Автор: Окунева Надежда Викторовна
Должность: аспирант
Учебное заведение: ЮУрГГПУ
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: научная статья
Тема: Теоретический анализ проблемы развития эмпатии в психологии и педагогике.
Раздел: высшее образование
Теоретический анализ проблемы развития эмпатии в психологии и педагогике.
Аннотация: В данной статье проводится теоретический анализ развития эмпатии в педагогике и
психологии. Раскрывается суть данного термина. Рассматриваются подходы к изучению эмпатии,
ее уровни и характерные черты личности. Также приводятся приемы по развитию эмпатии у
подростков.
Ключевые слова: эмпатия, уровни эмпатии, эмоции, подростковый возраст.
Theoretical analysis of the problem of the development of empathy in psychology and pedagogy.
Abstract: This article provides a theoretical analysis of the development of empathy in pedagogy and
psychology. The essence of this term is revealed. The approaches to the study of empathy, its levels and
personality traits are considered. Also given are techniques for developing empathy in adolescents.
Key words: empathy, empathy levels, emotions, adolescence.
Раскрытие актуальности и научной ценности проблемы эмпатии заключается в узловом
характере феномена при интерпретации сложных психологических явлений (идентификации,
рефлексии, аттракции, межличностного познания и т.п.), понимание которых имеет значение для
педагогической, возрастной и социальной психологии. Эмпатия как научная проблема входит в
круг общих проблем становления личности, без ее осмысления сложно провести продуктивный
анализ механизмов и основных свойств духовно-нравственного развития личности. Выявление ее
специфики требует обращения к предварительному анализу понятия «эмпатии».
Так,
эмпатия
в
психологии
это
естественное
проявление
своих
эмоций
при
сопереживании. Для каждого человека свойственен свой уровень подобного восприятия – от
полного растворения в проблеме человека до скупого проявления эмоций. Часто эмпатия в
психологии проявляется как отражение чувств и ощущений партнера, и, как правило, возникает
из-за восприятия внешних признаков проявления эмоций – жестов, разговора, поступков. Сам же
термин «эмпатия» был
введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской
традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т. Липпса [1]. Эмпатия (от
греч. empatheia - сопереживание) – это постижение эмоционального состояния, проникновение -
вчувстование в переживания другого человека. Так сформировался научный термин, теперь
ставший
достаточно
знакомым
для
современной
науки
словом,
но
только
сейчас
начинает
появляться на страницах трудов по философии и психологии анализ этого понятия.
Путь поиска истины по проблеме эмпатии предлагали такие ученые, как А.Е.Айви, А.А.
Бодалев, В.В.Бойко, А.А. Борисова, Т.П. Гаврилова Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.А. Менджерицкая
А.К.
Нитченко,
А.Б.
Орлов,
Т.И.
Пашукова,
К.Роджерс,
А.П.
Сопиков
и
др.
Различают
эмоциональную
эмпатию,
основанную
на
механизмах
проекции
и
подражания
моторным
и
аффективным
реакциям
другого
человека;
когнитивную
эмпатию,
базирующуюся
на
интеллектуальных
процессах
(сравнение,
аналогия
и
т.
п.),
и
предикативную
эмпатию,
проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции
другого в
конкретных
ситуациях[2].
В
качестве
особых
форм
эмпатии
выделяют
сопереживание
-
переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек,
через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний
по поводу чувств другого[3;4].
Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-
первых,
как
нерациональное
познание
человеком
внутреннего
мира
других
людей
(вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека
на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций[5].
Изучению эмпатии в различных ее формах посвящены работы
многих зарубежных
авторов, таких как К. Г. Юнг, Т. Липпс, К. Роджерс, X. Когут. В аналитической психологии
эмпатия
рассматривается,
как
"перенос",
описанный
З.Фрейдом:
"Процесс
отнесения
своих
побуждений, чувств, и суждений к другим лицам, как средство защиты, благодаря которому
субъект может не осознавать присутствия этих "неожиданных явлений" в нем самом" [7].
Отечественные психологи А.П. Сопиков и Т.П. Гаврилова [6] выделили следующие фазы
эмпатического процесса: 1) восприятие многообразия открытых переменных объекта эмпатии,
получение информации о качестве, знаке и содержании его переживаний; 2) построение во
внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее
с собственными ценностями и потребностями.
Во-первых, эмпатия рассматривается в качестве психической, эмпатической реакции в
ответ на стимул. Существует несколько видов эмпатических реакций, которые входятт в две
группы: 1) эмпатические реакции в ответ на поведение группы и 2) эмпатические реакции в адрес
конкретной личности.
В-вторых,
эмпатия
определяется
как
способность
или
свойство
личности,
имеющее
сложную аффективно-когнитивно-поведенческую природу. Данная способность раскрываться в
умении давать опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, которое включает
рефлексию внутренних состояний, мыслей и чувств самого объекта эмпатии.
Некоторые
исследователи
считают,
что
эмпатия
-
это
эмоциональная
способность
реагировать на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого. Другие определяют эмпатию
как
поведенческую
способность,
которая
проявляется
в
помогающем,
содействующем,
альтруистическом поведении в ответ на переживания другого.
На основе анализа научной литературы, можно выделить:
- знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;
- переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;
-
активность
по
реконструкции
чувств
другого
человека
с
помощью
воображения;
размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли);
- огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека
эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого и др.
Таким образом, можем утверждать, что с психологической точки зрения, эмпатия будет
проявляться у наиболее уязвимых людей, кто когда-то испытывал сильные эмоции и просто
способен понять другого человека.
Теперь стоит отметить, что эмпатия в педагогике имеет немаловажное значение. Анализ
научных определений термина «эмпатия» позволяет сделать вывод о том, что одной из его
важных составляющих является понимание[8]. Эмпатия как внутренняя активность, результатом
которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека, его чувств, мыслей,
поступков
является
важнейшим
условием
диалогического
общения.
Развить
эмпатическую
способность в воспитаннике может только педагог, для которого внимание к личности ученика
является основой педагогического мировоззрения. Поэтому, с нашей точки зрения, владение
современными педагогическими методами исследования необходимо не только ученому, но и
учителю-практику.
В повседневной школьной жизни учитель постоянно сталкивается с различного рода
изменениями, которые нужно констатировать, осмыслять и на которые необходимо реагировать.
Изменяется, проходя разные возрастные периоды, ребенок, меняется общая атмосфера в классе
(желание учиться, общаться, отношения друг с другом, с учителями, творческая активность,
дисциплина и т.д.). И все эти изменения происходят в каждом классе и в каждом отдельном
ребенке по-своему. Не понимая причин этих изменений, не умея выявлять их, объяснять и делать
выводы, учитель теряет возможность реально помочь ребенку, повлиять на класс в целом. Таким
образом, он либо самоустраняется от реального воспитательного процесса, либо испытывает
психологический дискомфорт, пытаясь действовать наугад и не видя положительного результата
своих действий. Трудность в данном случае обусловлена еще и тем, что мы имеем дело с
внутренним миром человека, который не поддается точным замерам. «Сторонники гуманитарной
ориентации
в
психологии,
-
пишут
ученые-психологи
В.И.
Слободчиков
и
Е.М.
Исаев,
-
указывают
на
невозможность
установить
количественные
границы
такого
феномена,
как
внутренний мир человека. Понятие точности познания применительно к человеку наполняется
иным
содержанием,
нежели
в
естествознании
и
математике.
Гуманитарная
психология
ориентируется на специфические методы познания человека» [3, С 105]. Выдвинутое учеными
положение
применимо
не
только
к
психологии,
но
и
к
педагогике.
Как
в
гуманитарной
психологии, так и в гуманитарной педагогике, «понимание… выступает как научный подход, как
особый метод», как «процесс и результат познания» [3, С.107]. Из выделенных учеными методов
описательной психологии особо значимым для нас является метод педагогической герменевтики,
выступающий как искусство истолковывать и понимать педагогический опыт, представленный
как в различного рода текстах, так и в других продуктах деятельности ребенка [3, С. 107-113].
Эмпатия как важная составляющая личности имеет гендерные особенности, обладает как
биологической, так и социокультурной детерминацией и возможностью развития.
Эмпатия
способствует развитию межличностных отношений, в основном общению, и стабилизирует их,
позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных
условиях, когда он особенно в ней нуждается.
Помощь в решении проблем общения, понимания друг друга является важнейшей задачей
социального
воспитания
подростков.
Одним
из
условий
успешности
общения
человека
с
другими
людьми
является
воспитанность
его
эмоциональной
сферы,
проявляющаяся
в
способности сопереживать другим людям: прежде всего, чувствовать их боль как свою, их
радости и горе как свои. Проявление этой способности в значительной мере связано с тем, каков
круг людей, включаемых человеком в категорию «мы», каково окружение людей, значимых для
него.
Эмпатия
в
педагогике
рассматривается
в
связи
с
воспитанием
нравственных
чувств,
нравственно-эмоциональной
отзывчивости.
Функции
эмпатии
-
способности
сочувствовать,
сопереживать
-
состоят
в
гуманистическом
опосредовании
межличностных
отношений:
в
обеспечении
адекватного
познания,
восприятия
и
понимания
человека
человеком
(Т.П.
Гаврилова, Л.П. Стрелкова); в выработке мотивов альтруистического поведения личности (А.В.
Петровский, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский).
Подростковый возраст является критическим в становлении личности, не составляет
исключения и феномен эмпатии как психологического личностного образования: достигнув явно
выраженного
уровня
в
подростковом
периоде,
она
стимулирует
социальное
поведение
в
дальнейшей
жизни.
Особенности
развития
эмоциональной
сферы
подростков
вызывают
необходимость социально-педагогической деятельности, специально направленной на развитие
нравственных чувств: сами подростки проявляют эмпатию избирательно, не всегда явно. В их
потребностно-мотивационной
и
эмоциональной
сферах
мотивы
самоутверждения
и
самореализации становятся главными, остальные же отходят на второй план (Т.В. Драгунова,
Д.И. Фельдштейн).
Как объект социальной работы подростки нуждаются в помощи -социальной адаптации,
создании условий для социализации. Усвоение социального опыта, готовность к его обогащению
формируется через включение подростков в реальные отношения между собой, в семье, со
взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях, в отношениях с государством.
Одновременно
подростки
являются
и
субъектами
социальной
работы,
что
предполагает
реализацию возможностей решения ребенком своих социальных проблем.
Педагогические
исследования
современного
детского
движения
(А.В.
Волохов,
М.Б.
Коваль,
В.Н.
Кочергин,
М.Е.
Кульпединова,
М.И.
Рожков,
Е.Н.
Сорочинская,
Е.В.
Титова)
позволяют сделать вывод о значимости детских объединений в создании благоприятных условий
воспитания, социализации детей и подростков, о возможности рассмотрения этих объединений
как значимых средств развития эмпатии подростков[8].
Среди всего многообразия ныне существующих детских сообществ мы выделяем детское
общественное
объединение
-
самостоятельное,
на
добровольной
основе
общественное
формирование детей и взрослых, созданное для совместной деятельности, направленной на
удовлетворение
и
развитие
социальных
потребностей
и
интересов
подростков.
В
таких
сообществах
возникают
условия
для
удовлетворения
детьми
потребности
в
общении
и
в
социально-значимой деятельности, для устранения дефицита содержательного разновозрастного
общения,
для
развития
социального
творчества.
Сознательное
участие
в
деятельности
объединений предопределяет выполнение подростком роли субъекта общения, права, творчества,
саморазвития.
