Напоминание

"Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"


Автор: Смирнова Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №653 Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Сущность проектной деятельности

Актуальность

умения

учиться

для

современного

человека

подчеркивается

практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования.

Для начальной школы приоритетным остаются формирование учебной деятельности

как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к

обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности

постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека

– потребности в самообразовании.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

-

формировали

бы

активную,

самостоятельную

и

инициативную

позицию

учащихся в учении;

-

развивали

бы

в

первую

очередь

универсальные

учебные

действия:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-

формировали

бы

не

просто

умения,

а

компетенции,

т.е.

умения,

непосредственно

сопряженные

с

опытом

их

применения

в

практической

деятельности;

-

были

бы

приоритетно

нацелены

на

развитие

познавательного

интереса

учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Начиная работу с первоклассниками в 2012/2013 учебном году, выделила для

себя ряд проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение

следовать

инструкции,

ярко

выраженное

в

неспособности

внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также

выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из

учебной ситуации в жизненную и др.

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий

первоклассников (метапредметные результаты см. приложение 1) подтвердила

необходимость

целенаправленной

работы

по

их

формированию

и

развитию.

Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить

урочную и внеурочную систему организации учебного процесса новой формой

деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую

думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все

имеющиеся у них знания на практике.

Поэтому,

начиная

с

1-ого

класса,

вовлекала

учащихся

в

проектную

деятельность

как технологию развития умений учиться в процессе учебной и

внеурочной самостоятельной познавательной деятельности.

Проблема, требующая инновационных решений: противоречие между

необходимостью

развития

универсальных

учебных

действий

у

учащихся

младшего

школьного

возраста

и

ограничениями

имеющихся

образовательных

технологий в решении этой задачи.

Цель опыта:

-

сформировать

универсальные

учебные

действия

младших

школьников

средствами проектной технологии и возможности её реализации в учебной и

внеурочной деятельности;

- достичь высокой успешности учащихся в усвоении учебного содержания и

создания предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Задачи:

проанализировать

историю

развития

проектного

метода,

изучить

теоретические основы метода проектов;

на

основе

анализа

психолого-педагогической

литературы,

изучения

и

обобщения педагогического опыта описать современное понимание проектной

деятельности;

рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников;

исследовать

влияние

проектной

деятельности

на

формирование

универсальных учебных действий учащихся начальной школы;

выявить

и

обосновать

педагогические

условия

наиболее

эффективного

использования метода проектов для формирования и развития познавательных

универсальных учебных действий у младших школьников;

выявить наиболее приемлемую форму введения метода учебных проектов в

начальной школе;

дать

рекомендации

по

организации

проектной

деятельности

младших

школьников.

Для

решения

поставленных

задач

использовались

следующие методы

исследования:

изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме

исследования;

изучение и обобщение педагогического опыта;

педагогическое наблюдение;

педагогический эксперимент;

анализ результатов ученической деятельности;

анализ результатов исследования.

Среди

всех

современных

технологий

обучения

именно

технология

проектного обучения позволяет сочетать все виды УУД наиболее гармонично на

каждом

этапе

проектной

деятельности

обучающихся.

Приведу

примеры

из

личного

опыта,

как

происходит

поэтапное

формирование

УУД

в

процессе

использования метода проектов.

Н а организационно-подготовительном

этапе

формирую

личностные

и

регулятивные УУД. Совместно с учениками осуществляем выбор тем проектов,

определяем

цели исследований,

намечаем

предварительный

план,

некоторые

методы и приемы исследования. Основными критериями выбора тем являются

индивидуальные

особенности

обучающихся,

практическая,

социальная

значимость проекта, воспитательный потенциал проекта, связь темы проекта с

изучаемым

материалом

курса

и

возможность

реализации

предметных

и

метапредметных связей, а также наличие у школьника необходимых знаний и

л и ч н о г о

о п ы т а .

Н а

в т о р о м

поисково-исследовательском

этапе

обучающие ся

осуществляют

сбор

и

анализ

информации,

структурируют

ее,

моделируют

изученное

содержание,

разрабатывают

программу

исследования,

проводят

анализ

выполненной

работы,

формулируют

выводы,

готовят

презентации

результатов исследований. Таким образом, формирую познавательные УУД, а

также

регулятивные

и

коммуникативные

УУД,

так

как

обучающиеся

сами

организуют,

планируют,

контролируют

и

корректируют

свою

деятельность.

На

третьем

- информационно–презентативном

этапе

формирую

личностные, регулятивные УУД. Обучающиеся представляют свои результаты,

продукт проекта, выполняют его оценку и самооценку своей работы (рефлексию).

