Автор: Антонова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №482 комбинированного вида "Радуга"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
С.А. Антонова, воспитатель 1 категории МКДОУ Д/С № 482
комбинированного вида «Радуга»
Аннотация:
В
статье
представлены
методические
рекомендации
по
эстетическому
развитию
детей
старшего
дошкольного
возраста
средствами
нетрадиционных
техник
рисования.
Приведена
классификация
нетрадиционных
техник
рисования,
описаны
некоторые техники и условия их реализации в работе с детьми старшего дошкольного
возраста.
Ключевые
слова: нетрадиционные
техники
рисования,
старший
дошкольный
возраст,
эстетическое развитие, воображение, творчество, художественный вкус.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период
всех
высоких
человеческих
начал.
Именно
в
этом
возрасте
закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.
Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
В исследованиях Б. М. Неменского, Н. А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р. М.
Чумичевой, Т. Н. Дороновой, Е. А. Флериной и др. доказано, что развитие
средствами
произведений
искусства
имеет
познавательное
значение,
помогает
совершенствованию
чувств,
активно
способствует
росту
эстетического сознания личности. Психологи и педагоги пришли к выводу о
том,
что
раннее
развитие
способности
к
творчеству,
уже
в
дошкольном
детстве, – залог будущих успехов [1, 2, 3, 4, 6].
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
эстетического развития, так как оно связано с самостоятельной практической
и
творческой
деятельностью
ребенка.
В
процессе
рисования
у
ребенка
совершенствуются
наблюдательность
и
эстетическое
восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и
развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета, развиваются специальные
умения и навыки (координация глаза и руки, владение кистью руки) и др.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей
деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности
в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не
ограничивать
возможности
малышей
в
выражении
впечатлений
от
окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных
средств и материалов.
Чем
разнообразнее
будут
условия,
в
которых
п р от е ка е т
изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы
с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее
станут развиваться детские художественные способности.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,
инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми,
традиционными, широко известными.
Учить
детей
рисовать
можно
не
только
красками,
карандашами,
фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать
клей для рисования и т.п.
Как
известно,
дети
часто
копируют
предлагаемый
им
образец.
Нетрадиционные
техники
рисования
позволяют
избежать
этого,
так
как
педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с
нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию
воображения,
творчества,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
Применяя
и
комбинируя
разные
способы
изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно
решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился
выразительным.
Работа
с
нетрадиционной
техникой
изображения
стимулирует
положительную
мотивацию
у
ребенка,
вызывает
радостное
настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Как правило, традиционные программы не развивают воображения, не
побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином,
а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог[1, 2, 5, 6].
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные,
непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный
толчок детскому воображению и фантазированию.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Рисование на полу, под
столом, на кусочке дерева, на листе... Разнообразие материалов ставит новые
задачи
и
заставляет
всё
время
что-нибудь
придумывать.
Научившись
выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства
других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что
ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится красиво.
В
современной
практике
освоено
более
30
различных
техник
рисования: техника «тычка», рисование пальчиками, рисование ладошкой,
оттиск пробкой, печатками, ластиком, оттиск поролоном или пенопластом,
оттиск смятой бумагой, обрывание бумаги, скатывание бумаги, рисование
восковыми мелками и акварелью, рисование свечой и акварелью, монотипия
приоритетов,
монотипия
пейзажная,
кляксография,
набрызг,
тиснение,
тычкование,
цветной
граттаж,
чёрно-
белый
граттаж,
рисование
акварельными мелками, рисование нитками, рисование с помощью мыльных
пузырей, рисование пластилином, рисование солью, рисование опилками и
др. [3].
Например, целью рисования в технике «по-мокрому» является развитие
творчества,
воображения,
фантазии,
развитие
свободы
и
одновременно
точности движений руки под контролем зрения, их плавности и ритмичности.
Необходимые
материалы:
белые
листы
бумаги,
акварельные
краски,
кисточки, баночки с водой, губка или ватные тампоны, салфетки.
До
недавних
пор
считалось,
что
рисовать
можно
только
на
сухой
бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд
предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге.
Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить
следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь",
"Ночной
город",
"Цветы
за
занавеской",
«Осеннее
небо»
и
т.д.
Нужно
показать дошкольникам как сделать бумагу немного влажной. Если будет
бумага
излишне
мокрой
-
рисунка
может
не
получиться.
