Конспект игры на местности "Дикие животные наших лесов"
Автор: Савельева Виктория Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГОБОУ "Адаптированная школа-интернат № 4" Населённый пункт: город Великий Новгород, Новгородская область Наименование материала: конспект Тема: Конспект игры на местности "Дикие животные наших лесов" Раздел: начальное образование
Конспект игры на местности «Дикие животные наших лесов»
Автор: Савельева Виктория Викторовна
-воспитатель высшей категории
ГОБОУ " АШИ № 4"
г. Великий Новгород.
Категория детей: разновозрастная группа – глухие и слабослышащие (ЗПР, УО).
Возраст детей: от 10 лет до 12 лет.
Цель: Организация досуговой деятельности воспитанников и развитие
личности, адаптированной к условиям жизни в лесной полосе. Закрепить
знания детей о диких животных наших лесов.
Задачи:
Образовательные: 1.
З
акрепить в речи детей названия диких животных и их
детенышей.
2. Учить составлять короткие рассказы о животных по вопросам.
3. Развивать навыки и умения выполнять физические упражнения в игровой
форме, самостоятельно передвигаться на местности.
Воспитательные : 1.Воспитывать у обучающихся навыки поведения в лесу и
коллективных действий в игре.
2. Воспитывать у детей бережное отношение к животным, к природе.
3. Формировать установку на сохранение и укрепление здоровья.
4. Воспитывать коллективизм, чувства товарищества, взаимопомощи в
поисковковой деятельности.
Коррекционные: 1. Закрепить и активизировать словарь по теме «Дикие
животные нашего леса».
2. Развивать связную речь, умение осознанно и произвольно строить речевые
высказывания.
3.Развивать игровое мышление, память, воображение.
Оборудование : Флажки для разметки границ «леса», верёвка, плакат
«Правила поведения в лесу», карта Новгородской области, фигурки, игрушки
диких животных, морковь, рога лося, мешочек с орехами, баночка мёда,
фотоаппарат, сувенир мухомор, бейджик «проводник».
Заготовки: Конверты с заданиями, картинки с дикими животными, карточки с
загадками о диких животных, таблички с названиями животных, таблички со
словами из правил поведения в лесу, таблички с названиями лесов: смешанный
лес, лиственный лес, хвойный лес; таблица для составления короткого описания
животного,таблички с ответами о диких животных, фото лося, сосновые шишки
из картона разного цвета для рефлексии, черно-белая картинка с силуэтами
животных в лесу, разрезанная картинка с изображением оленя.
Предварительная работа.
- Экскурсия в парк «Осенние изменения в природе».
- Чтение книг о диких животных Е.И.Чарушина и беседы по прочитанному.
- Просмотр слайдов о диких животных наших лесов.
-Рассматривание картин известных художников с изображением леса и
животных.
- Рассматривание карты Новгородской области (леса, болота)
-Изучение правил поведения в лесу.
Ход игры
Деятельность воспитателя
Деятельность обучающихся
1-ый этап игры проводиться в учебном
классе или холле интерната.
( Проверка восприятия речи на слух.
Опрашиваются все дети).
-(За экраном).…, как ты меня
слышишь?
-Вспомните, о каких животных вы
узнали из книг Е.И. Чарушина.
-Какие это животные?
-Почему их называют дикими?
-Какие леса прорастают в
Новгородской области?
-Ребята, какая особенность
Новгородских лесов?
- Я слышу Вас хорошо.
-Мы узнали о волке, медведе, лисе, зайце,
лосе, белке.
-Это дикие животные.
-Эти животные живут в лесах и сами
добывают себе корм.
-В Новгородской области прорастают
смешанные леса, хвойные леса,
лиственные леса.
(На карте Новгородской области по
условным обозначениям показывают
местонахождения лесов).
-В лесах есть болота. Они опасны. Их
нельзя переходить. Под кочками болота
находится вода, можно утонуть.
Сегодня мы будем играть и отправимся
в лес.
Летом многие из вас ходят в лес.
А там тоже свои правила
.
Вспомните,
как нужно вести себя в лесу?
-Нельзя рвать цветов.
-Нельзя обижать животных.
-Нужно убирать за собой весь мусор.
-Нельзя шуметь.
- Не нужно пробовать на вкус грибы, ягоды
и растения-они могут быть ядовиты.
(По плакату)-Не разбивай птичьи гнёзда.
