Напоминание

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий


Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекция речи детей дошкольного возраста

средствами игровых технологий

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых

технологий» стала актуальна в наши дни. Федеральный государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

определяет

целевые

ориентиры,

т.е.

социальные

и

психологические

характеристики

личности

ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь,

занимает

одно

из

центральных

мест,

как

самостоятельно

формируемая

функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо

понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для

достижения

целевых

ориентиров

необходима

систематическая

профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная

плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе

столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач,

поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений,

которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и,

порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка

увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение,

следовательно,

игровое

общение

есть

тот

необходимый

базис,

в

рамках

которого

происходит

формирование

и

совершенствование

речевой

активности ребенка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр

дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими

видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным,

действенным, позволяя ребенку получить собственный опыт.

Как

же используются

игры

в

логопедической

работе?

Необходимость

проведения

серьезных

коррекционных

замыслов логопеда

в

его

работе

с

дошкольниками

через

игру

очевидна. Работа

логопеда

нуждается

в

использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных

воспитательных мероприятиях.

Почему?

Во-первых,

дети-дошкольники в

большинстве

своем

не

и ме ют

осознанного

отношения

к

своему

дефекту

речи.

Некоторые

даже

не

различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея

отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него

избавиться.

Следовательно,

командными

методами,

волевыми

усилиями

ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых,

процесс

постановки

и

автоматизации

звуков

очень

длительный

и

однообразный.

Ребенку

надо

бесконечное

количество

раз

повторить

артикуляционные

упражнения,

слова,

предложения

с

определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во

что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень

скоро

пере стают

нравиться.

Именно

игра

как

о сновной

в и д

деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

Таким

образом,

большую

помощь

в работе

с

детьми с

речевыми

нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

На логопедических занятиях используются:

Дидактические

игры

это

игры,

которые

создаются

и

организуются

взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать

правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные

процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи

осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры

на наглядность.

Коррекционно

развивающие

игры

это

варианты

упражнений

на

автоматизацию

звуков,

усложненные

лексико-грамматическими

и

психологическими заданиями.

А

также

игры

с

движениями,

сюжетные,

ролевые

игры,

игры-

драматизации.

Их

применение

определяется

задачами

и

этапами

коррекционно-

логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и

индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие

функции:

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый

на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

д иа гно с т ич е с кую

(д а ют

возможно с т ь логопеду диагностировать

различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают

как

средство

преодоления

различных

трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру

личностных показателей ребёнка);

развлекательную

(эмоционально

окрашивают

деятельность

ребёнка,

делают процесс познания увлекательным).

Игровые

технологии, используемые

учителем-

логопедом –

средство

развития

аналитико-синтетической

деятельности,

моторики,

сенсорной

сферы,

обогащения

словаря,

усвоения

языковых

закономерностей,

формирования личности детей, развития психических функций.

Поиск

новых

игр

и

методических

приёмов

в

условиях

детского

сада

направлен

на

повышение

эффективности

обучения

детей

с

речевым

недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей

каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на

детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки

становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать

эмоционально-благоприятную

атмосферу,

способствующую

возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической

работе в о з ь м е м

о с н о в н ы е

н ап р а вл е н и я логопедической

работы,

обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма

организации

нашей

встречи

круглый

стол,

буду

рада,

если

Вы

тоже

поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Артикуляционная

гимнастика дается

детям

нелегко,

отнимает

много

энергии,

требует

усидчивости

и

терпения.

Прибавив

к

упражнениям

немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает

негативизм,

связанный

с

необходимостью

многократного

повторения

определенных

артикуляционных

укладов.

А

стихотворное

и

наглядное

сопровождение

упражнений

превратит

артикуляционную

гимнастику

в

веселую игру.

Для

развития

правильного

речевого

дыхания используются

следующие

и г р о в ы е

п р и е м ы: «Прокати

машинку», « Б а боч ка

л ет и », «Задуй

свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики

рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж,

игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения,

игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок,

кукольные

театры,

игры

на

развитие

тактильного восприятия: «Гладкий

шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия

по

автоматизации

поставленных

звуков

можно

сделать

интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с

помощью и г р о в ы х

п р и ё м о в: «Заведи

мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой,

моя», « Ж и во е

-

неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным

звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и

многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и

звукового анализа используются такие игровые упражнения как: «Угадай что

звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово

отличается?», «Найди

звук», «Угадай

слово», «Поймай

заданный

звук»,

«Домики», «Звонкий

глухой», «Твердый

мягкий», «Поезд», «Собери

слово», «Где звук?» и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного

запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого

развития

ребёнка,

необходимые

для

грамматически,

лексически

и

синтаксически-правильного

насыщенного

высказывания

ребёнка.

Для

совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие

игры

как: «Один

много», «Назови

ласково», «Сосчитай», «Из

чего

сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом». Для

развития

связной

речи: «Продолжи

предложение», «Пословицы

и

поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай

сказку», «Исправь

предложение» и

другие,

а

также

игры-

драматизации,

игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры

как: « Ч е т в е р т ы й

л и ш н и й », « Н а й д и

о т л и ч и я », «Что

спрятано?», «Лабиринты» и многие другие.

П р и

з н а ко м с т в е

с

б у к в а м и

и

о б у ч е н и и

д е т е й

ч т е н и ю

хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные

красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву

среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые

буквы», «Выбери

букву

и

придумай

слово,

которое

начинается

с

этого

звука», «Какие буквы ты видишь», «Назови букву и найди на картинке все

с л о в а ,

н а ч и н а ю щ и е с я

с

э т о г о

з в у ка » Можно использовать также

следующие упражнения: «Напиши

букву

в

воздухе»; «Выложи

букву

из

палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке,

муке»; «Зачеркни

неправильно

написанные

буквы»; «Найди

букву» ; «Буква

сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все

эти

игры

являются

многофункциональными,

не

требуют

много

времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект

картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким

образом, использование вышеперечисленных

методов

и

приёмов

при

проведении

коррекционной работы,

а

также

создание

наиболее

разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по

исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более

короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность

ребёнка в целом.



В раздел образования