера Николая Лебедева. Коллективное
обсуждение.
- Тема 6 Рассматривание карты блокады Ленинграда Знакомство с картой блокады Ленинграда.
Разукрашивание карты блокады Ленинграда. Коллективная работа.
- Тема 7
«Художественное творчество» под музыку военных лет. Подготовка к конкурсу
рисунков «Блокада глазами детей».
- Тема 8 Художественная литература. Заучивание стихотворения «Ленинградский салют» Т.
Варламовой. Индивидуальная работа.
- Тема 9 Работа над созданием макета «Дорога жизни»
- Тема 10 Посещение музея «Прорыв Блокады»
- Тема 11 Выставка рисунков «Блокада глазами детей»
- Тема 12 Встреча с детьми блокадного Ленинграда на базе школ.
-Тема 13 Итоговое занятие с детьми на тему «Блокадный Ленинград».
-Тема 14 Создание презентации «Блокада глазами детей».
-Тема 15 Поход в кинотеатр. Просмотр фильма «Т-34».
Формирование нравственно-
патриотических качеств: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
Заключительный этап:
Выставка детских коллективных работ «Блокада глазами детей».
По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой
Отечественной войны.
2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
3.
В
группе
созданы
условия
для
углубленного
изучения
детьми
истории
блокадного
Ленинграда:
- Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград».