Автор: Терещенко Виктория Леонидовна
Должность: студент
Учебное заведение: ОмГПУ
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: научная статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГОПРЕДСТАВЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА
ПРИМЕРЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЛАНЕТА
ЗНАНИЙ»
В настоящее время согласно требований Федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
а
также
Примерной
образовательной
программы
по
математике
для
младших
школьников
перед
начальным
курсом
математики
ставятся
следующие
образовательные
задачи:
«сформировать
у
младших
школьников
основы
логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и
математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного
представления
данных
и
процессов,
записи
и
выполнения
алгоритмов;
сформировать умение выполнять устно и письменно арифметические действия
с
числами
и
числовыми
выражениями,
решать
текстовые
задачи,
умение
действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с
таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями,
представлять, анализировать и интерпретировать данные» [1].
Таким образом, одним из важнейших результатов обучения математике
является
владение
учащимися
алгоритмами,
представляющими
способы
решения ключевых задач по каждой теме.
В настоящее время в современной российской школе реализуются три
основных подхода к изучению алгоритмов в начальной школе:
1.
Специальная
тема
не
предусмотрена.
Понятие
алгоритма
и
алгоритмическая
терминология
используются
учителем
как
дидактическое
средство
обучения.
Общие
способы
решения
задач
задаются
учебником,
учителем, конструируются в совместной деятельности учащихся и учителя в
форме алгоритмов.
2 .
Понятие
алгоритма,
используется
в
основном
как
дидактическое
средство, но учителем планируется и периодически проводится специальная
работа по развитию элементов алгоритмического мышления. Достигается это
путем
обобщения
форм
описания
способов
решения
задач
(способов
вычислений,
построений
и
т.п.),
полученных
учащимися
при
освоении
основных
алгоритмов
математических
действий,
так
же,
как
и
в
первом
варианте.
Кроме
того,
предусматриваются
специальные
«алгоритмические»
задания.
3.
В
курс
математики
включается
специальная
тема,
посвященная
понятию «алгоритм» и связанным с ним понятиям (программа, операция, шаги
алгоритма, способы задания алгоритма, блок-схема и др.[3].
С л е д у е т
о т м е т и т ь ,
ч т о
н а и б о л е е
р а с п р о с т р а н е н н ы м
и з
вышеперечисленных подходов, является второй. Одним из его представителей
является
начальный
курс
математики
УМК
«Планета
Знаний».
Как
же
учащиеся
знакомятся
с
алгоритмами
в
начальном
курсе
математики
по
программе «Планета Знаний»?
В
программе
по
математике,
разработанной
М.И.Башмаковым,
М.Г.Нефедовой,
учащиеся
с
алгоритмами
встречаются
на
протяжении
всех
четырех
лет
обучения.
Уже
в
1
классе
учащиеся
знакомятся
с
правилами
(алгоритмами)
написания
цифр,
записи
математических
выражений
и
нахождения
их
значений,
нахождения
неизвестных
компонентов
арифметических действий, решения текстовых задач. В данном случае алгоритм
представляет собой выполнение действий в указанной последовательности, т.е
учащиеся соблюдают простейшую инструкцию, выполняя задание.
На
втором
году
обучения
помимо
алгоритмов
выполнения
устных
вычислений
добавляются
алгоритмы
выполнения
письменного
сложения
и
вычитания.
Данные
алгоритмы
первоначально
даются
учащимся
в
готовом
виде, они их должны усвоить, научиться применять на практике при решении
разнообразных
задач,
после
чего
предлагается
по
аналогии
перенести
полученные знания на новые виды изучаемых вычислительных алгоритмов.
Учащимся
предлагаются
и
задания
по
поиску
ошибок
в
предложенных
алгоритмах,
выбору
наиболее
рационального
способа
выполнения
задания,
самостоятельному
составлению
алгоритмов,
в
том
числе
и
при
решении
текстовых задач.
