Автор: Андронова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: г. Советский, ХМАО-Югра
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: "Развитие навыков связной речи у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум
«Развитие навыков связной речи у
детей дошкольного возраста».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕИ
«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
г. Советский
Подготовила учитель-логопед
Андронова Т. А.
Связная речь
– это смысловое развёрнутое высказывание (ряд
логически сочетающихся предложений), обеспечивающее
общение и взаимопонимание людей. Это не просто
последовательность слов и предложений, а последовательность
связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными
словами в правильно построенных предложениях.
Развитие обоих форм связной речи играет ведущую роль
в процессе речевого развития ребенка и занимает
центральное место в общей системе работы по развитию
речи в детском саду.
Психологи подчеркивают, что в связной речи
отчетливо выступает тесная связь речевого и
умственного воспитания детей.
Связная речь выполняет важнейшие
социальные функции: помогает ребенку
устанавливать связи с окружающими людьми,
определяет и регулирует нормы поведения в
обществе, является решающим условием для
развития его личности.
Главная функция – коммуникативная.
Социальные функции:
1.Помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми.
2. Определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является
решающим условием для развития личности.
Формы связной речи.
Диалогическая (диалог).
Монологическая (монолог).
Виды связной речи
В большинстве случаев
ситуативная речь имеет характер
диалога, а контекстная речь – характер монолога.
Ситуативная
(связана с конкретной
наглядной ситуацией и не
отражает полностью
содержания мысли в
речевых формах).
Контекстная
(содержание понятно из самого
контекста. Сложность состоит в
том, что здесь требуется
построение высказывания без
учёта конкретной ситуации, с
опорой только на языковые
средства).
Диалогическая речь.
Диалогическая речь.
Диалог –
сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в
диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое
высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит
одновременно с восприятием чужой речи.
Диалогические умения.
Диалогические умения.
•
Собственно-речевые умения (вступать в общение; слушать и слышат
собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать
свою точку зрения; соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать).
•
Умения речевого этикета (обращение, знакомство,
приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,
согласие и отказ, извинения, жалоба, сочувствие).
•
Умение общаться (планирование совместных действий,
обсуждение).
•
Неречевые (невербальные) умения (использование мимики, жестов).
Содержание требований к диалогической
речи по возрастным группам
.
Ранний возраст
Детей учат выражать просьбы и
желания словом, отвечать на
вопросы взрослых (кто это?, что
делает? Какая?) Побуждают
обращаться к взрослому
Младший дошкольный
возраст
Необходимо чтобы каждый малыш
легко вступал в общение со
взрослым и детьми, выражал свои
мысли словами, понятно отвечал на
вопросы, делился своими
впечатлениями, прививать
привычку пользовать речевым
этикетом, здороваться, говорить
спасибо, стимулировать попытки
детей задавать вопросы (кто?,
где? ,что делаешь, зачем?)
Средний дошкольный
возраст
Детей приучают охотно вступать в
общение со взрослыми и сверстниками,
отвечать на вопросы и задавать их по
поведу предметов, их качества,
действий с ними; педагог поддерживает
стремление рассказывать о своих
наблюдениях, переживаниях; педагог
больше внимания уделяет качеству
ответов детей: учит отвечать, как в
краткой, так и в распространенной
форме.
Постепенно приучает детей к участию
коллективной беседе, продолжается
воспитание культуры общения детей:
приветствовать знакомых и родных с
применением разных форм речевого
этикета.
Старший дошкольный
возраст
Следует учить более точно отвечать на
вопросы, отвечать на один и тот же
вопрос по разному; закреплять умение
участвовать в общей беседе,
внимательно слушать собеседника, не
перебивая его и не отвлекаясь; особое
внимание следует уделить умению
ребенка формулировать вопрос; следует
поощрять разговоры детей по поводу
вещей, не находящихся в поле зрения
ребенка, содержательное общение
детей по поводу игр, прочитанных книг,
просмотренных кинофильмов.
Дети на данном этапе должны овладеть
речевым этикетом общения, через
образец педагога
.
Монологическая речь.
Монологическая речь.
Это связное, логически последовательное высказывание, протекающее
относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию
слушателей.
Необходимо: внутренняя подготовка, более длительное предварительное
обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.
Типы монологов.
Описательный рассказ.
Рассказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ.
Рассказ по картине.
Рассказ из личного опыта.
Разучивание стихотворений.
Составление описательного рассказа
Составление описательного рассказа
Приемы работы
Приемы работы
1. Вопросы взрослого по игрушке.
2. Образец взрослого.
3. План рассказа.
4. Оценка.
Дополнительные приемы:
подсказ;
дополнения детей;
наводящие вопросы.
Составление описательного рассказа
(по игрушкам, предметам, предметным картинкам)
Важно:
1. Предварительная работа по сравнению предметов.
2. Проводится при прохождении каждой лексической темы.
3. Сравниваемые объекты перед глазами ребенка.
4. Закрепление в ходе продуктивных видов деятельности.
5. Учет индивидуальных особенностей речевого развития детей.
6. Первые рассказы – знакомая наглядная ситуация. Постепенное
усложнение заданий.
В зависимости от ведущего психического
процесса выделяют три типа монолога
монолог
Рассказывание
по восприятию
Рассказывание
по памяти
Рассказывание
по воображению
Пересказ- это осмысленное
воспроизведение
литературного образца в
устной речи. При пересказе
ребенок передает готовое
авторское содержание и
заимствует готовые речевые
формы (словарь,
грамматические
конструкции, связки).
