Автор: Мухаметдинов Рият Загретдинович
Должность: преподаватель дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО " Детская художественная школа №1"
Населённый пункт: город Набережные Челны Татарстан
Наименование материала: методическая разработка презентация
Тема: Формальная композиция
Раздел: дополнительное образование
КОМПОЗИЦИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
СИРАЗИЕВА
САГИДА
ФАВЗИЕВНА
Термин "композиция" происходит от
латинского compositio, что означает
составление, сложение, соединение частей,
приведение их в порядок.
композиция - синтез, связь всех элементов
произведения в единой структуре,
обусловленной его содержанием и
стилистическими особенностями не только
автора, но и целого направления или эпохи.
ФОРМАЛЬНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
ПРИЗНАКИ ФОРМАЛЬНОЙ
КОМПОЗИЦИИ.
Распределение элементов изображения на плоскости в
случайном, основанном на интуиции художника, порядке,
составляют определенную композицию. Сугубо
формальное соотношение форм, также подчиненно
определенным правилам и имеет свои признаки.
Три основных признака формальной композиции:
•
единство
•
соподчинение
•
равновесие
ЕДИНСТВО.
Единство условие композиционного построения, его основной
признак. Если изображение или предмет целиком охватываются
взглядом как единое целое, не распадается на отдельные
самостоятельные части, то налицо целостность как первый
признак композиции.
Целостность не рассматривается буквально как некий спаянный
монолит, между элементами композиции могут быть промежутки,
пробелы, но все-таки взаимосвязь логическая, смысловая или
сюжетная зрительно выделяет изображение или предмет из
окружающего пространства. Целостность может быть в
компоновке картины по отношению к раме, а может быть внутри
изображения. Целостностная композиция не должна распадаться
на отдельные случайные пятна.
СОПОДЧИНЕНИЕ.
Наличие доминанты или другими словами
подчиненность второстепенного главному.
Обычно главный элемент композиции сразу
бросается в глаза, именно ему, главному,
служат все другие второстепенные элементы,
оттеняя, выделяя или направляя взгляд при
рассматривании произведения. Это
смысловой центр композиции. Центр, фокус в
композиции, ее главный элемент может быть и
на ближнем плане и на дальнем, может
оказаться на периферии или в прямом смысле
в середине картины, главное, что
второстепенные элементы подводят взгляд к
кульминации изображения, в свою очередь
соподчиняясь между собой.
РАВНОВЕСИЕ.
Равновесие композиции по определению связанна с
симметрией, но симметричная композиция имеет качество
уравновешенности изначально, как данность. Мы
рассматриваем композицию, где элементы расположены без
оси или центра симметрии, где все строится по принципу
художественной интуиции в конкретной ситуации.
Уравновесить композицию может пустое поле или одна точка
поставленная в определенном месте картины.
В динамических композициях уравновешенность нужно
уделять особое внимание, так как художественная задача в
таких композициях состоит как раз в нарушении равновесия.
В произведениях искусства, самая асимметричная,
динамическая композиция всегда скрупулезно
уравновешена.
ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ.
Каждая композиция имеет свой определенный тип. Рассматривая
композицию как единую структуру, составленную из форм и с
применением средств и приемов, можно композицию разделить
на такие типы:
замкнутая
открытая
симметричная
асимметричная
статичная
динамичная
ЗАМКНУТАЯ И ОТКРЫТАЯ
КОМПОЗИЦИЯ.
Изображения с замкнутой композицией
вписывается в раму таким образом, чтобы оно
не стремилось к краям, а как бы замыкалось
само на себе. Взгляд зрителя переходит от
фокуса композиции к периферийным
элементам, возвращается через другие
элементы опять к фокусу. Другими словами,
взгляд стремится с любого места композиции к
ее центру
Особенность замкнутой композиции является
наличие полей. В таком случае целостность
изображения проявляется в буквальном
смысле.
Открытая композиция центробежна, она тяготеет
к поступательному движению или к скольжению
по спирально расширяющейся траектории. Чаше
всего композиция складывается из множества
равноправных центров, заполняющих поле
изображения.
ЗАМКНУТАЯ И ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ
В ЗАМКНУТОЙ КОМПОЗИЦИИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЛИНИЙ СТРЕМЯТСЯ К ЦЕНТРУ. ТАКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПОДОЙДЕТ
ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЧЕГО-ТО УСТОЙЧИВОГО, НЕПОДВИЖНОГО.
