Автор: Литвинова Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ комбинированного вида Д/С № 67 Населённый пункт: Белгородская область,г.Белгород Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в ДОУ.
Литвинова Наталья Викторовна.
Воспитатель.
МБДОУ Д/С комбинированного вида № 67.
Белгородская область, г.Белгород.
В наше время, образовательная
работа
в ДОУ претерпела значительные
изменения,
так
как
существенно
поменялись
различные
сферы
современного общества и образовательная политика.
Методика занятий в ОУ на протяжении долгого времени была наиболее
эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков детям.
Сегодня дошкольное образование стало одним из важнейших составляющих
в едином образовательном пространстве. Наряду с этим возросли требования
к
технологичности воспитательно-образовательного процесса, в озникла
существенная
возможность и потребность в обязательном
предвидении
результата и перспектив их разработок.
Наши
наследники
являются
по
своей
сути
исследователями
и
первооткрывателями
с
самого
рождения, в том мире, в котором они
появляются. Для ребёнка всё впервые: горе и радость, смелость и боязнь,
дождь и солнце. Он не в состоянии самостоятельно найти
ответы на
интересующие
его
вопросы.
И
поэтому
ему
на
помощь
приходим
мы
,
взрослые, родители и педагоги.
Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют развития новых
способов
образования,
педагогических
технологий,
имеющих
дело
с
индивидуальным развитием личности, проявлением творческой инициативы.
Наряду
с
этим
стоит
вопрос
о
формировании
у
ребёнка
способности
самостоятельно мыслить, ставить и решать задачи, возникающие на его пути.
Существенно
в современном обществе
акцент перешёл на
воспитание
подлинно
свободной
личности,
с
совершенным
умением
самостоятельно
мыслить, добывать и применять полученные знания, тщательно планировать
свои действия.
Дошкольное
образование стало одной
из
важнейших
составляющих в
едином
образовательном
пространстве,
где
требуется
широкое
внедрение
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Проанализировав
работы
отечественных
и
зарубежных
психологов,
раскрывающих
факторы
и
закономерности
психического
развития
детей,
педагоги
видят
целесообразность
внедрения
модели
проектно-
исследовательской деятельности в практику работы с детьми.
Появился этот метод во второй
во второй половине 19 века, в США и
базировался он на принципе «обучение посредством делания», результатом
идеи был девиз «Всё из жизни, всё для жизни»(Дж.И Э.Дьюи, Х.Килпатрик,
Э.Коллингс).
В
России
сторонниками
метода
проектов
стали
В.Н.Шульгин,
М.В.Крупенина, Б.В. Игнатьев. В современной российской педагогике
в
наше время занимаются Веракса Н.Е.,Веракса А.Н.,Евдокимова Е.С и др.
В
современной педагогике проектирование определено как « совместная
учебно-познавательная деятельность, творческая или игровая деятельность,
имеющая
общую
цель,
согласованные
методы,
способы
деятельности,
направленная на достижение общего результата деятельности».(Чечель И.Д.
Педагогическое
проектирование:
от
методологии
к
реалиям//Методология
учебного проекта, М.: МИПКРО,2001).
Главной
идеей
метода
проектов
на
современном
этапе,
является
возможность смещения акцента с процесса пассивного накопления детьми
знаний
на
овладение
ими
различными
способами
деятельности.
Это
обусловлено
введением
в
образовательный
контекст
ОУ
методов
и
технологий
на
основе
проектной
и
исследовательской
деятельности
обучающихся.
Педагогическая
общественность
должна
осознать
проектную
и
исследовательскую
деятельность
обучающихся,
как
неотъемлемую
часть
образования, отдельную систему. Организация проектно-исследовательской
деятельности в образовательных учреждениях требует грамотного научно-
обоснованного подхода
и решения комплекса задач учебно-методических,
информационных, дидактических и психолого-педагогических.
