Напоминание

"Словарная работа на уроках русского языка в 4 классе"


Автор: Коценко Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Троицкая Православная школа
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка в 4 классе"
Раздел: начальное образование





Назад




Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

УМК «Планета знаний»

Учитель начальных классов

Коценко Елена Александровна

Словарная работа является составной частью работы по развитию речи

учащихся.

В этой работе выделяют четыре направления:

• обогащение словаря (знакомство с новыми словами)

• углубление понимания уже известных слов, подбор антонимов и синонимов

• исправление ошибок в постановке ударения, в произношении

• активизация словаря (введение слов в словосочетания, в предложения;

уместность их употребления).

Все направления тесно связаны между собой. Предложенные варианты

работы со словарными словами могут быть использованы на любом этапе

урока.

1.

Изученные словарные слова разбиваем на темы по 10-15 слов: город,

погода, транспорт, человек, профессии, растения, животные, школа, дни

недели, месяцы, прилагательные, глаголы и т.д.

2.

На доску выводим слова одной темы и даём ученикам 2-3 минуты для

повторения написания. Затем слова убираем. Диктуем, класс

записывает, один ученик комментирует написание. Далее могут быть

задания на постановку ударения, деление на слоги, определение рода,

выделение окончания и т.п.

3.

На доску выводим слова одной темы, записанные в один столбик. К

каждому из них подбираем и записываем подходящие по смыслу,

например, прилагательные, глаголы, существительные. Затем

словарные слова с доски убираем. Ученики в тетрадях

восстанавливают первый столбик с опорой на второй. Далее могут быть

задания, связанные с определением главного и зависимого слова в

словосочетании.

Варианты прилагательных: белая, цветная, кислый, красивая, вкусный,

сочная, свежие

Возможные варианты существительных: здоровье (природу), друга (маму),

за опоздание, удачи, с праздником, в саду, на машине (по стране)

4.

На доску выводим словарные слова. Если во всех записанных словах

присутствует только орфограмма «Непроверяемый безударный

гласный», то возможно проведение следующей работы. Учащиеся

повторяют написание слов в течение 2-3 минут. Затем слова убираем.

На доске появляются те же слова, но с пропущенными гласными.

Ученики выполняют задание по восстановлению слов. Далее могут

быть задания на определение частей речи, рода, склонения, числа и т.п.

5.

На доску выводим словарные слова. К каждому из них подбираем и

записываем синонимы. Слова с доски убираем. Затем ученики

восстановляют первый столбик с опорой на второй.

Возможные варианты синонимов: люди, владелец (босс), девчушка, дама

(баба), Отчизна (Родина), детвора (дети), столица, говор (речь)

6.

Аналогичную работу можно провести с антонимами.

Возможные варианты антонимов: медленно, вверх, позади, там, вблизи,

справа, налево

7.

На доску выводим словарные слова определённой части речи,

например, существительные. Ученики повторяют их написание. Затем

слова убираем и даём задание: от продиктованных существительных

образовать и записать имена прилагательные. Далее могут быть

задания по разбору слов по составу.

Возможные варианты прилагательных: гимнастический, рекордный,

теннисный, тренерский, футбольный, чемпионский, хоккейный



В раздел образования