Практика показывает, что существует ряд противоречий: между важностью формирования
эмпатии - и реальным вниманием к этому процессу со стороны как педагогической теории, так и
массовой практики; между возможностями детского общественного объединения в решении
задач
нравственно-психологического
развития
подростков
-
и
использованием
этих
возможностей;
между
значительным
воспитательным,
социализирующим
потенциалом
социальной
работы
с
подростками
-
и
ограничением
его
реализации
преимущественно
организационным к аспектом, к тому же связанным главным образом лишь с деятельностью
школы в социуме.
В конечном счете, все эти противоречия отрицательно сказываются на деятельности
детских
общественных
объединений,
а
главное
-
на
формировании
духовно-нравственного
облика подростков, особенно в социально-экономических условиях, сложных для государства и
общества, для школы и семьи, но в первую очередь для современного детства.
Так классные учителя сталкиваются с проблемой негативного отношения учеников друг к
другу и учителям предметника. То есть нужно на классных часах развивать чувства уважения и
принятия других людей, а именно – эмпатии.
Если в психологии
развитие эмпатии высокого уровня в основном характерно для
ранимых
людей,
то
в
педагогике
развитие
должны
проходить
для
всех
не
зависимо
от
предрасположенности.
Приведем пример таких упражнений
1. Выписать все эмоции, которые испытал за этот день (цель: узнать новое о своих эмоциях и
ощущениях; итог: научиться ощущать и понимать себя)
2. Распознавание эмоций и мыслей.
Создать предложение, имея шаблон и подставляя свой
готовый список эмоций, например «Я чувствую __, потому что ___». (цель: узнать разницу между
мыслями и ощущениями; итог: Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция)
3. Перестановка ролей. Эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли
другого человека, например родственника. Ответьте на вопросы: Как вас зовут? Каков ваш
возраст? Какие ваши любимые книги? Куда вы ездили в отпуск? Что вы больше всего любите?
(цель упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что
чувствует другой человек и почему; итог: понять какие чувства испытываете, исполняя роль
разных людей)
4. Эмпатичное слушание. Суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для
него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом.
(цель: научиться слушать и понимать другого; итог: научиться принимать на себя чувства, и
сочувствовать другому)
5. Понимание истории. 1) Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то,
кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине. 2)Попросите этого человека
подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать
причины. 3)Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек
теперь.(цель
научиться
слушать
и
понимать
историю
другого
человека;
итог:
развить
способность слушать)
6. Эмпатия и злость. Нужно придумать (или воскресить из жизни) ситуацию, при которой вы
были чрезвычайно злы на другого человека, а затем нужно создать эмпатическое утверждение.
Пример: Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!» Эмпатический
слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе
пришлось работать за меня. Я прав?»(цель упражнения: данное упражнение поможет справиться
со злостью на другого человека при помощи эмпатии; итог: понять чувство раздражения и смочь
с ним справиться).
Таким образом при использовании данных упражнений можно развить эмпатию даже
незначительно
высоко
для
подростком
склонных
к
агрессии,
а
у
других
даже
улучшить
показатели уровня развития эмпатии.
Список литературы
1) Александров И.О. Основы теории психологического исследования (экспериментальная
психология) / И. О. Александров, Н. Е. Максимова. – М., 2008. – С 24-27.
2) Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова //Вопросы
психологии. – 1975. – №2. С.147 – 157.
3)
Гиппенрейдер
Ю.Б.
Психология
индивидуальных
различий
[Текст]
/
Ю
Б.
Гиппенрейдер, В. Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 220с.
4) Макаренко В. В. Хрестоматия по психологии / В. В. Макаренко. – М.: Просвещение,
2007. – 156 с.
5)
Мельников
В.М.,
Введение
в
экспериментальную
психологи
личности.
/
В.М.
Мельников. – М., 2004. – С 156 – 158.
6) Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов.
– М. Высшая школа 2004. – 67с.
7) Радугина А.А. Психология и педагогика / А. А. Радугина – М.: Центр, 2009. – 67с.
8) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009.
– 213 - 214 с.