На третьем году обучения учащиеся приступают к изучению алгоритмов
устного и письменного умножения и деления. Работа с данными алгоритмами
происходит
после
того,
как
учащиеся
познакомились
с
записью
числа
в
десятичной
системе
счисления,
таблицей
умножения
однозначных
чисел,
законами сложения и умножения, вычитания и деления, таблицей сложения
однозначных
чисел,
а
также
выявили
взаимосвязь
умножения
и
деления,
деления с остатком. Следует отметить, что система предлагаемых учащимся
заданий аналогична той, что и во втором классе при изучении алгоритмов
сложения и вычитания.
В
4
классе
учащиеся
совершенствуют
ранее
полученные
знания
и
умения
работать
с
вычислительными
алгоритмами
(умножения,
деления,
сложения
и
вычитания),
а
также
рассматривается
отдельная
тема
«Планирование», как обобщение всего изученного по данной проблеме за 4
ученых
года. Целью изучения данной темы является развитие представлений
учащихся о планировании действий при решении задач и в бытовых ситуациях.
Осуществляется
знакомство
с
понятием
алгоритм,
формирование
представлений
о
планировании
при
осуществлении
вычислительной
деятельности; решения задачи и о способах проверки полученных результатов.
Изучение темы (в программе отводится 1 час) начинается с актуализации
ранее изученного материала, необходимого для эффективного усвоения нового
материала. Учащимся предлагается для выполнения задание по определению
порядка
выполнения
арифметических
действий
и
составление
плана
определения
значения
выражения. Затем
учащиеся переходят к решению
текстовых задач. Предлагается составить планы их решения, которые учащиеся
проговаривают устно, а учитель делает записи на доске, уточняя их по мере
необходимости. Затем вводится понятие
«алгоритм», как план, по которому
выполняются
стандартные
действия
по
решению
задач.
Для
закрепления
учащимся предлагается упражнение, направленное на определение
умения
выполнять
письменные
алгоритмы
сложения
и
вычитания,
умножения
и
деления, изученные за период обучения в начальной школе.
На этом же
уроке учащиеся впервые знакомятся с новым способом
записи алгоритма – графическим (в виде блок-схем). Учащимся предлагается
линейный алгоритм построения геометрической фигуры, который необходимо
дополнить
недостающими
«шагами».
Осуществляется
знакомство
и
с
циклическим алгоритмом на примере плана совершения покупки в магазине.
Следует
отметить,
что
при
введении
блок-схемы,
как
формы
записи
алгоритма, авторы в учебнике допускают некоторые неточности. В математике
и информатике условный блок принято обозначать ромбом, в курсе «Планета
Знаний»
он
изображен
прямоугольником.
Отсутствуют
блоки
начала/конца
алгоритма.
После
линейного
алгоритма
сразу
водится
циклический.
Хотя
целесообразно перед введением циклического алгоритма познакомить учащихся
с ветвлением (полным, неполным).
Таким
образом,
в
программе
по
математике
УМК
«Планета
Знаний»
учащиеся с алгоритмами встречаются на протяжении всех лет обучения. Особое
внимание
уделяется
вычислительным
алгоритмам
(устным,
письменным).
Учащиеся
не
только
получают
их
в
готовом
виде,
но
и
осуществляют
преобразование данных алгоритмов, поиск ошибок, самостоятельное или по
аналогии составление. При решении текстовых задач термин «алгоритм» не
используется,
но
на
этапе
поиска
плана
решения
определяет ся
последовательность необходимых шагов (устно, с графической фиксацией в
виде модели). Обобщение и систематизация знаний осуществляется в 4 классе
при изучении темы «Планирование».
Список литературы:
1.
Примерная программа по математике. Начальная школа. В 2 ч., Ч. 1. – М.:
Просвещение, 2010. -135 с.
2.
Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник
для студ.учреждений высш. образования / С.Е.Царева. – М.: Издательский центр «Академия»,
2014. – 496 с.