Автор: Карпова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Новоаннинская СШ № 1
Населённый пункт: Волгоградская область, город Новоаннинский
Наименование материала: статья
Тема: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
Раздел: начальное образование
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
посредством применения ИКТ
Совершенствование
системы
начального
образования
направлено
на
решение
ряда
важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для
последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками
системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную
деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь
детям
освоить
эффективные
средства
управления
учебной
деятельностью,
развить
способности к сотрудничеству.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система
оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся
в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления
системой образования.
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую,
так
и
итоговую
оценку
результатов
деятельности
младших
школьников;
как
оценку
деятельности
педагогов
и
школы,
так
и
оценку
результатов
деятельности
системы
образования.
Предметом
стандартизации
в
образовательных
стандартах
первого
поколения
выступали
обязательный
минимум
содержания
основных
образовательных
программ
и
требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление
системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.
Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к
результатам
освоения
основных
образовательных
программ,
которые
определяются
на
основе
общественного
договора
между
личностью,
обществом
и
государством
и
подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между
всеми участниками договора. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе
становится
оценка
результатов
деятельности
по
реализации
и
освоению
основных
общеобразовательных программ.
Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их
с
направлениями
личностного
развития,
формируемыми
на
основе
учебной
самостоятельности школьников (умения учиться).
К основным результатам начального общего образования стандарт относит
- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной
системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-
воспитание
основ
умения
учиться
–
способности
к
самоорганизации
с
целью
постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-
смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Оценка, как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в
оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой
критериальной основе способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и
отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
принятию ответственности за их результаты.
Еще
одна
особенность
предлагаемой
системы
оценки
–
уровневый
подход
к
представлению
планируемых
результатов.
Согласно
этому
подходу
за
точку
отсчета
принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и
фиксируя
допущенные
ошибки
и
недочеты
формируется
сегодня
оценка
ученика,
а
необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся
опорный уровень образовательных достижений.
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.
Стандарт устанавливает три основные группы результатов:
- под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный
обучающимися
в
ходе
изучения
учебного
предмета
опыт
специфической
для
данного
предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
- под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения
личности,
включая
формирование
внутренней
позиции
школьника,
развитие
мотивов
и
смыслов учебно-образовательной деятельности.
-
под
метапредметными
результатами
понимаются
универсальные
способы
деятельности
–
познавательные,
коммуникативные
–
и
способы
регуляции
своей
деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Измерительные материалы для итоговой оценки.
Итоговая
оценка
формируется
на
основе
накопленной
оценки,
характеризующей
динамику
индивидуальных
образовательных
достижений
учащихся
за
годы
обучения
в
начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.
Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа.
Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям
• по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или
повышенного уровня;
- базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об
усвоении
опорной
системы
знаний,
необходимой
для
продолжения
образования
на
следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач,
построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для
решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня
осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.
-
повышенный
(функциональный)
уровень
достижения
планируемых
результатов
свидетельствует
об
усвоении
опорной
системы
знаний,
необходимой
для
продолжения
образования
на
следующей
ступени,
на
уровне
осознанного
произвольного
овладения
учебными
действиями.
Оценка
достижения
этого
уровня
осуществляется
с
помощью
заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится
самостоятельно
выбирать
один
из
изученных
способов,
или
создавать
новый
способ,
объединяя изученные или трансформируя их.
• по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких
правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);
Пример
Планируемый результат: применять правила правописания (в объеме содержания
курса).
Умение: находить орфограммы в словах.
Задание базового уровня
Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Слова: водичка, цветы, поле, золото, крик, лесной, страна, большой.
Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуто не менее четырех
нужных букв, при этом в словах «поле» и «крик» буквы не подчеркнуты.
Задание повышенного уровня
Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная
гроза. Буря гнула и ломала деревья.
Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуты не менее шести букв,
ошибочных подчеркиваний нет.
Умение: группировать числа по заданному основанию (основаниям).
Задание 15 базового уровня
Из чисел 2227, 36, 1116, 566, 1806, 26, 47 выпиши:
четные двузначные числа:
четные четырехзначные числа:
Ответ: четные двузначные числа: 36, 26; четные четырехзначные числа:
1116, 1806.
Задание 16 повышенного уровня
На доске записаны числа: 45, 24, 50, 34, 15, 54.
Запиши эти числа в соответствующие клетки следующей таблицы.
Ответ:
Больше 30
Меньше 30
Оканчивается на 4
Оканчивается на 5
При
использовании заданий с выбором ответа или кратким ответом чаще всего
критерием
достижения
является
только
правильный
ответ (например,
выбор
или
самостоятельная запись ответа по математике).
К заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются критерии оценивания.
Можно выделить два подхода для разработки критериев: аналитический, при котором ответ
ученика
разбивается
на
части
по
содержанию
или
проверяемым
умениям
и
оценка
определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный, при
котором весь ответ оценивается по полноте и правильности.
• по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы
или устной беседы, практические задания;
• по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
Давайте, рассмотрим каким же образом формируются умения контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации посредством использования ИКТ.