Автор: Дьячкова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №16 Росинка
Населённый пункт: Город Благовещенс, республика Башкортостан
Наименование материала: занятие
Тема: Воздух. Его свойства и роль в жизни человека
Раздел: дошкольное образование
МДОУЦРР № 16 г.Благовещенск
АТТЕСТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ
ГРУППЕ.
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ
ТЕМА:
« ВОЗДУХ. ЕГО СВОЙСТВА И РОЛЬ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА ».
Воспитатель: Дьячкова Н.С.
Программное содержание:
Познакомить детей с понятием воздух. Уточнить понятие
детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально
существующий газ; сформировать представления о
кислороде и углекислом газе; расширять представления
детей о значимости воздуха в жизни человека; уточнить
представления о значении растений в жизни планеты,
развивать экологическое сознание. Развитие способности
устанавливать причинно-следственные связи на основе
элементарного эксперимента и делать выводы.
Воспитывать любовь к природе родного края. Словарная
работа: кислород, фитонциды. Методы и приемы: Беседа,
Т.С.О., практическая деятельность детей.
Предварительная работа: Чтение экологической сказки
«Южный ветерок», наблюдения на прогулке за ветром.
Оборудование: Диск с видеописьмом от «Деда Зная».
Веера, стаканчики, воздушные шарики, трубочки-
соломки, полиэтиленовые пакеты - по количеству детей.
Таз с водой, кукла «голышка», спасательный круг.
Ход занятия.
- Дети сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Начнет нашу беседу
дед Знай. Он необычный дед. Он очень много знает. На наше занятие
прийти он не смог, но прислал нам видеописьмо. Сейчас мы его
посмотрим. ( включаю ВУВ). Д.З. - Здравствуйте дорогие дети. Я хочу с
вами поговорить о воздухе. Воздух окружает нас со всех сторон.
Каждая щель, дырка, вообще любое пространство, не занятое ни чем
другим, заполнено воздухом. Каждый раз, делая вдох, вы заполняете
воздухом свои легкие. Огромный воздушный океан простирается на
много километров вверх над поверхностью Земли. Без него на земле
исчезли бы реки, моря и океаны, а на землю не упала бы не одна капля
дождя. Без воздуха мы замерзнем или, наоборот, нас сожгут
беспощадные лучи солнца.( выключаю ВУВ).
- Чем же мы с вами дышим? + Мы дышим воздухом.
- Ребята поднесите свою ладошку ко рту и подышите на неё сначала
носом, потом ртом. ( Дети выполнят задание)
- Что вы почувствовали? + Тепло, холодок.
- Ладошкам становится тепло от вашего дыхания. А теперь давайте
проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть нос и
рот и не дышать. А кому будет трудно не дышать, уберите руки. (Дети
выполняют задание).
- Вот видите, какое короткое время мы с вами не можем
обойтись без воздуха. Воздух через нос проходит в грудь И обратно
держит путь. Он невидимый и все же Без него мы жить не можем.
- Что же такое воздух? Чем мы дышим? Воздух - это смесь различных
газов. Самый главный газ для людей и животных -кислород. Мы
вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем его через легкие, а
выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ, грязный, отработанный
кислород.
- В нашей с вами лаборатории мы познакомимся со свойствами
воздуха, проделав интересные опыты. Перед тем, как начать работу в
лаборатории, я хочу напомнить вам, что на рабочих
- столах разложены предметы для проведения опытов, их нужно брать
только по моему указанию. Чтобы выполнить опыт, обязательно
слушайте инструкцию. Тихонечко занимайте места за рабочими
столами.
1.- Сейчас мы с вами проделаем первый опыт. Возьмите веера и
помашите ими около лица. Что вы почувствовали? + Ветерок, прохладу.
- Вывод: с помощью этого опыта мы с вами убедились, что воздух
может двигаться. Движение воздуха называется -ветром.
- Что мы с вами узнали с помощью веера? + Воздух может двигаться.
- Как называется движение воздуха? + Движение воздуха называется
ветром.
2.- Я могу поймать воздух, хотите это увидеть? (Беру полиэтиленовый
пакет, даю каждому потрогать).
- Есть ли что-нибудь в пакете? (Дети трогают пакет, сжимают, и
убеждаются, что там ничего нет, он пуст)
- Потрогайте пакет сейчас. Что же мешает нам сжать его. + Воздух.
- Я поймала в пакет воздух. А вы хотите сами поймать воздух?