Так
же
необходима
благоприятная
развивающая
среда:
взаимодействие
с
семьёй и социумом должна осуществляться через проведение совместных
мероприятий,
направленных
на
формирование
устойчивых
нравственно-
патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе.
Задача любого педагога дать детям действительно научные представления в
области биологии, экологии, географии, но при этом облечь информацию в
привлекательную и интересную форму.
В
ходе
проектирования
используются
педагогические
технологии
личностно-ориентированной
развивающей
творческой
деятельности(т.к
в
ходе проектирование обучающиеся занимаются творческой деятельностью,
узнают
о
своих
возможностях,
самореализуются).
Основываясь
на
этом
подходе, метод проекта способствует развитию индивидуально-творческой
деятельности
педагога
в
разработке
стратегии,
тактики,
технологии
образовательного
процесса,
способствует
личностному
развитию
воспитанников,
обеспечивает
качественные
результаты
педагогической
деятельности.
Проектная деятельность в дошкольной системе являет собой то, что ребенок
еще
не
может
самостоятельно
найти
противоречия
в
окружающем,
сформулировать
проблему,
определить
цель.
Поэтому
в
воспитательно-
образовательном
процессе
ОУ
проектная
деятельность
носит
характер
сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также
вовлекаются родители и другие члены семьи.
Проекты:
творческие,
исследовательские,
информационные,
игровые,
практико-ориентированные
и
др.,
нуждаются
в
постоянном
внимании,
помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации
.
По мнению ряда исследователей, и что особенно важно знать педагогу, метод
проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые
развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В
первую
очередь,
это
относится
к
групповым
проектам,
когда
действует
небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в
коллективе,
брать
на
себя
ответственность
за
выбранное
решение,
анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность
ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время
интересам
общего
дела.
Участие
в
проекте
позволяет
приобрести
уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Проектная
и
исследовательская
деятельность
ведётся
по
следующим
направлениям:
- развитие поискового поведения у старших дошкольников;
- формирование познавательного компонента;
-нравственно-патриотическое,
художественно-эстетическое
развития
дошкольников.
Значимость проектной деятельности состоит в следующем:
-проектная деятельность открывает возможность формирования собственного
жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, так как
является методом целенаправленного действия;
-метод проектов идёт от детских потребностей и интересов, стимулируя
детскую самостоятельность в зависимости от возрастных и индивидуальных
особенностей детей;
-данный метод выходит из стен детских учреждений
в социальную среду.
Суть проекта: стимулирование интереса детей к определённым проблемам,
предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную
деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем.
Показать практическое применение полученных знаний.
В ходе реализации любого проекта перед педагогами стоит задача связать
воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми
ближайшими и доступными объектами, которые окружают
ребёнка, таким
образом, вовлекая его в социально - значимую деятельность.
Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает
возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения,
обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики
познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской
деятельности, что является составляющими успешной личности.
Таким образом, метод проектов в ОУ, сегодня – это достаточно оптимальный,
инновационный
и
перспективный
метод,
который
должен
занять
свое
достойное место в системе дошкольного образования.
Используемая литература:
1.
Веракса Н.Е., Веракса А.И. “Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений”// Мозаика-Синтез.
Москва 2008.
2.
Виноградова Н.А. “Образовательные проекты в детском саду. Пособие
для воспитателей”// Москва: Айрис-Пресс 2008.
3.
Васильева Л.С., Данилина Г.А. “Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения. Пособие для руководящих и практических
работников ДОУ”// Москва: АРКТИ 2005
4.Методические рекомендации по организации проектной и
исследовательской деятельности обучающихся в образовательных
учреждениях .Проектная и исследовательская деятельность в воспитательно-
образовательном пространстве ОУ.
5.Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование.
Международный специальный выпуск журнала: Технологическое
образование. 1996.
6. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ,
2003. — 112с. (Методическая библиотека)
7. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4,
2000, — с. 52-55
8. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1,
2000, — с. 41-45
9. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное
образование, № 7, 2000.
10. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя
от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
11. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей
№ 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с