Напоминание

Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения


Автор: Меркулова Юлия Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская деятельность на уроках

литературного чтения

Меркулова Ю.А.

1) Введение

Обучение

путем

исследований

в

современной

образовательной

практике

рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира

ребенком.

Исследование

в

обыденном

употреблении

п о н и м а е т с я

преимущественно

как

процесс

выработки

новых

знаний,

один

из

видов

познавательной деятельности человека.

Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную

основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в

выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками,

в развитии собственных способностей, возможностей. Исследовательская работа –

это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику

увидеть и оценить собственные учебные успехи.

2)

Учебная

исследовательская

деятельность

это

специально

организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, результатом

которой

является

формирование

познавательных

мотивов,

исследовательских

умений.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-

гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я.Коменского,

Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др. Великие деятели и педагоги России Н.И.Пирогов,

Н.Г.Чернышевский,

Д.И.Писарев,

К.Д.Ушинский

и

другие

имели

огромное

значение

в

теоретическом

обосновании

проблемы

исследовательской

деятельности. В современном российском образовании это выражено в активно

проявляемом

педагогами

и

практическими

психологами

стремлении

к

теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.

3) Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся

способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в

любой

сфере

человеческой

культуры.

Огромную

роль

играет

детская

исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная

деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее

место в системах развивающего обучения.

4)

Одна

из

основных

практических

задач

современного

образования

обучение

школьников

специальным

знаниям,

а

также

развитие

у

них

общих

умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Тр а д и ц и о н н а я

м е тод и ка

н ач а л ь н о го

ч т е н и я

н е д о о ц е н и в а е т

исследовательские возможности детей, их «исследовательский инстинкт». Особая

сложность проблемы заключается в том, что объяснить свое восприятие, осознать

его и перевести на язык слов свое интуитивное понимание сердцем и душой того,

что открыто его внутреннему взору, ребенок часто самостоятельно не способен.

Но учитель может помочь ему в этом с помощью тщательно продуманной системы

вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-

ребенка к осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ

текста к осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения.

Система этих вопросов должна органично вырастать из текста, анализ которого

последовательно идет от первой страницы к последней.

5) Особенности уроков литературного чтения исследовательского характера

Уроки-исследования

(анализа)

литературного

произведения

строятся

на

наблюдении над текстами, поиске в них признаков – примет художественности и

их

анализе.

Вся

работа

основывается

на

исследовательской

деятельности

учащихся. Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех

участников дискуссии (в том числе и учителя).

6)

Главным условием урока исследовательского характера является наличие

проблемной ситуации, поскольку именно она, по определению С.Л.Рубинштейна,

является «начальным моментом мыслительного процесса».

Подходы к исследованию литературного текста в начальной школе

Каждое новое произведение для ребенка – это встреча с новым миром,

новым

способом

отражения

действительности,

новым

автором.

Литературное

произведение на уроке становится объектом исследования читателей. В процессе

«общения» читателя и автора выясняется смысл текста. Анализ текста проводится

с особой целью: понять главную авторскую идею. Читатель может принять эту

идею, может не принять, но траектория анализа проектируется учителем

таким образом, чтоб ребенку было ЧТО ОТКРЫВАТЬ.

7) Чтобы вникнуть в тайны образа, созданного автором, стоит определить

основные, ключевые моменты, без которых невозможен грамотный анализ любого

исследуемого текста. Читателю важно: понять содержание (ответить на вопрос: о

чем это произведение?) – увидеть внешнюю сторону образа; вникнуть в смысл

(ответить

на

вопрос:

какую

важную

мысль

высказал

автор?)

понять

внутреннюю сторону

образа;

найти языковые

средства,

приемы,

способы

создания образа

В

процессе

поисков

ответов

на

вопросы

у

каждого

ученика-читателя

рождается

свое,

личное

представление

о

смысле

произведения,

которым

он

делится с другими читателями.

Технология исследовательской работы

при анализе произведений

Анализ художественного произведения.