ЭЛЕМЕНТЫ В НЕЙ НЕ СТРЕМЯТСЯ ЗА РАМКИ ПЛОСКОСТИ, А КАК
БЫ ЗАМЫКАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ КОМПОЗИЦИИ. А ВЗГЛЯД С
ЛЮБОЙ ТОЧКИ КОМПОЗИЦИИ СТРЕМИТЬСЯ К ЭТОМУ ЦЕНТРУ.
ДЛЯ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПАКТНОЕ
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ В ЦЕНТРЕ КОМПОЗИЦИИ,
ОБРАМЛЕНИЕ. РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ (НА
ИЗОБРАЖЕНИЕ - ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР) ТАКИМ ОБРАЗОМ,
ЧТОБЫ ВСЕ ОНИ УКАЗЫВАЛИ НА ЦЕНТР КОМПОЗИЦИИ.
ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ, В КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИНИЙ
ИСХОДЯТ ОТ ЦЕНТРА, ДАЕТ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОДОЛЖИТЬ
МЫСЛЕННО КАРТИНУ И УВЕСТИ ЕЕ ЗА РАМКИ ПЛОСКОСТИ. ОНА
ПОДХОДИТ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА,
ДВИЖЕНИЯ.
СИММЕТРИЧНАЯ И
АСИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
Основная черта симметричной композиции - равновесие. Строится
симметричное изображение таким образом, для начала определяют
границы изображения и ось симметрии, затем повторяют рисунок в
зеркальном отражении.
Асимметричные композиции не содержит оси или точки симметрии,
однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему
уравновешенности. Скорее наоборот, в асимметричных
композициях авторы уделяют особое внимание уравновешенности.
СТАТИЧНАЯ И ДИНАМИЧНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ.
Устойчивые, неподвижные, часто
симметрично уравновешенные,
композиции этого типа спокойны,
молчаливы, вызывают впечатление
самоутверждения, несут в себе
глубину философию.
Динамика часто исключает
величавость, основательность,
классическую завершенность.
Статичные композиции почти
всегда симметричны и замкнуты, а
динамичные - асимметричны и
открыты.
ФОРМЫ КОМПОЗИЦИИ.
В архитектуре, скульптуре и живописи композиция
определяется формой, пусть даже геометрической.
Необходимо также понимать, что изобразительное искусство
не может быть подчинено математическим правилам и
перечисленные формы не являются определениями
Формы композиции:
•
центрическая
•
линейно-ленточная
•
фронтальная композиция
•
объемная композиция
•
пространственная
•
комбинация форм
ЦЕНТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
У центрической или точечной композиции
всегда проглядывается центр; он может
быть центром симметрии в буквальном
смысле или условным центром в
несимметричной композиции, вокруг
которого компактно и примерно
равноудалено располагаются
композиционные элементы,
составляющие активное пятно.
Для точечной композиции большое
значение имеет формат изобразительного
поля. Во многих случаях формат прямо
диктует конкретную форму и пропорции
изображения или изображением
определяется конкретный формат.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ И КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТРЫ, СРЕДСТВА
ВЫДЕЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА, ПЛАНОВОСТЬ В
КОМПОЗИЦИИ
МЫ СТРОИМ КОМПОЗИЦИЮ НА ПЛОСКОСТИ. БУДЬ ТО ФОТОГРАФИЯ,
ЛИСТ БУМАГИ ИЛИ МОНИТОР КОМПЬЮТЕРА. ЕСЛИ ЧЕРЕЗ ЭТУ
ПЛОСКОСТЬ ПРОВЕСТИ ДВЕ ДИАГОНАЛЬНЫЕ ЛИНИИ, ТОЧКА ИХ
ПЕРЕСЕЧЕНИЯ УКАЖЕТ НА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАШЕЙ БУДУЩЕЙ
КОМПОЗИЦИИ.
