Автор: Харламова Ирина Михайловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №75"
Населённый пункт: Череповец
Наименование материала: статья
Тема: Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Физическая культура как средство коррекции речевых
нарушений у дошкольников.
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы,
удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в
движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического
развития детей. Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не
стоит забывать о развитии речи.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и
правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше
познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и
взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и
главное условие успешности организации разнообразной детской
деятельности.
Наша задача сделать все возможное для устранения речевого нарушения у
воспитанников. Поэтому необходимо совместить решение задач физического
воспитания с задачами развития речи, для чего обучение основным видам
движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие
упражнения, подвижные игры необходимо стремиться наполнять
коррекционно-речевой составляющей.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности
дошкольников на занятиях физической культуры:
1. Речь инструктора (воспитателя)
Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению
взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно,
если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои
мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое
внимание следует уделить правильности произношения слов.
2. Пальчиковые игры
Пальчиковый игротренинг также является эффективным для детей с
различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей,
в том числе заикающихся, речь несколько нормализуется. На
результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет
эмоциональная и образная окраска упражнений.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения
пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа.
Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action
hume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены
движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют
множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь
некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом.
Различные упражнения я объединяю в один сюжет, при описании которого
получается живой рассказ (например, прогулка в лес, где дети придумывают
и осуществляют движения ползущей улитки, летящей бабочки, колышащейся
травы и т.д.)
3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие
стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером,
предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или
для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию
чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного
содержания, исполняемый группой детей.
Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и
характеризующая ту или иную деятельность участников.
4. Объяснение правила игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор
должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать
взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить
это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию
логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения
правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые
предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой,
подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом,
интерактивные игры.
Игры с мячом.
Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности
движения, возможности определения себя и предмета в пространственном
поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не
требуют большого пространства.
С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под
речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает
подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их
амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с
речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей
зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус
мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и
напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо.
Звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым
мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой
патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для
детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала
одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется
движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется
словарь.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на
занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая
ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой
аппарат в игровой форме.
Использование всех этих речевых приемов положительно влияет на развитие
речи детей дошкольного возраста.
Таким образом:
• комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного
процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на
специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том
числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по
физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников
огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога;
• и логопед, и инструктор по физической культуре, ясно представляя характер
и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач:
преодолении речевой недостаточности у детей с ОНР и подготовке данной
категории дошкольников к обучению в школе.