СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Мыльникова Людмила Николаевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3" Населённый пункт: станица Советская Кировского района Ставропольского края Наименование материала: ДОКЛАД Тема: СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Раздел: среднее образование
Наименование Программы
Программа по профилактике употребления
психоактивных веществ (ПАВ) с детьми 12-15 лет в
КУ « Детский дом «Аистенок».
Основание для разработки
Программы
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры от 02.12.2011 г. №683-рп
«О комплексном плане мероприятий по
профилактике детского алкоголизма, наркомании,
табакокурения в Ханты-Мансийском автономном
округе на 2012-2013 годы.
Закон Российской Федерации от 9.06.1999г. «Об
основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (с
изменениями)
Основные разработчики
Программы
Социальный педагог Иванова Раиса Федоровна
Цель Программы
Создание
системы
работы
с
во спитанниками,
педагогами,
по
формированию
нео бход им ы х
социальных навыков и здорового образа жизни.
Задачи Программы
1.
Развит
ие социальной и личностной компетентности
воспитанников:
способствовать
осознанию
и
усвоению
детьми основных человеческих ценностей и моральных
норм;
повысить самооценку детей;
обучить
детей
навыкам
эффективного
общения, преодоления стресса и снятия напряжения;
сформировать навыки регуляции эмоций.
2.
Сформ
ировать установку на ведение здорового образа жизни.
3.
Повыс
ить компетентность педагогов, родителей по вопросам
профилактики
ПАВ,
социально-личностного
развития
дошкольников.
Сроки реализации Программы
2014- 2015 годы
Объемы и источники
финансирования Программы
Бюджетные средства
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы
Повышение уровня сформированности эмоционально-
социальной
сферы
детей
старшего
дошкольного
возраста.
-
Повышение
и
закрепление
адекватной
самооценки
каждого
ребенка,
позитивных
эмоциональных
черт
характера,
способствующих
взаимопониманию
в
процессе общения с окружающими.
- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
- Повышение уровня социальной адаптации.
- Повышение компетентности педагогов и родителей по
вопросам профилактики ПАВ, здорового образа жизни,
3
проблем
социально-личностного
развития
ребенка-
дошкольника.
1. Пояснительная записка
Современная
ситуация
в
стране
в
целом
и
в
нашем
регионе,
в
частности,
характеризуется
крайней
степенью
социально-психологической
нестабильности.
В
таких
условиях везде и всегда возникает почва для социально-негативных явлений. Алкоголизация
населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей
свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось
неспособным противостоять этим явлениям. Специалисты бьют тревогу: ситуация в стране с
употреблением наркотических и других психоактивных (ПАВ) веществ детьми и подростками
ухудшается.
Средний
возраст
приобщения
к
наркотикам
12-15
лет,
средний
возраст
приобщения к алкоголю еще ниже, ну а курить некоторые дети начинают еще в дошкольном
возрасте.
Можно
констатировать
факт,
что
все
предпринимаемые
попытки
остановить
рост
детского
алкоголизма,
курения,
наркомании
не
имеют
успех.
Одна
из
наиболее
существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно
усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних
(по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают человека.
Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на
формирование
личностного
иммунитета
к
соблазну
употребления
ПАВ,
предупредить
возникновение
желания
к
их
употреблению.
Это
требует
комплексной
первичной
профилактики употребления ПАВ.
Профилактика
употребления
ПАВ
должна
быть
направлена
на
предотвращение
аддиктивного поведения детей – потенциальных потребителей алкоголя, наркотических и
токсических веществ.
Работа должна, проводится с детьми всех возрастов, начиная с дошкольного возраста.
Педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными
субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ детьми.
Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных
мер, направленных на повышение уровня осведомленности педагогических работников
и
детей о ПАВах и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в
организации профилактической работы с детьми.
Успешная
профилактика
ПАВ
связывается
исследователями
с
наличием
положительных
социально-психологических
навыков.
Эти
навыки
обеспечивают
умение
отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны
явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.
Дети подражают поведению друг друга. Многие считают, что наибольшее влияние на
установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и
негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы –
помощь
детям
в
построении
позитивных
взаимоотношений
со
сверстниками,
обучение
умения выбирать друзей.
