Автор: Савицкая Елена Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 "Радуга"
Населённый пункт: г.Пятигорск, Ставропольского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Подготовка руки дошкольника к пистму"
Раздел: дошкольное образование
Подготовка руки дошкольника к письму
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и
ориентироваться
в
пространстве
необходимо
начинать
уже
в
подготовительный
к
школе
период.
Когда
начинается
письмо
–
новая
и
трудная для ребенка деятельность, - делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы
кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части
пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве
и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой
сторон
тела,
особенно
по
отношению
к
другим
людям.
Наибольшие
трудности
выработка
этого
навыка
вызывает
у
леворуких
детей.
Умение
различать правую и левую сторону – это важная предпосылка для многих
видов
обучения.
Поэтому
отработке
этого
навыка
необходимо
уделять
достаточное
количество
времени,
проводя
занятия
с
ребенком
в
виде
различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левый частей тела можно
рекомендовать следующие упражнения:
-показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую
руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;
-поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;
-после
уточнения
речевых
обозначений
правой
и
левой
руки
можно
приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой
правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к
формированию в окружающем пространстве, например:
Определение пространственного расположения предметов по отношению к
ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Покажи
книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует
уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.
Определение
пространственных
соотношений
между
двумя-тремя
предметами или изображениями.
Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой
руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки. Далее ребенку
задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить
ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге –
справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа
или слева.
Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой,
слева от нее положить карандаш, справа – ручку и т.д.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием
элементов
букв,
а
с
неподготовленностью
детей
к
этой
деятельности.
Поэтому
в
подготовительный
период
очень
важно
использовать
ряд
упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти
упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-
раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке
карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы
руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется
пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Можно
предложить
ребенку
копировать
понравившиеся
рисунки
на
прозрачную
бумагу.
Очень
полезны
орнаменты
и
узоры,
так
как
в
них
присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей
подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя
забывать
о
регулярных
занятиях
с
пластилином
или
глиной.
Разминая,
вылепливая
пальчиками
фигурки
из
этого
материала,
ребенок
укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От
листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего
рода аппликацию.
Кроме
того,
можно
порекомендовать
нанизывание
бус
на
нитку,
застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Е.Н.Потапова
предлагает
оригинальный
способ
развития
руки.
Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев
руки
ребенка
необходимо
знакомить
с
образом
той
или
иной
буквы,
создавая
в
памяти
ее
модель.
Для
этого
необходимо
из
самой
мелкой
наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист
картона.
Указательным
пальцем
ведущей
руки
ребенок
обводит
контуры
букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы
через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена
итальянским педагогом М.Монтессори и получила распространение уже в
двадцатые годы.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие занятия. Детям
предлагают карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и
задания к ним. Например:
-Написать букву (нарисовать фигурку) справа и слева от вертикальной линии.
-Положить кружок, справа от него – крестик, слева от крестика поставить
точку.
-Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.
-Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить
точку.
Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими
руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую
и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж
оказывает
общеукрепляющее
действие
на
мышечную
систему,
повышает
тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность
утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем
при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются
функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи
коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в
рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры
головного
мозга,
оказывают
тонизирующее
воздействие
на
центральную
нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в
отношении
всех
систем
и
органов.
Существуют
следующие
приемы
самомассажа:
поглаживание,
растирание,
разминание,
выжимание,
активные
и
пассивные
движения.
Хорошую
результативность
показывает
использование массажеров для рук.
В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны
кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.
1.
Подушечки
четырех
пальцев
правой
руки
установите
у
оснований
пальцев
левой
руки
с
тыльной
стороны
ладони.
Пунктирными
движениями
смещайте
кожу
на
1
см
вперед-назад,
постепенно
продвигаясь к лучезапястному суставу. Проделайте то же для другой
руки.
2.
Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони
правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной
стороны левой ладони. Проделайте то же для другой руки.
3.
Кисть и предплечье левой руки расположите на столе .Правой рукой
сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то
же для правой руки.
4.
Костяшки сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по
ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.
5.
Фалангами
сжатых
в
кулак
пальцев
произведите
движения
по
принципу
«буравчика»
на
ладони
массажируемой
руки.
Поменяйте
руки.
6.
Движения, как при растирании замерзших рук.