Автор: Абдулвалеева Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №3
Населённый пункт: Челябинская область. город Усть–Катав
Наименование материала: Мастер-класс с педагогами
Тема: "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками с ИКТ".
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс с педагогами:
«Использование квест — технологии
в работе с дошкольниками с ИКТ»
Цель:
создание условий для полноценного проявления и развития
педагогического мастерства его участников на основе организации пространства
для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи:
1. Конкретизировать представления педагогов о принципах организации и
содержании квест – игры;
2. Предложить практические рекомендации, направленные на повышение
эффективного использования квест – технологии;
3. Создать условия для профессионального общения, самореализации и
стимулирования творческого потенциала педагогов.
Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое с ИКТ) занятие.
Ход проведения:
Уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего мастер – класса «Использование квест – технологии в
работе с дошкольниками с ИКТ»
Квест – игра…Некоторым из вас она знакома как игра, предназначенная для
детей любого возраста.
Во – первых, квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия,
применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской
деятельности.
Во – вторых, квест – игра дает возможность при объединении различных видов
детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти
направлений развития и образования ребенка.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что
стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной
деятельности.
Итак, что такое квест – игра?
Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений»)
Квест – это командная игра, но может быть и одиночной. Идея командной игры
проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но
изюминка в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к
выполнению следующего, что является эффективным средством повышения
мотивационной готовности к познанию и исследованию, а значит, есть
возможность развивать когнитивные качества, необходимые ребенку.
Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором
путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные
задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть
максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не
требующие специальных знаний или умений от игроков.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются
Задачи:
Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный творческий
процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей,
выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающие - развитие интереса к предмету, творческих способностей;
воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
формирование навыков исследовательской деятельности, публичных
выступлений, умений самостоятельной работы; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательные - воспитание толерантности, личной ответственности
за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста
необходимо следовать принципам.
Принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а
также с заданиями ранее пройденных квестов.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть
спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение
заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время
прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных
условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению
задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево,
спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 3 -7
лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или
перечислить всех американских президентов.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять
проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Структура квеста
Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет
игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен
элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех
команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам,
решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие…).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий
этап. Команда получает информацию, подсказку, снаряжение и т. п.
Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды,
либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не
разделяется, а действует сообща.
Из такого описания можно понять, что в квестах:
-есть определенная цель, к которой движутся участники;
-поиск происходит как в «реальном мире», так и на искусственно
подготовленной площадке;
-события и испытания – разнообразны и, подчас, неожиданны;
-каждый сделанный шаг либо приближает, либо отдаляет участников от
конечной цели.
Значение квест-игры:
1. Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его
внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении
задания.
3. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
4. Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к
которой можно обращаться во время работы в группе.
5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он
считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в
группе.
Ожидаемый результат:
Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог
имеет возможность:
1. Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из
принципов ФГОС ДО: «Реализация Программы в формах, специфических для
детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;
2. Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДО: «Создание
благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка»;
3. Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых
компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре»
4. Квест - игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только
создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но
и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности,
инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка,
в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый
практический опыт.
Ниже ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ!!!
Практическая деятельность квест – игры с педагогами.
Ведущий:
Со структурой квест – игры я предлагаю познакомиться практическим путем.
Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня мы с вами отправимся в небольшое
путешествие. И побываем в гостях у необыкновенных сказочных героев. А кто
это, мы узнаем в конце нашего пути.
(Именно общая постановка цели способствует формированию у детей высокой
мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).
Ведущий: Итак, наша команда собрана, а теперь разделитесь, пожалуйста, на
две команды.
(При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть
объединены в игровые команды или находиться в одной команде)
1 Задание:
Ведущий: перед каждой командой стоит емкость с сыпучими продуктами.
Ваша задача: найти в них каждой команде по 8 букв и составить из них слово.
Брать можно только по одной букве. Начали!
У вас получились слова: карточка и картинка. Значит следующее задание
связано с этими словами.
2 Задание:
Ведущий: Для каждой команды на экране изображены картинки и карточки, на
которых изображены предметы. За одну минуту команде необходимо ответить,
где, как и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не
менее 3 ответов. Пример: гвоздь – его можно загнуть, прибить, повесить на него
одежду. Задание понятно? Итак, время пошло, можете посовещаться.
1 команда:
кнопка канцелярская - (сесть, воткнуть, выкинуть, сломать,
лягушка - (поймать, погладить, поцеловать, отпустить в воду,
юбка – (одеть, купить, перешить, продать, порвать).
2 команда:
чемодан – (собрать, хранить вещи, сломать, уехать с ним,
игрушка – (поиграть, сломать, купить, подарить)
кирпич – (разбить, построить дом, сломать, забить гвоздь)
Ведущий: молодцы, прозвучали интересные ответы, а теперь все вместе по
первым буквам ваших слов составьте одно слово, оно поможет вам перейти к
следующему заданию (слово - КЛЮЧИК).
Ведущий: Замечательно, у вас получилось слово – ключик! Но где же его
можно найти? Давайте попробуем его найти.
Ведущий: Замечательно, ключик нашли! А где же дверь, которую он откроет?
Смотрите, перед вами, стоит дом, и в нем есть замок. Давайте его откроем нашим
ключиком! Здорово, замок открылся!
Но во дворце никого нет, зато лежит письмо. Давайте его прочитаем:
«Здравствуйте дорогие гости! Нас нет дома, мы ушли на охоту. Приходите в
следующий раз. Ваши ШВАБРОШЕРСТИУС И ПУЗОГЛАЗИУС».
Ведущий: Это и есть те сказочные герои, к которым мы шли в гости. К
сожалению, мы их не застали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Участникам спасибо за помощь в проведении игры, а всем - спасибо за
внимание!