геометрический центр композиции
Композиционный центр служит для фокусировки внимания
зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и
рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные
центры. То есть, в композиционном центре находится
основной сюжет произведения. В рекламе выделение
композиционного центра может пригодиться для
привлечения внимания потенциального покупателя к
интересной ему информации. Это может быть текст или
изображение.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не
совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то
время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен:
контрастом света и тени
контрастом цвета
размером
формой
В классической живописи, как правило, сюжетно-композиционный центр
изображают на втором плане. Передний план служит как бы вступлением,
приглашением взглянуть на основное событие. На втором плане находится
весь сюжет произведения, а третий служит продолжеием картины, фоном,
на котором разворачивается действие.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ
ДИАГОНАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ
График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа
означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции
диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому
верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого
верхнего угла к правому нижнему.
ЛИНЕЙНО-ЛЕНТОЧНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ.
Линейно-ленточная композиция
является незамкнутой и динамичной.
Элементы изображения и поле не так
жестко привязаны друг к другу по
абсолютным размерам, главное -
вытянутость формата. В ленточной
композиции нередко присутствует
один из главных признаков
композиции - наличие доминанты,
поэтому в ней очень важно выявить
главный элемент. В основном
линейно-ленточная композиция
присутствует в орнаментах, узорах, в
которых нередко главный элемент
повторяется.
ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
Само название предполагает
заполненность изображением всей
плоскости. Такая композиция не
имеет осей и центра симметрии, не
стремится стать компактным
пятном, она не имеет ярко
выраженного одиночного фокуса.
Фронтальная композиция часто
используется при создании
декоративных произведений -
ковров, росписей, орнаментов
тканей, а также в абстрактной и
реалистической живописи, в
витражах, мозаике. Обычно такая
композиция открыта.
ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
Эта композиционная форма входит в
трехмерные виды искусств -
скульптуру, керамику, архитектуру. Ее
отличие состоит в том, что
восприятие произведения происходит
последовательно из нескольких точек
наблюдения, во многих ракурсах.
Объемная композиция включает в
себя новое качество - протяжность во
времени; она рассматривается с
разных сторон, не может быть
охвачена взглядом полностью.
Исключение составляет рельеф,
являясь промежуточной формой, в
которой объемная светотень играет
роль линии и пятна.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
КОМПОЗИЦИЯ.
Пространство формируют архитекторы и в какой-то степени
дизайнеры. Взаимодействие объемов и планов, технологии и
эстетики, которые используют архитекторы, не является
прямой задачей изобразительного искусства, но
пространственная композиция становится объектом внимания
художника в том случае, если она строится из объемных
художественно-декоративных элементов, каким-либо образом
расположенных в пространстве.
Пространственная композиция.
Пространственная композиция.
Нередко путают пространственную композицию как форму с
картиной, передающей иллюзию пространства. В картине нет
реального пространства, по форме это плоскостная
композиция, в которой расположение цветовых пятен
последовательно как бы удаляет предметы от зрителя в
глубину картины, но само построение изображения идет по
всей плоскости.
КОМБИНАЦИЯ
КОМПОЗИЦИОННЫХ ФОРМ.
В реальных конкретных
произведениях формы композиции
в чистом виде встречаются не
всегда, композиция картины или
изделия использует элементы и
принципы разных форм. Точнее
всего отвечает чистой
классификации орнамент.
Станковая картина,
монументальная роспись,
сюжетная гравюра, иллюстрация
часто не вписываются в
геометрически упрощенные
формы композиции.
ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ.
С помощью приемов распределения предметов на плоскости,
создается композиция имеющая свою форму и тип. Существуют
формальные и в то же время реальные приемы композиции и
соответствующие им средства, которыми художник пользуется
в процессе создания произведения. Основные приемы
композиции:
группировка
наложение и врезка
членение
формат
масштаб и пропорции
ритм и метр
контраст и нюанс
цвет
композиционные оси
фактура и текстура
стилизация
ГРУППИРОВКА.
Этот прием является самым распространенным
и, в сущности, самым первым действием при
составлении композиции. Сосредоточение
элементов в одном месте и последовательное
разрежение в другом, выделение
композиционного центра, равновесие или
динамическая неустойчивость, статическая
неподвижность или стремление к движению - все
это группировка. Любая картина прежде всего
содержит элементы, так или иначе
взаиморасположенные относительно друг друга.
Группировать можно пятна, линии, точки,
теневые и освещенные части изображения,
теплые и холодные цвета, размеры фигур,
текстуру и фактуру - все, что зрительно
отличается одно от другого.
НАЛОЖЕНИЕ И ВРЕЗКА.
