Автор: Ремизова Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ ЛНР "Самсоновская основная общеобразовательная школа - детский сад №33
Населённый пункт: с. Самсоновка, Краснодонский район, ЛНР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сложные и сложносокращенные слова
Раздел: среднее образование
Ремизова Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы, первая категория,
ГОУ ЛНР «Самсоновская основная общеобразовательная школа – ДС №33»,
lud.remizowa@yandex/ua
План – конспект урока
по русскому языку
Класс 6
Тема урока: Сложные и сложносокращенные слова
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами,
способами их образования и написания; научить правильно писать сложные и
сложносокращенные слова, использовать их в речи.
Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности.
Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание.
Познавательные УУД. Извлечение информации из текстов. Коммуникативные
УУД. Умение работать в группе.
УМК (учебно-методический комплект):
учебник, кроссворд, загадки в
картинках, тексты, таблица «Написание сложных слов слитно, через дефис»,
лист контроля.
Ход урока
Организационный момент.
Учащиеся объединяются в две группы. В группе есть руководитель,
секретарь. Название группы учащиеся выбирают сами.
Определение эмоциональной готовности учащихся к уроку.
-Перед вами на партах лежат листы, на которых изображено
настроение людей («смайлики»). Обведите, пожалуйста, кружочком ту, что
соответствует вашему настроению, вашей готовности к уроку.
Актуализация опорных знаний.
-Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
-Какие способы образования слов в русском языке вы знаете?
-Чем мы будем заниматься на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Рисунки вам в этом помогут.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет,
Ну, конечно, (вертолет).
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь.
(листопад)
Валит елки он и сосны,
Дом из них построить просто,
Коль работает с утра
Тот «хозяин топора»
(лесоруб)
Коль пожар случится вдруг,
Для людей он первый друг,
В этой вам беде поможет,
Погасить он пламя сможет.
(огнетушитель)
Плывет корабль, ломая лед,
И караван судов ведет.
(ледокол)
Один с трубой
Тянет всех за собой.
(паровоз)
Ученик записывает отгадки на доске.
- Какие это слова? (сложные).
- Что мы будем изучать сегодня на уроке? (сложные слова)
- Чему мы должны сегодня научиться? (формулируется цель урока)
Словарная работа
- Сегодня мы поговорим о профессиях. Обратите внимание, как
пишется это слово. Что обозначает слово профессия? Подберите синоним
(специальность). Одной из популярных в наши дни является профессия
конструктор. Чем занимается конструктор? Подберите синоним к слову
(изобретатель). Как в словаре иностранных слов дается это понятие?
Работа со словарем.
- Я сегодня на урок пригласила …Угадайте, кого?
Мотивация обучения
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!»
Туча скрыла солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет.
(радуга)
- Да, это радуга. Посмотрите, как она сияет всеми красками.
- Сколько цветов у радуги? Семь – это семь заданий, которые нам
нужно будет выполнить на уроке. И тогда радуга засияет и настроение у вас
тоже будет радужным.
Запись числа и темы урока
Изучение нового материала
Способы образования сложных слов
Учитель показывает учащимся полные слова, напечатанные на отдельных
листочках. Учащиеся «конструируют» из них сложные слова (ножницами
отрезая нужную часть), прикрепляя на доску.
1.Сложные слова образуются в результате сложения основ:
Пар, возить------паровоз.
2.Путем сложения целых слов: генерал, майор ------генерал – майор.
3.Сложением двух сокращенных основ:
Рыбный, хозяйство ------рыбхоз, половина яблока -------пол-яблока.
4.Сложением начальных букв или звуков:
Конкурс веселых и находчивых ----КВН.
Выявление затруднения.
-Какие трудности возникли при создании слов? (как правильно пишется
сложное слово).
-Работая в группах, вам нужно определить в каких словах пишется
соединительная о, в каких е, в каких словах ставится дефис.
1 группа: рассмотрите материал, определите в каких словах пишется
соединительная о, в каких - е, в каких словах ставится дефис.
1.Сложение основ:
Паровоз ---пар, возить;
Водопад ---вода, падать;
Пылесос ---пыль [л’], сосать;
Пешеход ---пеший, ходить;
Птицелов ---птица, ловить.
2.Сложение целых слов:
Кресло -кровать ---кресло, кровать;
Школа -интернат ---школа, интернат;
3.Сложносокращенные слова:
МГУ [эмгэу] – Московский государственный университет;
ПТУ –профессионально-техническое училище.
2 группа: прочитайте стихотворение, найдите сложные слова с пол-, полу-,
определите, в каких случаях они пишутся слитно, в каких – через дефис.
Я пришел из школы
Мамы дома нет.
На столе оставлен для меня обед:
Полкастрюльки супа,
Может быть, борща.
А на сковородке
Ровно пол- леща.
Был ли это полдник
Или был обед? –
Полкило варенья,
Полкило конфет,
Пол- арбуза с тортом,
Апельсин с халвой…
Я еще не мертвый,
Но полуживой.
Я не ем уж полнедели
И не сплю по полночей,
У моей постели
Пол- Москвы врачей.
Представители групп выступают с сообщениями.
Работа по таблице. Чтение правила в учебнике, определение, о чем не было
сказано. Проговаривание правила.
Первичное закрепление материала.