-Не вырезай на деревьях.
-Не забирай из леса животных.
-Не обижай лесных птиц и насекомых.
Молодцы.
-Какие качества нам нужны будут в
лесу? Выберите из слов на карточках
Мы выбрали слова: «внимательность,
«осторожность», «дружба», «будь рядом со
всеми».
нужные слова.
В лесу нужен «проводник». Как вы
думаете, кто такой «проводник»?
Дети высказывают свои предположения.
Проводник -это человек, который хорошо
знает лес, зверей и их повадки. Проводник
хорошо знает тропинки в лесу и ягодные
места.
Молодцы. Кого мы изберём
«проводником»? Кто отгадает быстрее
и больше загадок. Каждому ребёнку на
карточке даётся одна загадка о диких
животных.
За правильный и быстрый ответ
выдаются жетоны.
Ребёнок читает загадку, другие
отгадывают, получают жетоны.
Больше всего жетонов у …… Он будет
«проводником». (Выдаётся бейджик) А
теперь получите первое задание.
-Я буду «проводником по лесу».
Дети открывают конверт. Читают задание.
Задание № 1: Проводнику вывести
отряд из интерната и построится у
крыльца дошкольного отделения.
-…, спроси …, что вы сделали?
Выполнение задания.
-…, что мы сделали?
-Мы вышли из интерната и построились.
2-ой этап игры проходит на
территории школы-интерната. В
различных сторонах территории
флажками размечены участки лесов. На
участках спрятаны фигурки, игрушки,
картинки диких животных, «подарки от
зверей».
Задание № 2: Взявшись за руки,
пройти по «узкой тропе» «к лесу» от
крыльца дошкольного отделения до
старого пня.
Выполнение задания. Взявшись за руки,
ребята проходят по разложенным на
асфальте верёвкам.
-..., спроси …, что мы сейчас делали?
..., что мы сейчас делали?
- Мы шли по «узкой тропе к лесу»
Ребята, посмотрите, к какому « лесу»
мы подошли? (На обозначенной
флажками территории установлена
табличка -«смешанный лес»).
«Проводник» получает конверт с
заданием.
- Мы пришли к «смешанному лесу».
Задание № 3: Зайдите в «лес». Найдите
«диких животных». Ответьте:
Ребята заходят в отведённую территорию и
производят поиск «диких животных».
- Какой зверь вам встретился в «лесу»?
-Где нашли зверя?
-Какая у него шубка?
-Чем питается зверь?
-Как называть детёныша зверя?(Эти
вопросы к рассказу о диком животном
размещёны на большой табличке и
воспитатель перемещает её к каждому
участку «леса». Если дети
затрудняются ответить, воспитатель
предлагает табличку с ответом или
помощь товарищей.)
- Мы нашли зайца.
-Заяц был под кустом.
-У него серая шубка. Шубка пушистая,
мягкая.
-Заяц питается травой, молодыми
побегами, корешками. Заяц любит
морковку.
-Детёныш зайца - зайчонок.
-Мы нашли белку. Она сидела на дереве.
-У белки шубка рыжая, пушистая, мягкая.
-Белка питается орехами, шишками,
ягодами, грибами.
Детёныш белки- бельчонок.
Молодцы. Вы хорошо рассказали о
белке и зайце. Получите новое задание.
Задание № 4: Пробежать «зайчиком»
из «леса» до дубового сквера.
-К какому лесу вы подошли?
Ребята принимают позу «зайчика» и
прыжками преодолевают расстояние до
дубовой рощи.
-Мы пришли к «лиственному лесу».
Задание № 5: Погуляйте в «лиственном
лесу».
-Каких диких животных вы встретите?
-Ответь на вопросы:
- Какой зверь вам встретился в «лесу»?
-Где нашли зверя?
-Какая у него шубка?
-Чем питается зверь?
-Как называть детёныша зверя?
-Изобрази медведя.
-Изобрази волка.
-Угадай, кого изобразил….
-Угадай, кого изобразила ….
-Мы встретили волка.
-Волк был у «оврага».
-У волка серая шуба. Волк похож на
собаку.
-Волк питается другими животными.
-Детёныш волка - волчонок.
-Мы нашли медведя.
-Медведь был в зарослях веток и травы.
- У медведя шерсть бурая, черная,
длинная.
-Медведь питается
ягодами, орехами,
травой. Он поедает насекомых , грызунов.
