Напоминание

Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников.


Автор: Харламова Ирина Михайловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №75"
Населённый пункт: Череповец
Наименование материала: статья
Тема: Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физическая культура как средство коррекции речевых

нарушений у дошкольников.

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы,

удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в

движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического

развития детей. Но, помимо развития физических качеств дошкольников, не

стоит забывать о развитии речи.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и

правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше

познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и

взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и

главное условие успешности организации разнообразной детской

деятельности.

Наша задача сделать все возможное для устранения речевого нарушения у

воспитанников. Поэтому необходимо совместить решение задач физического

воспитания с задачами развития речи, для чего обучение основным видам

движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие

упражнения, подвижные игры необходимо стремиться наполнять

коррекционно-речевой составляющей.

Формы и методы, способствующие развитию речевой активности

дошкольников на занятиях физической культуры:

1. Речь инструктора (воспитателя)

Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению

взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно,

если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои

мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое

внимание следует уделить правильности произношения слов.

2. Пальчиковые игры

Пальчиковый игротренинг также является эффективным для детей с

различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей,

в том числе заикающихся, речь несколько нормализуется. На

результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет

эмоциональная и образная окраска упражнений.

Согласно международной классификации игры, совмещающие движения

пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа.

Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action

hume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены

движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют

множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь

некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом.

Различные упражнения я объединяю в один сюжет, при описании которого

получается живой рассказ (например, прогулка в лес, где дети придумывают

и осуществляют движения ползущей улитки, летящей бабочки, колышащейся

травы и т.д.)

3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие

стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером,

предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или

для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию

чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного

содержания, исполняемый группой детей.

Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и

характеризующая ту или иную деятельность участников.

4. Объяснение правила игры

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор

должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать

взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить

это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию

логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения

правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые

предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.

5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой,

подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом,

интерактивные игры.

Игры с мячом.

Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности

движения, возможности определения себя и предмета в пространственном

поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не

требуют большого пространства.

С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под

речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает

подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их

амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с

речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей

зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус

мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и

напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо.

Звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым

мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой

патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для

детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала

одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется

движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется

словарь.

Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на

занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая

ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой

аппарат в игровой форме.

Использование всех этих речевых приемов положительно влияет на развитие

речи детей дошкольного возраста.

Таким образом:

• комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного

процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на

специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том

числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по

физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников

огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога;

• и логопед, и инструктор по физической культуре, ясно представляя характер

и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач:

преодолении речевой недостаточности у детей с ОНР и подготовке данной

категории дошкольников к обучению в школе.



В раздел образования