По композиционному действию это
группировка, перешагнувшая границы
фигур. Размещение элементов или их
фрагментов один под другим,
частичное перекрытие силуэтов
являются моделью композиционной
схемы картины при передаче ближних,
средних и дальних планов, линейной и
воздушной перспективы. Этот прием
выигрывает тогда, когда одновременно
используется изменения цвета,
контраста и масштаба с удалением
планов.
ЧЛЕНЕНИЕ.
Членение - вторичный прием, он
является обратной стороной
группировки и имеет дело с уже
имеющейся композиционной
основой, давая произведению
ритмическую выразительность.
Прием членения извлекает
детальную композиционную
структуру из большой монотонной
поверхности. Прием членения широко
применяется в архитектуре.
ФОРМАТ.
В основном картины прямоугольны. Отсюда вытекают три возможных
формата - вертикальный, горизонтальный, квадратный. Такие формы
композиций, как центровая, скорее всего потребуют квадратного поля,
линейно-ленточная - откровенно вытянутого формата, фронтально-
плоскосная, в зависимости от конкретной задачи может вписаться в
любой формат. Существенное значение имеет не только соотношение
сторон, но и сама величина формата. Существует такое правило: чем
меньше композиция, тем относительно большими должны быть поля
работы. Экслибрисы, товарные знаки и т.д. лучше смотрятся на
листах, в которых поля значительно больше самого изображения. У
композиции размером в ватманский лист поля должны быть совсем
небольшие 3-5 см
Формат, заданный заранее, непосредственно становиться одним из
средств композиции, потому что соотношение сторон и абсолютный
размер листа сразу определяют возможные формы композиции,
степень ее детализации, дают начало композиционной идеи. Кроме
прямоугольного формат может быть овальным, круглым,
многоугольным, любым, в зависимости от этого меняются и
композиционные задачи.
МАСШТАБ И ПРОПОРЦИИ.
Если равнить графическую работу и
монументально-декоративное
произведение, сразу становится ясным как
влияет масштаб на форму композиции. С
увеличением масштаба повышаются
требования к уравновешенности и
целостности композиции.
Если рассматривать масштаб внутри
композиции, то соотношение между
элементами регулируется пропорцией.
Масштабная пропорциональность как
средство композиции применяется
фактически постоянно, в любой
упорядоченности фигур или предметов.
Масштаб и пропорция являются главными
средствами передачи перспективы -
уменьшение элементов в глубину картины
создает ощущение пространства.
РИТМ И МЕТР.
Ритм по определению - это равномерное чередование элементов.
Учитывая, что речь идет о композиции, нужно отметить
равномерность чередования. В композиции равномерное
чередование элементов определяется словом "метр". Самый простой
метр - когда размеры элементов и размеры пробелов одинаковы.
Выразительность и сложность ритма повышаются, если интервалы
между элементами постоянно изменяются.
Возможные варианты чередования:
•
чередование элементов закономерно ускоряется или замедляется;
•
расстояния между элементами не носит закономерно-регулярного
характера, а растягиваются или сужаются без всякой метрики.
Ритм как средство композиции часто применяются в сочетании с
пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами
изменяются по размерам в соответствии с какой-либо
закономерностью или свободно.
Ритм - это изменяющееся повторение, а метр - это повторение без
изменений.
Ритм и метр.
Метрические композиции часто используются в декоративно-прикладном
искусстве. За пример можно взять процесс нанесения рисунка на ткань. В
старину на деревянной доске вырезали рельеф, обмакивали в краску и
накладывали доску на ткани и таким образом отпечатывался рисунок. Эта доска
и есть метр - процесс наложения неоднократно повторялся, создавая целостное
изображение. Рисунок задумывался так, чтобы как можно незаметны были линии
стыков. Такие метрические композиции еще имеют название - раппорт. Обычно
они применяются при создании рисунка на тканях. В основном метрические
композиции статичны.
Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает активно-
динамическим (музыка, танцы) и пассивно-динамический (архитектура,
живопись, скульптура).
Ритм бывает простым, когда изменяется одна закономерность (форма, цвет,
расстояние между элементами и т.п.) и сложным, когда изменения происходят
одновременно с различными характеристиками. Ритм не только обогащает
композицию, но и помогает ее организовать. В одной композиции может быть
несколько композиционных элементов, построенных на ритме, которые
развиваются параллельно, пересекаются или же двигаются в противоположных
направлениях.