Сначала необходимо наполнить мешок воздухом, плавно раскачивая его
перед собой из стороны в сторону, как бы «загоняя» воздух внутрь и
зажмите конец мешка, иначе воздух убежит. (Дети выполняют опыт).
- Дети теперь попробуйте сжать свои пакеты. Что же вам
мешает их сжать? + Воздух.
- Вывод: Итак, воздух окружает нас со всех сторон. Любое
пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом.
- Что вы узнали, проделав этот опыт?
+ Воздух может заполнить любое пустое пространство.
3.- Для следующего опыта мне понадобиться стаканчик с водой и
трубочка-соломинка. Сейчас я опущу в стакан соломинку и подую в
неё". (Выполняю) Что у меня получилось? + Вода бурлила.
- Что из трубочки выходило? + Воздух.
- Что воздух образовывал в воде?
+ Пузырьки.
- Почему пузырьки поднимались наверх? + Они легкие.
- Вывод: Этот опыт нам показал, что воздушные пузырьки поднимаются
к поверхности, потому что газ, воздух, легче жидкости.
- Почему же пузырьки поднимались наверх? + Потому что воздух легче
жидкости. 4.- Посмотрите что у меня в руке. + Воздушный шарик.
- Почему его мы называем воздушным? + Шарик надувают с помощью
воздуха.
- Сейчас я надую шарик. (Надуваю шарик)
- Теперь я выпущу воздух из шарика, но дырочку сделаю узкой. Вот так.
(Показываю)
- Что произошло? + Мы услышали свист.
- Теперь и вы попробуйте проделать это со своими воздушными
шариками. (Дети выполняют)
- Что же получилось у вас, что вы услышали? + Свист, шипение.
- Теперь возьмите пустые бутылочки и приставьте их к губе, и подуйте с
боку в горлышко. Вот так. (Показываю)
- А теперь что произошло? + Возник звук.
- Почему возник звук? + В бутылке был воздух.
- Вывод: Воздух дрожит, возникают звуки. Опыты с шариком и
бутылочкой рассказали нам о том, что звуки бывают там, где воздух
выходит из узкого отверстия.
- С помощью чего возникают звуки? + С помощью воздуха.
- Это свойство воздуха используют люди, изготавливая вот такие
резиновые игрушки для самых маленьких. (Показываю) Оставляя
дырочку в игрушке. Когда мы сжимаем игрушку, воздух выходит и
раздается звук. А еще это свойство воздуха используют люди,
изготавливая различные дудочки и свистульки. (Показываю)
Физ. минутка.
- Я вам предлагаю сейчас поиграть с воздушным шариком. Пока звучит
музыка, вы будите передавать шарики друг другу, вот на этом коврике.
( Включаю музыку. Дети играют с шариками.)
- Какое свойство воздуха использовали мы с вами сейчас играя
с шариками.
+ Воздух легкий, поэтому шарик легко поднимается вверх. ( Ставлю таз с
водой. В воде плавает кукла «голышка», на ней надет спасательный круг )
- Почему кукла плавает на поверхности воды, а не тонет? + На кукле
одет спасательный круг.
- Как вы думаете, какие свойства воздуха используют люди,
изготавливая спасательные круги? + Воздух легче жидкости.
- Правильно. Используя это свойство воздуха люди наполняют воздухом
круги для плавания. Воздух поддерживает круг, а с ним и человека на
поверхности моря и реки.
( Предлагаю детям сесть на стульчики, где происходила беседа).
- О чем мы говорили сегодня на занятии? + О воздухе.
- Посмотрите на схемы и скажите, какой из опытов вам понравился, и
какое свойство воздуха мы выявили этим опытом.
( Дети рассказывают о понравившимся опыте).
- Почему же кислород не кончается, если так много людей и животных
им дышит? Об этом нам расскажет дедушка Знай. ( Включаю ВУВ).
Д.З.- Дорогие дети! Вы много сегодня узнали о воздухе и его свойствах.
Почему же кислород не кончается? А потому, что кислород дают нам
зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который
выдыхают люди, а сами выделяют кислород.
Так и живут, помогая друг другу дышать люди и растения. Чем больше на
земле лесов и садов, трав и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух,
тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь каждый кустик и
каждую травинку, где бы они не росли. ( Выключаю ВУО).
- В нашем детском саду, благодаря еловой аллее, воздух в два раза
чище, так как у елки есть специальные вещества, называются они
фитонциды, которые в два раза лучше очищают воздух, чем другие
деревья. Идя домой предложите своим родителям посидеть на
скамеечках и подышать чистым, лечебным воздухом.