Автор: Гвоздева Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №4"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Мой педагогический опыт по подготовке детей к школе"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Мой педагогический опыт по подготовке детей к школе».
Воспитатель 1 категории Гвоздева Наталья Вячеславовна
Республика Мордовия, г. Саранск.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 4»
Среди функций, которые выполняет ДОУ, помимо всестороннего
развития, большое место занимает подготовка детей к школе. От того как
подготовлен дошкольник, во многом зависит его успешность в обучении.
Мозговая деятельность ребенка напрямую зависит от того, насколько
хорошо развита мелкая моторика рук. В головном мозге человека центры,
которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены близко друг
к другу. Когда мы воздействуем на тонкую моторику, мы активизируем
соответствующие отделы мозга отвечающие за речь.
В своей работе по подготовке к школе к развитию мелкой моторики я
отношусь с особым вниманием. я ставлю две задачи: всестороннее развитие
ребенка, т.е. развитие его умственных, нравственных, эстетических,
физических способностей; и подготовка к усвоению школьных предметов.
У современных детей плохо развита мелкая моторика рук. Это связано
с тем, что свободное время дети проводят за смартфонами и планшетами,
мало лепят, рисуют, собирают конструктор.
Учитывая эту особенность современных детей я использую следующие
виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Раскрашивание. Картинки вызывают интерес у детей, положительные
эмоции. Эту работу я провожу регулярно, в свободное от занятий время.
Обращаю внимание детей на то, что раскрашивать надо аккуратно, не выходя
за линии. В данном виде деятельности рука проделывают туже манипуляцию,
что и при письме, при этом раскрашивая, ребенок не чувствует усталости.
Пальчиковые игры. В этом мне помогают диски Е. Железновой, где в
музыкальной форме представлены игры.
Лепка. Для развития мелкой моторики использую пластилин. Лепим не
только персонажей, но и буквы, цифры, что способствует еще и лучшему
запоминанию учебного материала.
Игры с крупой, природным материалом, бусинами. Материал дети
сортируют, выкладывают из него буквы, цифры, силуэты. Данные занятия
проходят под строгим контролем воспитателя.
Работа с ножницами. Здесь мы с ребятами совершенствуем навык
резания по линиям; умению вырезания различных форм.
Сегодня перед поступлением в первый класс ребенок должен знать
буквы, цифры, уметь читать. На вопрос родителей: «Неужели детей не научат
цифрам, сложению, вычитанию, буквам, умению читать?» Ответ: «Конечно
научат, но ребенку будет сложнее адаптироваться и усваивать программу чем
сверстникам, которые умеют читать, считать». Поэтому в своей работе по
подготовке к школе я уделяю внимание развитию умственных способностей.
Обучение счету. Дошкольнику еще трудно считать без игрушек,
палочек и т.д. Он еще не мыслит конкретными предметами, которые можно
видеть и потрогать. Осваивать устный счет нам помогают палочки Кюизенера
их еще называют «числа в цвете». Обучение математике у нас проходит в
игровой форме и основывается на принципе наглядности. Ребенок видит
предмет, может его потрогать, это помогает понять счетную науку. С
помощью палочек ребенку проще понять закон натурального ряда: каждое
число на единицу больше предыдущего и меньше последующего. Палочки
помогают осваивать прямой и обратный счет на примере лесенок, которые
ребенок строит на занятии.
Обучение чтению. Для того чтобы бучению чтению было
увлекательным процессом я использую на занятиях магнитную азбуку Н. С.
Жуковой. Работая с азбукой дети даже не замечают, что проходят обучение.
Продолжать занятия по обучению чтению мне помогает Букварь Н. С.
Жуковой. Она придумала оригинальную методику: в книге показано, как
один звук бежит по дорожке к другому. Благодаря такому необычному
подходу дети скорее понимают чем отличается буква от звука, и как
складывать звуки в слоги.
Успехов Вам в подготовке детей к школе!
2