Не исключено сочетание в композиции ритма и метра. Метрическое повторение
ритмических рядов помогает создавать оригинальные произведения. Яркий
пример использования ритма и метра в композиции мы видим в
КОНТРАСТ И НЮАНС.
Контраст подобен ритму. Расположенные рядом резко
отличающихся друг от друга элементов (по площади, цвету,
светотени, форме и т.д.) аналогично ритмическому чередованию,
лишенного какой-либо точности. Контраст придает композиции
выразительность, с его помощью легко выделить главные
элементы, увеличить диапазон динамики композиции. Но
слишком резким контрастом есть опасность нарушить
целостность композиции, поэтому альтернативным средством
является нюанс. Контраст заключает в себе явную
противоположность, а нюанс еле заметный переход, оттенок.
Нюанс означает едва заметные, незначительное отличия
предметов по каким-либо свойствам.
ЦВЕТ.
Три стандартных качества цвета - тон, насыщенность и светлота -
тесно связаны с не первичной, но очень важной характеристикой для
композиции - яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет,
играет роль контраста.
Когда композиция строится в основном цветом, целостность
достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и
насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность
композиции строится в монохромный или близких тонах, то различие
в светлоте тоже можно уменьшить.
Часто свойство цвета используется для создания иллюзии
приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона
приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Цвет как
средство композиции присутствует в каждом изображении
независимо от его композиционных задач и форм.
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ.
Оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными
и так называемыми перспективными (уходящими в глубину
картины). Вертикальная направленность дает торжественность,
горизонтальная демонстрирует неспешное движение, диагональная
направленность наиболее динамична. Особое место занимают
перспективные оси, они втягивают взгляд в глубину картины,
делают зрителя участником события. Во взаимодействии с другими
средствами композиции оси выступают в комбинации между собой,
образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
ФАКТУРА И ТЕКСТУРА.
Фактура - это это характер поверхности: гладкость,
шершавость, рельефность. Фактурные показатели
несут в себе определенные черты композиционного
средства, хотя не так явно как, допустим, ритм и цвет.
Фактурой художник завершает композицию.Фактура
широко используются скульпторами, архитекторами,
дизайнерами. В живописи она играет вспомогательную
роль.
В графике редко используется фактура, в ней
значильно большую роль играет текстура - видимый
рисунок поверхности (текстура древесины, ткани,
мрамора).
СТИЛИЗАЦИЯ.
Это средство композиции в основном связано с
декоративным очень важна ритмическая организация
целого. Стилизация - обобщение и упрощение
изобжения фигур по рисунку и цвету, произведение
фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация
применяется как средство дизайна, монументального
искусства и в декоративном искусстве для усиления
декоративности.
Особенно широко используется стилизация при
создании растительного орнамента. Природные формы,
нарисованные с натуры, слишком перегружены
несущественными деталями. Стилизуя, художник,
выявляет декоративную закономерность форм,
отбрасывает случайности, упрощает детали, находит
ритмическую основу изображения.
ПРАВИЛО ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ
РАЗЛИЧНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НА ПЛОСКОСТИ МОЖЕТ СОЗДАТЬ
ГАРМОНИЧНОЕ ИЛИ НЕГАРМОНИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. ГАРМОНИЯ - ЭТО ОЩУЩЕНИЕ И
ПОНЯТИЕ О ПРАВИЛЬНОМ РАСПОЛОЖЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ВЕСЬМА ИНТУИТИВНО. ОДНАКО
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НЕСКОЛЬКО СОВСЕМ НЕ ИНТУИТИВНЫХ ПРАВИЛ.
Расположение простых геометрических фигур на изображении слева
выглядит намного более гармоничным. Почему?
Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы
дополняет друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и
понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное
количество зрительных образов подчиняется двум правилам:
симметрии и правилу золотого сечения.
Что такое симметрия, я думаю, вы знаете. А что такое золотое
сечение?
Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две
неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к
большей части равнялось отношению большей части отрезка к
меньшей. Это выглядит так:
Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То
есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в
изображении будут располагаться так:
Правило трех третей
В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но
создается ощущение гармонии.
Если разделить плоскость, на которой находятся наши
геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим,
что элементы расположены на точках пересечения
разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с
нижней разделительной линией. В этом случае действует
правило трех третей. Это упрощенный вариант правила
золотого сечения.