Поэтому
рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести
или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной
части. И бумага готова к произведению неясных образов. Краска наносится
быстро, в полную силу, одним касанием. Пигменты разных цветов с водой,
нанесённые
на
мокрую
бумагу,
не
смешиваются
до
конца,
краски
«отодвигают» одна другую и «просачиваются» друг в друга, создавая новые
неожиданные сочетания. Чтобы избежать потёков, рисунок рекомендуется
разместить на горизонтальной поверхности.
Другая
техника
-
рисование
цветными
восковыми
мелками
и
акварелью. Целью данной техники является развитие способности наблюдать
и
сравнивать
цвета,
понимать
выразительные
средства
живописи
(цвет,
линия,
колорит)
и
использовать
их
в
творческих
работах.
Материалы:
восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения
изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками
остается не закрашенным.
Представляется интересным в работе с детьми старшего дошкольного
возраста
рисование
в
технике
«фроттаж».
Целью
является
развитие
тактильных
ощущений,
знакомство
детей
со
свойствами
различных
материалов
(рельефных
предметов),
возможностями
техники
«фроттаж».
Материалы:
белые
листы
бумаги,
восковые
мелки,
любые
рельефные
предметы. Способ получения изображения: слово «фроттаж» происходит от
французского
«frotter»
—
«тереть,
протирать».
Техника
«фроттаж»
и
заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный
предмет и закрашивают его сверху карандашами (лучше подойдут восковые
мелки). Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные
рельефные элементы для дополнения собственной работы.
Эти
и
многие
другие
нетрадиционные
техники
рисования
помогут
интересно организовать творческий процесс детей старшего дошкольного
возраста на занятиях изобразительной деятельностью.
Важно в работе с детьми по нетрадиционному рисованию использовать
здоровьесберегающие технологии, которые тесно связаны с нетрадиционной
техникой рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям
ощутить
незабываемые
эмоции,
развить
творческие
способности,
использовать
такие
материалы,
как:
поролон,
зубная
щетка,
деревянные
палочки,
целлофан,
листья
деревьев,
овощные
штампы,
пряжа,
парафин,
песок, соль, гофре (креповая бумага), трубочки от сока). Все это занимает
детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и
ног
ребенок
получает
необыкновенное
чувственное
наслаждение
при
тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на
нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой
(гофре), как отмечают психологи, положительно влияет на психику ребенка,
носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.
Нетрадиционные
техники
изображения
могут
способствовать
ослаблению
возбуждения
слишком
эмоционально
расторможенных
детей.
Важно
отметить,
нетрадиционное
рисование,
например,
игра
в
кляксы,
увлекает
детей,
а
чем
сильнее
ребенок
увлечен,
тем
больше
он
сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник
изображения
способствует
активизации
познавательной
деятельности,
психокоррекции и психопрофилактике нарушений эмоционально-волевой и
личностной сфер дошкольников.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению
уровня
развития
зрительно
–
моторной
координации.
Если
чрезмерно
активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания
деятельности,
если
его
внимание
рассеянно
и
крайне
неустойчиво,
то
в
процессе
нетрадиционного
рисования
зона
его
активности
сужается,
уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками
постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники
изображения
способствуют
развитию
познавательной
деятельности,
коррекции
психических
процессов
и
личностной
сферы
дошкольников
в
целом. Занятия рисованием со старшими дошкольниками очень важны при
подготовке
ребенка
к
школьному
обучению,
благодаря
рисуночной
деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук,
наклон
карандаша,
кисти,
регулировать
размах,
темп,
силу
нажима,
укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до
конца.
Таким образом рисование необычными материалами и оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Эмоции,
как
известно,
-
это
и
процесс,
и
результат
эcтетической
деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно
судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние,
волнует
ребенка,
что
характеризует
его
сущность,
характер
и
индивидуальность.
Методов и техник нетрадиционного рисования очень много, а вообще
рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать
композиции свечкой, руками, пальцами, зубной щеткой, ступнями... Дерзайте,
фантазируйте! И к вам придет радость - радость творчества!
Список литературы
1.
Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание
ребенка в детском саду. Изд – во Просвещение,1989.
2.
Доронова
Т.Н.
Развитие
детей
в
изобразительной
деятельности.//
Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
3.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми
дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий. - М.: Сфера, 2005. 43 с.
4.
Колль,
Мери
Энн
Ф.
Рисование.
–
М:
ООО
Издательство
«АСТ»:
Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
5.
Комарова Т.С., Антонова А., Зацепина М. Б. Программа эстетического
воспитания
дошкольников:
учебное
пособие
2-е
издание.
Издательство:
Педагогическое общество России, 2009.
6.
Неменский Б. М. Познание искусством. Изд – во Просвещение, 2000.