- Ребята, как можно записать «который час?» одним словом, когда на
часах девять часов тридцать минут (полдесятого), десять часов тридцать
минут (пол- одиннадцатого). Одинаково будут писаться эти слова?
(записывают слова)
- Приведите примеры сложных слов, у которых вторая часть состояла
бы из корней –воз, -ход, -мер, -рез.
Работа в группах «Кто больше?»
Электровоз, паровоз, тепловоз, бензовоз, водовоз.
Атомоход, пароход, вездеход, дымоход, скороход.
Секундомер, землемер, силомер, дождемер, высотомер.
Камнерез, ледорез, стеклорез, волнорез, хлеборез.
- А теперь слова со вторым корнем –вод, обозначающие профессии.
Пчеловод, животновод, шелковод, садовод, полевод, экскурсовод, счетовод,
оленевод, свекловод.
- Что означает вторая часть этих слов –вод? (водить, выполнять,
осуществлять, разводить).
- Что означает слово хлебороб?
- Хлеборобам посвящено много произведений, воспевающих радости и
трудности этой профессии.
Ученик читает стихотворение.
Ты знал, что должность хлебороба –
Твой высший чин и вечный путь,
Под ясным и дождливым небом
Ты, похудевший от забот,
Свою державу свежим хлебом
Кормил и кормишь каждый год.
Уже зерно везут на склады,
Ты вытираешь потный лоб.
Во имя самой высшей правды
Живет на свете хлебороб.
(С. Граховский)
- За что мы ценим труд хлебороба?
- Назовите известные вам пословицы о хлеборобе.
Черны руки у хлебороба, да бел его хлеб.
Хлебороб – всего мира кормилец.
- Ребята, мы выполнили с вами самое важное задание нашего урока:
рассмотрели новый материал. Я приклеиваю самую яркую полоску радуги –
красную.
Закрепление изученного материала
Работа в группах
1. Каждой группе выданы карточки с заданиями.
1 группа: выпишите слова с написанием через дефис.
Пол(июня), пол(класса), пол(лета), пол(Донецка), пол(дня), пол(неба),
пол(области), пол(очка), пол(процента), пол(третьего), полу(голый),
полу(финалист), пол(страны), пол(лимона).
2 группа: выпишите сложные слова, объясните написание соединительных
гласных о, е; назовите однокоренные слова из текста.
Дождик льет – кругом вода.
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода.
Дым под крышами завода.
От бегущих быстро вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод –
На земле водоворот.
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
Проверка работ (ответы на мониторе или у доски работает представитель от
группы).
После проверки на доску приклеивается оранжевая полоска радуги.
2. Работа с текстом «Берегите лес». Чтение текста молча.
- Найдите сложные слова, прокомментируйте их написание и
образование.
- Какую работу выполняет лесовод?
- Как вы думаете важна работа лесовода в наши дни?
Берегите лес
У нас часто гибнут леса от безжалостного обращения. Иногда
бессознательно бросают спичку, а она уничтожает большие участки леса.
Срубить дерево легко, а растить его надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он восстанавливает
леса, которые пострадали от пожара и бурелома. Лесовод расчищает лес от
сухостоя, отводит участки для работы лесорубов, борется с вредителями леса.
Личинки гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают
листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и
друзья: птицы, лисицы, кроты. Они прекрасные помощники лесовода.
Берегите лес, ребята!
На доску приклеивается желтая полоска радуги.
3. Решение лингвистических задач.
1 группа. Два шестиклассника поспорили, почему пол- Одессы пишется через
дефис. Толя сказал: «Потому что пол- стоит перед буквой о!». А Алексей
возразил ему: «Нет, потому что пол- стоит перед большой буквой!». Кто прав?
2 группа. Во время сочинения Оля увидела, что ее соседка написала пол-
Луганска через дефис и решила, что она напишет полгорода тоже через
дефис. Как вы объясните, в чем ее ошибка?
После решения задач на доску приклеивается зеленая полоска радуги.
4. Игра «Прятки с приставками».
-Найдите в сложных словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в
каждом слове! Выполните морфемный разбор слова, обозначающего
профессию.
1 группа: землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик.
2 группа: путешественник, мясоперерабатывающий (завод),
дальневосточный, нефтепроводчик.
На доску приклеивается голубая полоска радуги.
5. Творческое применение знаний.
Решение кроссворда. Задание одинаково для обеих команд.
ы
о
а
е
о
о
о
о
о
Подберите сложные слова, которые можно вписать в горизонтальную и
вертикальную полосы.
По горизонтали: ледоход, ледокол, лесовод.
По вертикали: пылесос; водовоз, водопой, водонос, хоровод; пароход,
паровоз, садовод.
На доску приклеивается синяя полоска радуги.
6. Игра «Кто больше»
- Назовите известные вам слова, обозначающие профессии, с
элементами радио-, кино-, теле-, фото-.
На доску приклеивается фиолетовая полоска радуги.
Рефлексия.
- Мы выполнили все семь заданий. Наша радуга засияла яркими
красками. А у вас такое же радужное настроение? Дайте оценку своей работы
на уроке.
Выставление оценок.
- Посчитайте баллы, выставьте оценки.
Домашнее задание. Выучить правила написания сложных слов. Написать
мини-сочинение о работе конструктора или о любимой профессии.