Напоминание

Сложноподчиненное предложение


Автор: Белорусская Лариса Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Щелкинская СОШ №2
Населённый пункт: город Щёлкино Ленинский район Республики Крым
Наименование материала: урок-обобщение 9 класс
Тема: Сложноподчиненное предложение
Раздел: среднее образование





Назад




9 класс

Урок русского языка на тему «Систематизация и обобщение изученного по теме

«Сложноподчиненное предложение»

«Мир освещается солнцем,

а человек знанием»

(пословица)

ЦЕЛЬ:

закрепить и обобщить знания учащихся о сложноподчиненном предложении;

направить практическую деятельность учащихся на подготовку к ГИА.

ЗАДАЧИ:

общеобразовательные: формировать

учебные

умения

и

навыки

определять

сложноподчиненные

предложения,

определять

вид

придаточных

предложений,

составлять графические схемы;

развивающие:

выделять

необходимую

учебную

информацию,

разв ивать

познавательный интерес, монологическую речь, творческие способности;

воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку.

ТИП УРОКА: урок – обобщение знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

учебник

русского

языка,

карточки

с

раздаточным

материалом,

компьютерная презентация к уроку, «дерево знаний», лист самооценки.

ХОД УРОКА

I.

Организационный момент: музыкальная пауза «Звуки природы» (Зима) (слайд 1).

-

Какое настроение у ас, ребята, вызывает этот пейзаж и эта музыка? (ответы

учащихся)

II.

Прочитайте эпиграф к уроку, раскройте его смысл. Перестройте сложносочиненное

предложение

в

сложноподчиненное

(Если

мир

освещается

солнцем,

то

человек

знанием).

III.

Мотивация учебной деятельности: (ответы учащихся)

- повторить материал по теме;

- закрепить навыки в работе со сложноподчиненным предложением;

- самостоятельно определить качество своих знаний.

IV.

«Узнай меня» (слайд 2)

-

прочитать притчу; определить её мораль; найти в тексте сложноподчиненные

предложения; определить вид придаточных; выписать эти предложения и сделать

синтаксический разбор.

Притча

1)

Один старец призвал своих учеников, чтобы показать им обычный чистый лист

бумаги с нарисованной черной точкой.

2)

Что вы здесь видите? – спросил старец.

3)

Точку, - ответили одни.

4)

Черную точку, - уточнили другие.

5)

Жирную черную точку, - подтвердили третьи.

6)

И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.

7)

Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? – удивились ученики.

8)

Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку.

9)

Никто из вас не заметил чистого белого листа, а ведь он так огромен по сравнению с

точкой.

10) Сегодняшний урок – это только маленькая точка знаний, которые вы получаете и

будете получать.

11) Заполняйте свой мир этими точками, потому что это путь к успеху.

(ответы учащихся)

1.

Предложения № 1, 7, 8, 10, 11 – сложноподчиненные

2.

Предложение № 1 – с придаточными цели

3.

Предложения № 7, 8 – с придаточными изъяснительными

4.

Предложение № 10 – с придаточным определительным

5.

Предложение № 11 – с придаточным причины

V.

«Дерево знаний» (на доске дерево, на нём «листья-вопросы», ученик «срывает» лист и

отвечает на вопрос. Учащиеся эксперты оценивают их ответы):

- какова структурная особенность сложноподчиненного предложения?

- какие виды придаточных предложений можно определить?

- как присоединяется придаточное предложение к главному?

- как отличить союз от союзного слова?

- на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

- на какие вопросы отвечают придаточные определительные?

- на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?

VI.

«Третье лишнее». Прочитать предложения, начертить схемы СПП (выполняет ученик

у доски).

Карточка 1

1.

а) Кто боится знания, тот пропал. (В.Белинский)

б) То, что мы знаем, ограничено, то, чего не знаем, бесконечно. (П.Лаплас)

в) Знания – единственная власть, которую можно приобрести. (И.Рахоль)

2.

а) Мы несем в себе истину, которая является комбинацией множества знаний.

Ш.Филипп)

б) Каждый день, в который вы не пополнили свои знания, считайте бесплодно

прожитым. (К.Станиславский)

в) Человек стремится только того, чего не знает. (В.Белинский)

3.

а) Мы хотим знать, чтобы жить. (С.Франк)

б) Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза

своему незнанию. (К.Ушинский).

(«лишние» предложения № 16, 26)

VII.

Работа с текстом: прочитать текст и выполнить задания:

1)

Определить № предложения, в котором содержится основная информация;

2)

Определить СПП и вид их придаточных.

(1) Знания – это духовная ценность человека, которую он приобретает в течение всей

своей жизни. (2) Сначала человек получает знания еще, будучи младенцем. (3) С

помощью рук он изучает строение игрушек, машинок.

(4) Уже в скором времени ребёнок начинает ходить в детский сад. (5) Здесь он

получает свои первые настоящие знания. (6) Он понимает, как устроен мир.

(7)

Далее начинается обучение в школе. (8) Вот тут-то и закладывается крепкий

фундамент, на котором будут держаться все знания, которые человек получит до конца

жизни. (9) Школа – это банк знаний, который человеку очень нужен.

(10)

Человек идёт по тропинке знаний дальше. (11) Окончив школу, он выбирает,

какую профессию выбрать. (12) Чем больше ты знаешь, тем больше возможностей у

тебя появляется, чтобы проявить себя в полной мере.

(13) Если бы человек не получал знания, представьте себе, что было бы на земле?

(№ СПП – 8, 9, 11, 12, 13 – проверка с помощью слайда № 3)

VIII.

Рефлексия: «Домысливание»: закончить фразу:

Мы повторили………..

Мы проверили………..

Мы убедились………...

IX.

Итог урока: заполнение листа самооценки:

Лист самооценки «По труду и честь»

Виды работы

Оценка учащегося

Оценка учителя

Теория

Составление схем

Определение

видов

придаточных

предложений

Активность на уроке

X.

Домашнее задание:

1)

составить текст (5-7 предложений) о пользе знаний (можно в определенной

области).

2)

сделать синтаксический разбор предложений.



В раздел образования