Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания.


Автор: Тлембекова Жамила Халиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОУ "Карповская школа"
Населённый пункт: Омская область,Таврический район,село Карповка
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС.

Формы и методы экологического воспитания.

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на

конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной

личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое

воспитание. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это

непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них

экологической культуры:

устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

бережного отношения к природе;

правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

эмоциональной отзывчивости к живой природе;

положительных эстетических ощущений от любования природой;

умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном

образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5

лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание

ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть

реализовано через такие виды деятельности:

наблюдения;

опыты;

исследования;

игры;

труд;

художественно-эстетическая практика.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического

воспитания в двух направлениях:

на обучающих занятиях;

в повседневной жизни.

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие

с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту,

беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы

воспитать все эти чувства в детях, воспитатели используют различные

формы работы в этом направлении.

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления

экологического воспитания. Наиболее популярными являются экологические

праздники «Дары природы», «Осенний бал»,«Здравствуй, лето», «Ах ты,

зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая

деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и

участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях,

уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

Один из видов работ – экскурсии на природу. Вступительная беседа перед

экскурсией, во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти

этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой.

Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности

индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-

эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и

т.д.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра,

поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться

общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с

предметами неживой природы.

Игры бывают разной классификации:

- дидактические игры экологического содержания.

В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и

система оценивания детей.

Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры,

игры с предметами, словесные игры.

Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие

мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).

Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой,

листочками, шишками и т.д.)

Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и

связную речь.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес

дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи,

сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической

культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой

деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

Методы экологического воспитания дошкольников

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания

дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым,

наглядно-действенным и проектным.

Беседа.

Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей

дошкольного возраста. Беседуя ребенок дожжен знать, о чем идет речь, чтобы

включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника,

иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу

беседы.

Наблюдение

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он

позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом

могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы

и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на

протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным

элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами

наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно

1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями

трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;

время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;

нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их

интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы

данный процесс был многоступенчатым:

восприятие объектов природы;

исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими

предметами или явлениями;

творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе

наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания.

Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить

такую деятельность самостоятельно.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые

изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют

привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является

изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с

характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой

деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к

данным занятиям.

В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры-

иллюстрации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими

предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы

повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой,

пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных

материал

Проектная деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности,

направленные на познание окружающего мира, является проектный метод.

Он предусматривает осуществление дошкольниками практической

целенаправленной деятельности и способствует формированию у них

личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические

знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со

взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками

можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные,

ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные

групповые или индивидуальные проекты.

Создание экологической среды

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование

экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду

благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который

подразумевает организацию специального экологического пространства и

проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем

необходимых для живой природы условий.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы

являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов,

оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том

случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а

принимать активное участие в уходе за ними.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят

вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном

учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми

красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.



В раздел образования