4
Другая
задача
–
сформировать
у
детей
положительное
отношение
и
привычку
к
здоровому образу жизни, дать понятие о вредном и полезном, опасном и безопасном.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для
изменения поведения недостаточно. Дети должны приобрести необходимые знания для того,
чтобы в будущем самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.
При
разработке
данной
программы
учитывались
возрастные
психологические
особенности
старшего
дошкольного
возраста.
В
этот
период
происходит
формирование
произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление, дети
учатся управлять своим поведением. Усвоение материала происходит в игровой деятельности.
2. Цели и задачи программы
Цель
профилактикой
работы
-
создание
системы
работы
с
воспитанниками,
педагогами по формированию необходимых социальных навыков и здорового образа жизни.
Задачи работы по профилактике употребления ПАВ:
1.
Развитие социальной и личностной компетентности воспитанников:
способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей и
моральных норм;
повысить самооценку детей;
обучить
детей
навыкам
эффективного
общения,
преодоления
стресса
и
снятия
напряжения;
сформировать навыки регуляции эмоций.
2.Сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
3.Повысить
компетентность
педагогов,
родителей
по
вопросам
профилактики
ПАВ,
социально-личностного развития дошкольников.
Предполагаемые результаты:
Повышение
уровня
сформированности
эмоционально-социальной
сферы
детей
старшего дошкольного возраста.
Повышение
и
закрепление
адекватной
самооценки
каждого
ребенка,
позитивных
эмоциональных
черт
характера,
способствующих
взаимопониманию
в
процессе
общения с окружающими.
Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Повышение уровня социальной адаптации.
Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам профилактики ПАВ,
здорового
образа
жизни,
проблем
социально-личностного
развития
ребенка-
дошкольника.
Содержание программы
Основные направления работы:
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.
1.
Блок информационно-просветительскийпроводится в учреждении и включает в себя
работу
с
педагогами.
В
рамках
развития
социального
партнерства,
привлечение
медицинских работников, работников правоохранительных органов и др.
5
Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского
характера:
выпуск информационных листков, плакатов и т.п. о здоровом образе жизни;
использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий;
ведение информационных стендов «Права ребенка», «Уголок психолога».
2.
Блок -Практический включает в себя несколько этапов:
1 этап: Диагностический.
Цель
данного
этапа
–
информационный
контроль
над
динамикой
процесса
профилактики, выявление детей «группы риска» – с проявлениями агрессивного, тревожного
поведения, семей «группы риска» - с неблагоприятными условиями воспитания, алкогольной,
наркотической зависимостью родителей.
2 этап. Работа с воспитателями
Эффективность данной программы во многом зависит от положительного примера
взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять
значительное
внимание
работе
с
детьми.
Между
педагогом
и
ребенком
должно
быть
достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в
образовательном учреждении и в детском доме, могут вызвать у них растерянность, обиду и
даже агрессию.
Формы работы:
тренинги, практические семинары,
собрания,
диспуты и дискуссии,
деловые игры,
индивидуальные консультации для педагогов,
3 этап: Работа с воспитанниками.
организация
непосредственной
образовательной
деятельности,
совместной
с
педагогом,
индивидуальная работа с воспитанниками по коррекции эмоционально-личностной
сферы,
спортивные праздники,
музыкальные развлечения,
вовлечение в кружковую деятельность воспитанников, в том числе воспитанников
«группы риска», из числа семей «группы риска»,
беседы, пятиминутки, лекции, тренинги.
Социальное партнерство программы.
Любое
отдельно
взятое
учреждение
не
в
состоянии
обеспечить
полноценную
профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для реализации программы
существенны
объединенные
усилия
и
привлечение
в
образовательное
учреждение,
специалистов
в
области
профилактики,
органов
внутренних
дел
и
здравоохранения,
представителей общественных организаций:
- УВД г. Нижневартовска;
- ОП № 3 г. Нижневартовска;
6
- Детская поликлиника №5;
-Детская библиотека №2
-ПНД г. Нижневартовска
Залогом успеха профилактической программы является участие воспитателей в ее
осуществлении. Привлечение педагогов к реализации программы осуществляется разными
способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация
семинаров и круглых столов.