Лакомство медведя -
мёд.
-Детёныш медведя - медвежонок.
-Я нашёл белку. (Рассказ о белке не
повторяется).
Ребята изображают медведя и волка.
- Я изобразил волка.
-Я изобразила медведя.
Молодцы. Очень похоже.
- В каком «лесу» мы сегодня ещё не
были?
-Да. Но хвойный лес находится далеко.
-Мы сегодня ещё не были в «хвойном
лесу».
Нам нужно отправится в этот лес на
«самолёте».
-Разверните руки-это крылья самолёта.
И бегом, планируя руками, добираемся
до детской площадки.
Дети разворачивают «крылья самолёта» и
«летят» к детской площадке..
Задание № 6: В хвойном лесу вас ждут
сюрпризы от зверей. Найдите их.
(На участке «хвойного леса»
размещены рога лося, морковь,
мешочек с орехами, баночка мёда,
сувенир - мухомор, фото лося.
-…, спроси …, что он нашёл?
-Сравните рога на фото и которые
нашёл ….
-Соберите картинку (Выдаётся
разрезанная картинка с изображением
оленя).
-Какой зверь в наших лесах носит тоже
рога?
-Какое животное вы собрали на
картинке?
Дети расходятся по «хвойному лесу».
-Ура! Вот я что нашёл!
…, что ты нашёл?
- Я нашёл рога! Я думаю, это рога лося.
- Я нашла фото лося.
Ребята рассматривают рога и фото лося.
-Да, это точно рога лося.
Ребята собирают картинку на столе
детской площадки.
- Это олень. Мы собрали картинку с
оленем. У оленя тоже есть рога. Олень-
дикое животное.
-Ответь на вопросы:
- Какой зверь вам оставил сувенир в
«лесу»?
-Какая шерсть у зверя?
-Чем питается зверь?
-Как называть детёныша зверя?
-Рога нам оставил лось.
-Шерсть у лося грубая, длинная .
-Лось есть траву, молодые побеги деревьев,
грибы.
-Детёныш лося- лосёнок.
- Какие подарки, сувениры вы ещё
нашли?
-Какие животные могли оставить нам
такие подарки?
-Я нашла морковку. Я думаю, что её
оставил нам заяц. Зайцы любят морковку.
-Я нашел орехи. Я думаю, что их оставили
нам белки. Белки любят орехи.
-Я нашла баночку мёда. Это любимая еда
медведя.
-Я нашла мухомор. Его оставил нам лось.
Для лося -это лекарство.
Молодцы. Вы правильно определили
подарки от диких животных.
-Но какой подарок зверя для нас
опасен?
Для нас опасен мухомор. Его людям есть
нельзя. Он ядовит.
Итог игры. Молодцы. Наша игра
закончилась.
1).Теперь вы быстро определите диких
животных, которые спрятались в лесу.
(Показывается черно-белая картинка с
силуэтами зверей в лесу).
2). Игра в кругу с орехом из мешочка.
Ведущий называет дикого животного
и даёт орех ребёнку в кругу.
Получивший орех должен назвать
детёныша этого зверя и возвратить
орех ведущему. Если ребёнок
затрудняется ответить, он может отдать
орех стоящему рядом.
3). «Проводник» даёт задание:
Определить о каких животных
говорится в загадке.
Морда в белую полоску.
Лапу он сосёт, как соску.
На колючках листья носит.
В серой шубке, если осень.
Ребята показывают и говорят :
-это лось,
-это заяц, -это белка,
это волк, -это барсук.
-Волчонок,
-Зайчонок,
-Медвежонок,
-Лисёнок,
-Лосёнок,
-Ежонок.
-Это барсук,
-Это медведь,
-Это ёж,
-Это заяц.
Рефлексия.
-Давайте поблагодарим лес и диких
животных.
- Если вам было весело, хорошо и игра
вам понравилось, то повесьте на сосну
красные шишки, если не очень, то
зеленые, а если что-то беспокоило и
было непонятным, то повесьте желтые
шишки.
Ребята выбирают картонные шишки
разного цвета и вешают их на сосну.
- А теперь сфотографируемся у нашей
сосны.
Фотографирование у сосны.
Продолжением игры может стать любая творческая работа «Дикие животные наших
лесов»(рисование, работа с пластилином, изготовление макета, аппликация и др.)