Напоминание

"Подготовка руки дошкольника к пистму"


Автор: Савицкая Елена Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 "Радуга"
Населённый пункт: г.Пятигорск, Ставропольского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Подготовка руки дошкольника к пистму"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовка руки дошкольника к письму

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и

ориентироваться

в

пространстве

необходимо

начинать

уже

в

подготовительный

к

школе

период.

Когда

начинается

письмо

новая

и

трудная для ребенка деятельность, - делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы

кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части

пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве

и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой

сторон

тела,

особенно

по

отношению

к

другим

людям.

Наибольшие

трудности

выработка

этого

навыка

вызывает

у

леворуких

детей.

Умение

различать правую и левую сторону – это важная предпосылка для многих

видов

обучения.

Поэтому

отработке

этого

навыка

необходимо

уделять

достаточное

количество

времени,

проводя

занятия

с

ребенком

в

виде

различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левый частей тела можно

рекомендовать следующие упражнения:

-показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую

руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;

-поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;

-после

уточнения

речевых

обозначений

правой

и

левой

руки

можно

приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой

правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к

формированию в окружающем пространстве, например:

Определение пространственного расположения предметов по отношению к

ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Покажи

книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует

уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.

Определение

пространственных

соотношений

между

двумя-тремя

предметами или изображениями.

Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой

руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки. Далее ребенку

задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить

ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге –

справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа

или слева.

Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой,

слева от нее положить карандаш, справа – ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием

элементов

букв,

а

с

неподготовленностью

детей

к

этой

деятельности.

Поэтому

в

подготовительный

период

очень

важно

использовать

ряд

упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти

упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-

раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке

карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы

руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется

пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно

предложить

ребенку

копировать

понравившиеся

рисунки

на

прозрачную

бумагу.

Очень

полезны

орнаменты

и

узоры,

так

как

в

них

присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей

подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя

забывать

о

регулярных

занятиях

с

пластилином

или

глиной.

Разминая,

вылепливая

пальчиками

фигурки

из

этого

материала,

ребенок

укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От

листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего

рода аппликацию.

Кроме

того,

можно

порекомендовать

нанизывание

бус

на

нитку,

застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Е.Н.Потапова

предлагает

оригинальный

способ

развития

руки.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев

руки

ребенка

необходимо

знакомить

с

образом

той

или

иной

буквы,

создавая

в

памяти

ее

модель.

Для

этого

необходимо

из

самой

мелкой

наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист

картона.

Указательным

пальцем

ведущей

руки

ребенок

обводит

контуры

букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы

через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена

итальянским педагогом М.Монтессори и получила распространение уже в

двадцатые годы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие занятия. Детям

предлагают карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и

задания к ним. Например:

-Написать букву (нарисовать фигурку) справа и слева от вертикальной линии.

-Положить кружок, справа от него – крестик, слева от крестика поставить

точку.

-Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

-Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить

точку.

Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими

руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую

и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж

оказывает

общеукрепляющее

действие

на

мышечную

систему,

повышает

тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность

утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем

при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются

функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи

коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в

рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры

головного

мозга,

оказывают

тонизирующее

воздействие

на

центральную

нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в

отношении

всех

систем

и

органов.

Существуют

следующие

приемы

самомассажа:

поглаживание,

растирание,

разминание,

выжимание,

активные

и

пассивные

движения.

Хорошую

результативность

показывает

использование массажеров для рук.

В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны

кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

1.

Подушечки

четырех

пальцев

правой

руки

установите

у

оснований

пальцев

левой

руки

с

тыльной

стороны

ладони.

Пунктирными

движениями

смещайте

кожу

на

1

см

вперед-назад,

постепенно

продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой

руки.

2.

Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони

правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной

стороны левой ладони. Проделайте то же для другой руки.

3.

Кисть и предплечье левой руки расположите на столе .Правой рукой

сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то

же для правой руки.

4.

Костяшки сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по

ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.

5.

Фалангами

сжатых

в

кулак

пальцев

произведите

движения

по

принципу

«буравчика»

на

ладони

массажируемой

руки.

Поменяйте

руки.

6.

Движения, как при растирании замерзших рук.



В раздел образования