Защищая проект, ученики реализуют свои творческие способности, корректируют

оценку

успешности

его

выполнения.

Защита

проектов

происходит

на

уроке,

ш к о л ь н о й

к о н ф е р е н ц и и .

Педагогическая работа в рамках технологии проектного обучения позволяет

мне, как учителю, раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал каждого

ребёнка,

усиливать

волевую

саморегуляцию

слабых

учащихся,

создавать

ситуацию

успеха,

повышать

не

только

мотивацию

обучения,

но

и

качество

образования.

Использование

проектной

деятельности

позволило

решить

следующие

педагогические цели:

развить творческие и коммуникативные способности ребенка;

привить навыки сотрудничества;

активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;

привить

первоначальные

умения

собрать

информацию

из

разных

ис-

точников, осмыслить ее и использовать для выполнения проекта.

Положительный опыт использования метода проектов, а также результаты

диагностики

универсальных

учебных

действий

(см.

таблицу)

позволяет

с

уверенностью

утверждать,

что

проектная

деятельность

в

начальной

школе

повышает

эффективность

формирования

универсальных

учебных

действий

младших школьников.

Входная

диагностика

сентябрь

2012 год

декабрь

2012

год

май

2013

год

сентябрь

2013

год

декабрь

2013

год

Учебно-организационные

2,8

3,4

4,4

4,3

4,8

Учебно-логические

3,3

3,6

4,2

4,4

5

Учебно-информационные

3,5

4

5

5,1

5,9

Учебно-

коммуникационные

4,5

5,2

5,7

5,7

6

Результативность опыта

Использование метода проектов

на уроках, во внеурочной деятельности

(Рабочая

программа

по

внеурочной

деятельно сти «Я–исследователь»,

разработанная для учащихся с 1 по 4 класс) оказалось успешным. Примером

этому могут служить следующие проекты:

Внеурочная деятельность

Тема проекта

Класс

В рамках кружка

«Я–исследователь»

(проектная

деятельность)

Веселый алфавит

1

Новогодняя красавица

1

Улица, на которой я живу

1

Яблоня – основная плодовая культура

2

Как начиналась жизнь…

2

Слово о кошках

2

Роза – царица цветов

2

Рябина в устном народном творчестве, медицине,

кулинарии

2

Удивительные пчелы

2

Береза – мое любимое дерево

2

Вселенная

2

Урочная деятельность предмет

Моя семья

1

окружающий мир

Моя малая Родина

1

окружающий мир

Мой класс и моя школа

1

окружающий мир

Мои любимые домашние питомцы

1

окружающий мир

Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах

1

математика

Профессии

2

окружающий мир

Живая азбука

1

литературное чтение

Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде

2

математика

Оригами

2

математика

Красная книга или возьмем под защиту

2

окружающий мир

Родной город

2

окружающий мир

Письмо Деду Морозу

2

русский язык

Родословная

2

окружающий мир

Рифма

2

русский язык

Города России

2

окружающий мир

(фото проектной деятельности см. приложение 2)

Итак, метод проектов четко ориентирован на реальный практический

результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также

между

учителем

и

учащимися.

Расширяется

их

образовательный

кругозор,

возрастает

стойкий

познавательный

интерес.

Работа

над

проектом

помогает

учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность

показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение

самостоятельно

добывать

знания,

что

является

очень

существенным

для

организации процесса обучения в современной школе.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

опубликование

проектов,

продуктов

проектной

деятельности

в

сети

Интернет на персональном сайте, сайте класса;

участие в семинарах по проблеме формирования универсальных учебных

действий

младших

школьников

средствами

проектной

технологии

на

школьном и муниципальном уровне;

создание электронного сборника презентаций проектов;

участие

в

конкурсах

по

данной

тематике,

педагогических

советах,

методических семинарах.

Приложение 1

Метапредметные результаты

Регулятивные

УУД (саморегуляция, организация деятельности, отдельные

свойства внимания, объем оперативной памяти.)

Методика «Тест простых поручений»

уровень

сформированности

начало года

%

конец года

%

Высокий

19

37

Средний

45

40

Низкий

36

28

Результаты диагностики регулятивных УУД

начало года

конец года

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

Регулятивные УУД

высокий

средний

низкий

Вывод:

в

результате

диагностики

уровня

развития

саморегуляции,

организации деятельности, отдельных свойств внимания, объема оперативной

памяти было выявлено, что в начале года достаточный уровень был у 64%

учащихся, а к концу уже 77%. Наблюдается положительная динамика. Т.е.

такие дети могут запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу,

правилу;

начинать

и

заканчивать

действие

в

нужный

момент: у

ученика

сформирован внутренний план действий.

Приложение 2



В раздел образования