Уроки

литературного

чтения

представляют

широкие

возможности

для

интеллектуального

творчества

учащихся

и

их

познавательного

развития.

В

процессе работы над текстом формируются творческое воображение, эстетические

вкусы,

фантазия,

нравственные

качества,

основные

читательские

умения.

Первоначальное прочтение текста даст юному читателю необходимый материал

для первичного осмысления. Более высокий уровень восприятия текста наступает

тогда, когда он будет должным образом проанализирован.

Основной принцип анализа художественного текста состоит в том, что вся

работа целеустремленно должна быть направлена на раскрытие главной идеи

произведения. Поэтому в любом случае рекомендуется вопрос об основной мысли

текста после его анализа.

Второй важный момент – отобрать те части текста, которые наиболее ясно

выражают идею, и работать в первую очередь с ними – выразительное чтение,

целенаправленная

беседа,

подробный

пересказ.

Понимание

художественного

текста

зависит

от

многого:

глубокого

понимания

каждого

слова,

способности

сосредоточить внимание, подключить воображение, умения сравнивать, извлекать

смысл из фабулы (сюжетной основы художественного произведения). Поэтому

ученика нужно учить думать над произведением «от текста (формы) к смыслу

(художественному

содержанию)».

Читатель

становится исследователем,

конкретизируя в процессе дискуссионного обсуждения собственные «гипотезы

смысла».

Художественные произведения, исследуемые детьми, изучаются в условиях

столкновения

различных

читательских

мнений.

Каждый

ребенок

учится

чувствовать

«чужое»

понимание,

сопоставлять

его

с

собственным

видением

замысла автора, а главное – приближаться к авторскому пониманию.

При

анализе

рассказов

нужно

сделать

текст

личностно

значимым

для

ребенка, научить детей ориентироваться в развитии сюжета рассказа, определять и

обсуждать

проблемы.

Например,

при

определении

смысла

нравственной

коллизии в рассказе Л.Толстого «Акула» с учащимися обсуждается идея любви

как способности мгновенно принимать решения, спасая близкого человека.

Главная задача учителя – заинтересовать учащихся процессом исследования

литературного произведения так, чтобы они чувствовали значимость совершаемых

ими открытий. При этом помнить, что «удивление перед тайной является само по

себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и,

быть может, целью всего нашего познания…» (К.Ясперс, немецкий философ)

8) Средства формирования исследовательских умений

1.В учебной деятельности можно использовать общедидактические методы

и приемы:

метод

эвристической

беседы,

исследовательский,

проблемный,

частично-

поисковый

методы,

приемы

сравнения,

обобщения,

установления

аналогий,

анализа, синтеза.

2.

Урок-исследование,

на

котором

поиск

ответов

на

заданные

к

тексту

вопросы, обсуждение проблемы, открытие секретов авторского замысла идет в

дискуссионной форме.

3. Кратковременные исследования – наблюдения с элементами описания.

9) Уровень сформированности исследовательских умений можно оценить по

проявляемым детьми конкретным умениям:

Критерии оценивания исследовательских умений

учащихся

Успешность

выполнения

1

Умение работать с текстом

2

Умение видеть проблемы

3

Умение высказывать свое суждение,

аргументировать и доказывать собственное мнение

4

Умение определять жанр, стиль произведения, его

специфические признаки

5

Умение правильно выстраивать текст-рассуждение

6

Умение планировать и проводить наблюдения

7

Умение давать определение понятиям

Заключение

Известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной

школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать,

слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в

этот

сложный

и

противоречивый

мир,

необходимы

определенные

навыки

мышления и качества личности, умение анализировать, сравнивать, выделять

главное,

решать

проблему,

умение

давать

адекватную

самооценку,

быть

ответственным,

самостоятельным.

И

задача

педагога

так

построить

процесс

обучения,

чтобы

помочь

раскрыться

духовным

силам

ребенка.

И

этому

способствуют методы исследовательского обучения, используемые как на уроках

литературного обучения, так и на других учебных предметах.



В раздел образования