Рассказ –это
самостоятельное развернутое
изложение ребенком
определенного содержания.
В методике традиционно
термином «рассказ» принято
обозначать самостоятельно
созданные детьми монологи
разного типа (описание,
повествование,
рассуждение).
Рассказ по серии сюжетных картинок
Самостоятельное рассматривание картинок с последующим
рассказом взрослого.
На последующих занятиях:
1. Детализация сюжетных картинок серии.
2. Установление причинно-следственных связей (вопросы по
содержанию картинок) с выбором соответствующих серии картинок.
3. Рассказывание с одновременным выкладыванием картинок по
сюжету (взрослый, затем ребенок).
4. Раскладывание картинок и составление рассказа детьми в
соответствии с планом взрослого.
5. Совместное составление рассказа детьми с учетом
последовательности. Полный рассказ одним ребенком.
6. Составление рассказа по своей серии самостоятельно.
7. Составление рассказа по памяти.
8. Составление детьми вопросов.
Пересказ
Используется при наличии фразовой речи.
1. Вступительная часть.
2. Первичное ознакомление с художественным текстом.
3. Разбор и проговаривание незнакомых слов и понятий.
4. Повторное чтение художественного текста взрослым.
5. Пересказ детьми (с учётом индивидуальных особенностей
ребёнка):
-
от начала до конца;
-
по частям;
-
по ролям;
-
с наглядностью;
-
от лица героя;
Рассказ по картине
1.Предварительная работа.
2. Установка на рассматривание картины.
3. Беседа по картине.
4. Составление рассказа по картине .
Приёмы:
1. Договаривание конца фразы.
2. Дополнение рассказа одного ребёнка другим.
3. Кто интереснее расскажет по картине.
Разучивание стихотворений
1.
Выразительное чтение стихотворения педагогом наизусть.
2. Нацеливание на заучивание.
3. Вопросы по содержанию.
4. Объяснение значения непонятных слов.
5. Построчное проговаривание хором и индивидуально.
6. Рассказывание стихотворения детьми.
Приёмы:
1.Инсценировка при заучивании стихотворения.
2.Выбор сюжетной картинки соответствующей тексту, предложенному
взрослым.
3. Выбор сюжетной картинки и рассказывание соответствующего
текста самостоятельно.
Детализация сюжетных картинок серии.
Установление причинно-следственных связей с выбором
соответствующих серии картинок.
Пересказ детьми с наглядностью
Пиктограмма
Мнемотаблица
Всякое связное монологическое
высказывание характеризуется рядом
признаков:
Целостность (единство темы)
Структурное оформление (начало,
середина и конец)
Объем высказывания
Связность (логические связки между
предложениями и частями монолога)
Плавность (отсутствие длительных пауз
в процессе рассказывания)
Для достижения связной речи
необходим ряд умений
:
Умение понимать и осмысливать тему,
определять ее границы;
Отбирать необходимый материал;
Располагать материал в нужной
последовательности;
Пользоваться средствами языка в
соответствии с литературными нормами
задачами высказывания;
Строить речь преднамеренно и произвольно
Связанные высказывания детей можно
охарактеризовать с разных точек зрения
По функции (назначению)
-
описание
-
повествование
-рассуждение
-контаминацию (смешанные
тексты)
Источнику высказывания
-
по картине
-
из опыта
-
по игрушкам и предметам
-творческие рассказы
Ведущему психическому процессу,
на который опирается ребенок
-
по восприятия
-
по памяти
-
по воображению
Особенности развития монологической
речи в возрастных группах
Ранний возраст
Создаются предпосылки для
развития монологической речи.
Детей учат слышать и понимать
доступные им по содержанию
рассказы и сказки и повторять
отдельные реплики и фразы. В двух
фразах рассказывать по картине или
об увиденном на улице.
Вторая младшая
Детей учат пересказывать хорошо
знакомые им сказки и рассказы, а
также рассказывать по наглядному
материалу (описание игрушки,
рассказывание по картине с
близким детскому опыту
сюжету).Детей подводят к
составлению коротких описаний
игрушек и картин.
Особенности развития монологической
речи в возрастных группах
Средняя группа
Дети пересказывают содержание
сказок и рассказов не только
знакомых, но и впервые
услышанных. Рассказыванию по
картине учатся сначала по
вопросам воспитателя, затем
самостоятельно стоить
высказывания описательного и
повествовательного рассказа.
Необходимо обращать внимание на
структурное оформление описаний
и повествовании, дается
представление о разных значениях
рассказов («Однажды, «Как то раз»)
средствах связи между
предложениями.
Особенности развития монологической
речи в возрастных группах
Старшая группа
Дети связно, последовательно
пересказывают литературные
произведения без помощи
воспитателя, выразительно
передавая диалоги героев. По серии
сюжетных картинок, по игрушкам
учатся составлять
повествовательные рассказы:
указывать место и время действия,
развивать сюжет, соблюдать
композицию и последовательность
изложения, а в рассказах по одной
картине –придумывать
последующие действия.
Особенности развития монологической
речи в возрастных группах
Подготовительная к
школе группа
Детей учат строить разные типы
текстов (описание,, повествование,
рассуждение) с соблюдением их
структуры, с использованием
разных типов внутритекстовых
связей.
Усложняются задачи и содержание
обучения рассказыванию по
игрушкам и картинкам, на темы из
личного опыта, творческому
рассказыванию без наглядного
материала. Дети сами анализируют
и оценивают рассказы с точки
зрения из содержания, структуры,
связанности.
Желаю творческих успехов в
работе над развитие связной
речи у детей!