4. План реализации программы
Работа с педагогами
Название мероприятия
Срок
Ответственный
Педагогические советы
«Современные образовательные технологии
по формированию ОБЖ и ЗОЖ»
По плану работы,
1раз в течение года
Заместитель директора
Семинары-практикумы
«Формирование ОБЖ – как приоритетное
направление работы учреждения»
По плану работы,
раз в течение года
Директор, зам. директора
«Правильное поведение–залог здоровья»
По плану работы,
1 раз в течение года
инструктор по физической
культуре, старшая медицинская
сестра
«Развитие эмоционального мира детей»
январь
Педагог-психолог
Педагогические часы
«Сохранение и укрепление здоровья детей в
учреждении»
ежегодно
Заведующий отделением,
воспитатели, инструктор по
физической культуре
Круглые столы
«Пути активизации двигательной активности
детей с учетом индивидуальных
особенностей состояния их здоровья»
Заведующий отделением,
воспитатели, педагог-психолог
Деловая игра
«Обеспечение безопасности
жизнедеятельности детей – одна из основных
задач учреждения»
ежегодно
Заведующий отделением,
воспитатели
«Привитие навыков здорового образа жизни
воспитанников»
ежегодно
Заведующий отделением,
воспитатели
Обмен опытом
Консультации:
Воспитатели, инструктор по ф/в
«Создание условий для безопасной
жизнедеятельности воспитанников»
ежегодно
Заведующий отделением,
воспитатели
«Сохранение психологического здоровья
воспитанников»
ежегодно
педагог-психолог
«Профилактика заболеваний »
ежегодно
Медицинские работники
Открытые просмотры
Система оздоровительной работы с детьми
Ежегодно по плану
Творческая группа, инструктор по
физической культуре, медицинские
работники
Инструктаж по охране жизни и здоровья детей (2 раза в год)
Производственные совещания (согласно плана)
Повышение квалификации педагогических кадров
Посещение курсов , семинаров, конференций
Ежегодно по плану
Социальный педагог ,воспитатели
Повышение квалификации через аттестацию
Ежегодно по плану
Социальный педагог, воспитатели
7
Работа с педагогами
Мероприятия
Срок
выполнения
Ответственный
1.
Проведение педагогических часов по
теме социально-эмоционального
развития подросткового возраста
1 раз в год
Заместитель директора
2.
Индивидуальное консультирование
педагогов по вопросам эмоционального
развития детей
по мере
необходимости
ежегодно
Педагог-психолог
3.
Мониторинг эмоционального климата в
группах, профессионального роста
педагогов, эмоционального выгорания
Май
ежегодно
Заместитель директора
4.
Создание и поддержка постоянно –
действующей системы
переподготовки психолого-
педагогических кадров для работы с
детьми, имеющими трудности в
обучении, развитии, воспитании:
- направление на курсы, семинары и т.д.
- проведение семинаров и т.д.
ежегодно
Заместитель директора
5.
Организация и проведение
педагогических консилиумов в
целях формирования единого
подхода к обучению, развитию и
воспитанию воспитанников.
Октябрь, январь, май
ежегодно
педагог-психолог,
воспитатели
Работа с воспитанниками
Мероприятия
Формы проведение
Срок
выполнения
Ответственный
1.
Анкета, направленная на изучение
характера отношения подростков к
наркомании
Анкетирование
Сентябрь-октябрь
Педагог-психолог,
воспитатели
2.
Возрастные поведенческие реакции
подростков как фактор риска.
Психологические факторы
риска. Стресс как фактор риска
Практическое
занятие
Октябрь
Педагог-психолог,
воспитатели,
социальный
педагог
3.
« Влияние табака на молодой организм».
Тренинг
Ноябрь
Воспитатели,
социаль
ный
педагог
4.
Скажи « нет!» ПАВ!».
Тренинговое
занятие
декабрь
социальный
педагог
воспитат
ели,
5.
Мини – лекция о вреде алкоголизма и
наркотической зависимости
Лекция
Январь
воспитатели,
социаль
ный
педагог
6
Молодежь против наркотиков»
Тренинговое
занятие
Февраль
воспитатели,
социаль
8
ный
педагог
7
«Пути достижения жизненных целей»
Март
Педагог-психолог
8
«Пиво - молодежный напиток?» Его
действие на организм.
