Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
Раздел: дошкольное образование
Коррекция речи детей дошкольного возраста
средствами игровых технологий
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых
технологий» стала актуальна в наши дни. Федеральный государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
определяет
целевые
ориентиры,
т.е.
социальные
и
психологические
характеристики
личности
ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь,
занимает
одно
из
центральных
мест,
как
самостоятельно
формируемая
функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо
понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для
достижения
целевых
ориентиров
необходима
систематическая
профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная
плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе
столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач,
поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений,
которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и,
порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка
увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение,
следовательно,
игровое
общение
есть
тот
необходимый
базис,
в
рамках
которого
происходит
формирование
и
совершенствование
речевой
активности ребенка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр
дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими
видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным,
действенным, позволяя ребенку получить собственный опыт.
Как
же используются
игры
в
логопедической
работе?
Необходимость
проведения
серьезных
коррекционных
замыслов логопеда
в
его
работе
с
дошкольниками
через
игру
очевидна. Работа
логопеда
нуждается
в
использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных
воспитательных мероприятиях.
Почему?
Во-первых,
дети-дошкольники в
большинстве
своем
не
и ме ют
осознанного
отношения
к
своему
дефекту
речи.
Некоторые
даже
не
различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея
отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него
избавиться.
Следовательно,
командными
методами,
волевыми
усилиями
ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во-вторых,
процесс
постановки
и
автоматизации
звуков
–
очень
длительный
и
однообразный.
Ребенку
надо
бесконечное
количество
раз
повторить
артикуляционные
упражнения,
слова,
предложения
с
определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во
что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень
скоро
пере стают
нравиться.
Именно
игра
как
о сновной
в и д
деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.
Таким
образом,
большую
помощь
в работе
с
детьми с
речевыми
нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
На логопедических занятиях используются:
Дидактические
игры
–
это
игры,
которые
создаются
и
организуются
взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать
правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные
процессы.
Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи
осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры
на наглядность.
Коррекционно
–
развивающие
игры
–
это
варианты
упражнений
на
автоматизацию
звуков,
усложненные
лексико-грамматическими
и
психологическими заданиями.
А
также
игры
с
движениями,
сюжетные,
ролевые
игры,
игры-
драматизации.
Их
применение
определяется
задачами
и
этапами
коррекционно-
логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и
индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие
функции:
обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый
на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
д иа гно с т ич е с кую
(д а ют
возможно с т ь логопеду диагностировать
различные проявления ребёнка);
терапевтическую (выступают
как
средство
преодоления
различных
трудностей в обучении);
коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру
личностных показателей ребёнка);
развлекательную
(эмоционально
окрашивают
деятельность
ребёнка,
делают процесс познания увлекательным).
Игровые
технологии, используемые
учителем-
логопедом –
средство
развития
аналитико-синтетической
деятельности,
моторики,
сенсорной
сферы,
обогащения
словаря,
усвоения
языковых
закономерностей,
формирования личности детей, развития психических функций.
Поиск
новых
игр
и
методических
приёмов
в
условиях
детского
сада
направлен
на
повышение
эффективности
обучения
детей
с
речевым
недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей
каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на
детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки
становится меньше.
Игры и пособия, используемые логопедом, должны:
регулировать психоэмоциональное состояние детей;
формировать положительную мотивацию к занятиям;
преодолевать барьер в общении;
создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
создавать
эмоционально-благоприятную
атмосферу,
способствующую
возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
В качестве примера использования игровых технологий в логопедической
работе в о з ь м е м
о с н о в н ы е
н ап р а вл е н и я логопедической
работы,
обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма
организации
нашей
встречи
круглый
стол,
буду
рада,
если
Вы
тоже
поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.
Артикуляционная
гимнастика дается
детям
нелегко,
отнимает
много
энергии,
требует
усидчивости
и
терпения.
Прибавив
к
упражнениям
немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает
негативизм,
связанный
с
необходимостью
многократного
повторения
определенных
артикуляционных
укладов.
А
стихотворное
и
наглядное
сопровождение
упражнений
превратит
артикуляционную
гимнастику
в
веселую игру.
Для
развития
правильного
речевого
дыхания используются
следующие
и г р о в ы е
п р и е м ы: «Прокати
машинку», « Б а боч ка
л ет и », «Задуй
свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики
рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж,
игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения,
игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок,
кукольные
театры,
игры
на
развитие
тактильного восприятия: «Гладкий
–
шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
Занятия
по
автоматизации
поставленных
звуков
можно
сделать
интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с
помощью и г р о в ы х
п р и ё м о в: «Заведи
мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой,
моя», « Ж и во е
-
неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным
звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и
многие другие.
Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и
звукового анализа используются такие игровые упражнения как: «Угадай что
звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово
отличается?», «Найди
звук», «Угадай
слово», «Поймай
заданный
звук»,
«Домики», «Звонкий
–
глухой», «Твердый
–
мягкий», «Поезд», «Собери
слово», «Где звук?» и др.
Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного
запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого
развития
ребёнка,
необходимые
для
грамматически,
лексически
и
синтаксически-правильного
насыщенного
высказывания
ребёнка.
Для
совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие
игры
как: «Один
–
много», «Назови
ласково», «Сосчитай», «Из
чего
сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом». Для
развития
связной
речи: «Продолжи
предложение», «Пословицы
и
поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай
сказку», «Исправь
предложение» и
другие,
а
также
игры-
драматизации,
игры-инсценировки.
Для развития высших психических функций используются такие игры
как: « Ч е т в е р т ы й
л и ш н и й », « Н а й д и
о т л и ч и я », «Что
спрятано?», «Лабиринты» и многие другие.
П р и
з н а ко м с т в е
с
б у к в а м и
и
о б у ч е н и и
д е т е й
ч т е н и ю
хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные
красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву
среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые
буквы», «Выбери
букву
и
придумай
слово,
которое
начинается
с
этого
звука», «Какие буквы ты видишь», «Назови букву и найди на картинке все
с л о в а ,
н а ч и н а ю щ и е с я
с
э т о г о
з в у ка » Можно использовать также
следующие упражнения: «Напиши
букву
в
воздухе»; «Выложи
букву
из
палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке,
муке»; «Зачеркни
неправильно
написанные
буквы»; «Найди
букву» ; «Буква
сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».
Все
эти
игры
являются
многофункциональными,
не
требуют
много
времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект
картинок и всегда доступных игрушек или предметов.
Таким
образом, использование вышеперечисленных
методов
и
приёмов
при
проведении
коррекционной работы,
а
также
создание
наиболее
разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по
исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более
короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность
ребёнка в целом.