Информационный
час
Апрель
Социальный
педагог,
воспитат
ели
9
Анкетирование по завершении
программы
Анкетирование
Май
Педагог-психолог
Социальное партнерство
Мероприятия
Срок
выполнения
Ответственный
1.
Проведение Советов профилактики,
тренингов, клубов, круглых столов
Ежегодно по плану
образовательной работы
Зам.директора
специалисты учреждения,
врач ПНД
Инспектор ОП №3
Инспектор ГИБДД
2.
Экскурсии и тематические встречи
воспитательной тематики (библиотеки,
музеи)
по запросу
ежегодно
Заведующий отделением,
воспитатели
3.
Проведение совместных мероприятий со
МОСШ № 3, №14
- посещение музея «Боевой славы»,
выставок;
- проведение совместных мероприятий
и т.п.
Ежегодно по плану
образовательной работы
Заместитель директора,
заведующий отделением,
воспитатели
Обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников и педагогов в
реализации их воспитательных функций в условиях социального партнерства.
Основные направления
работы
Программные мероприятия
Срок
Ответственный
Информационно-
просветительское
Изучение нормативно-правовой базы по
профилактике безнадзорности и
правонарушений
Ежегодно
Зам. директора,
заведующий
отделением
Знакомство педагогов с основными
документами, защищающими права ребенка.
Сентябрь
ежегодно
Зам. директора,
заведующий
отделением
Совещание «Соблюдение прав детей и их
защита от всех форм дискриминации,
физического и психологического насилия»
Апрель
ежегодно
Заместитель
директора,
заведующий
отделением
9
Наглядная пропаганда.
Оформление консультаций стенда «Защита прав
ребенка»
Ежегодно
Педагог-психолог,
социальный
педагог
Консультации для воспитателей:
«Использование индивидуального обучения с
учетом зоны ближайшего развития ребенка»,
«Соблюдение прав ребенка»
ежегодно
Педагог-психолог
Консультации для педагогов по охране прав
ребенка:
«Адаптация ребенка в детском доме. Игры в
период адаптации»
«Организация и содействие охранительного
режима для соматически ослабленных детей»
«Развитие эмоциональной сферы и
коммуникативных навыков детей в играх»
Август-
сентябрь
ежегодно
Педагог-психолог
Медицинский
работник
Консультации:
«Социальная адаптация»
«Агрессия детей»
«Виртуальная агрессия»
«Патологические привычки у школьников»
ежегодно
Педагог-психолог
Составление памяток профилактика ПАВ
Январь
ежегодно
Зам. зав. по ВМР
Педагог-психолог
Общие и групповые собрания по вопросам
охраны прав детства.
ежегодно
Зам. директора
Педагог-психолог
Воспитатели
Подбор литературы по проблемам
предотвращения употребления ПАВ, алгоголя
Ежегодно
Заведующий
отделением
Диагностическое
Отслеживание прохождения адаптационного
периода у детей
Сентябрь
Педагог-психолог
Воспитатели
Работа по выявлению детей «группы риска»:
Диагностика тревожности и причин
(выборочно)
Опрос воспитателей: «Выявление детей с
проблемами личностного развития».
Диагностика нравственно-патриотического
воспитания школьников.
Диагностика стиля межличностных отношений
взрослый и ребенок.
Сентябрь
Ежегодно
Ноябрь
Ежегодно
Октябрь
Ежегодно
По запросу
ежегодно
Воспитатели,
социальный
педагог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Воспитатели
Педагог-психолог
Профилактическое
Организация и проведение психолого –
педагогического консилиума. Разработка
рекомендаций для педагогов по профилактике
отклонений в познавательном и личностном
развитии ребенка
Сентябрь,
январь, май
Ежегодно
Заведующий
Педагог-психолог
Зам. директора
Воспитатели
«Нравственное воспитание ребенка»
Октябрь
Воспитатели
«Учимся общаться с ребенком»
Апрель
Воспитатели
Педагог-психолог
«Кризис подросткового возраста и пути его
преодоления»
Ежегодно
Октябрь
Воспитатели,
социальный
педагог, педагог-
психолог
Индивидуальное консультирование
Ежегодно
Педагог-психолог
Сотрудничество с образовательными
учреждениями по вопросам обучение детей
«группы риска»
Ежегодно
Зам. директора
Педагог-психолог
Сотрудничество с организациями системы
профилактики
Ежегодно
Зам. дир., педагог-
психолог
10
Контроль
Контроль за выполнением мероприятий по
профилактике нарушений прав ребенка
Май
Ежегодно
Директор
зам.директора
1.
Механизм реализации программы
Организационная структура управления реализацией программы
Должность
Функции
Директор
учреждения
Планирует,
направляет
и
контролирует
деятельность
коллектива.
Осуществляет
взаимодействие
с
государственными
и
общественными
организациями.
Проводит
специальную
работу
по
осведомленности
общества в вопросах защиты прав детей.
Заместитель
директора
Способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации.
Организует
и
проводит
работу
с
воспитателями
по
повышению
эффективности
педагогической
деятельности,
осуществляет
подбор
литературы
для
самообразования.
Создает
условия
для
обмена
и
распространения опыта воспитателей. Участвует в заседаниях методических
объединений.
Педагог-
психолог
Проводит
наблюдения
за
поведением
детей
в
группах,
диагностику,
анкетирование,
обработку
и
анализ
полученных
данных.
Осуществляет
коррекционно-развивающую
работу
с
детьми.
Повышает
психолого-
педагогическую компетентность педагогов.
Социальный
педагог,
Воспитатель
Осуществляет
образовательную
деятельность
по
программе,
проводит
профилактическую, диагностическую работу с детьми.
Основные принципы работы педагогического коллектива в реализации программы.
1.
Реализация личностно-ориентированного подхода;
2.
Индивидуальная
помощь
в
ликвидации
конфликтных
и
критических
ситуаций
в
социальном
взаимодействии
личности,
ценностном
становлении
ее
жизненных
отношений;
3.
Групповая поддержка ребенка и его ближайшей микросреды в физическом и социальном
становлении индивидуально-творческих начал личности;
4.
Общественная
защита
прав
каждого
ребенка
на
достойную
жизнь
в
обществе,
независимо от его физического и умственного развития, социального статуса;
5.
Обеспечение
и
поддержка
успешного
субъект-субъектного
взаимодействия
подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве;
6.
Обеспечение готовности ребенка к ответственной самоорганизации собственной жизни
и
собственной
личности
через
организацию
социального
опыта
самостоятельной
деятельности и самостоятельного общения в контактной группе;
7.
Помощь
в
создании
таких
условий
жизнедеятельности
в
микросреде,
при
которых
ребенок может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе
окружающих людей;
11
2.
Мониторинг программы.
№
п/п
Форма
Период
Результат
1.
Мониторинг
Сентябрь,
май
ежегодно
Знание
и
овладение
воспитанниками
элементарными
нормами
и
правилами безопасного поведения на улице, в общественных местах,
в опасных ситуациях.
Сформированность
элементарных
представлений
о
сохранении
здоровья, мотивации к здоровому образу жизни.
2.
Анкетирование
педагогов
Сентябрь-
май
ежегодно
Улучшение
эмоционального
климата
в
месте
проживания
воспитанников.
Повышение
профессионального
мастерства
педагогов
в
области
формирования
основ
безопасности
и
здорового
образа
жизни,
общения и сотрудничества с воспитанниками.
3.
Диагностика
социально-
личностного
развития детей:
1
. Уровень
эмоционального
развития.
2. Уровень и
причины
тревожности
3. Позиция и
благополучие
общения,
особенности
поведения в
конфликтных
ситуациях
Ноябрь,
Май
Снижение
детской
тревожности
в
отношениях
с
близкими
значимыми взрослыми.
Снижение асоциальных форм поведения детей.
Повышение
уровня
эмоционального
и
социального
развития
воспитанников.
12
3.
Литература.
1. Белогуров С.Б. "Популярно о наркотиках и наркоманиях" – М., СПб, 2005
2. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000
3.Битенский В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев .2005
4.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия,
2006
5. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в
СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М.
«Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
6.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 2008
7.Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М.,
Интерпракс, 2008
8. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических
материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 2009
9. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.
Полезный выбор. Учебное пособие для учителя по предупреждению употребления
наркотиков. Под ред. О.Л. Романовой. – М.: Полимед, 2003.
10. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по
злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и
др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
11.Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
12. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.
13.Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.
13