Автор: Рейбант Нина Борисовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Гном"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Конспект открытого занятия по экологии
Тема: "Вторая жизнь пластиковых бутылок"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого занятия
«Вторая жизнь пластиковых бутылок»
Возрастная группа: 7 – 12 лет
Мероприятие:
Игровая
познавательная
программа
экологической
направленности
«Неувиденные
сокровища»
в
рамках
дополнительной
образовательной программы «Основы этикета и искусства общения».
Образовательная область: сохранение окружающей среды и бережное
отношение к природе.
Этап обучения в рамках образовательной программы: основной
Цель занятия:
- привлечение внимания детей к проблемам сохранения и бережного
отношения к дикой природе, животному миру и растительному миру, через
формирование коммуникативных навыков посредством соревновательности,
повышения интереса детей к решению посильных экологических проблем,
воспитание социально и экологически ответственного гражданина с самого
юного возраста.
Задачи:
-
развивать эмоций детей, чувства эмпатии к объектам природы;
-
формировать
первоначальную
систему
ценностных
ориентаций
(восприятие
себя
как
части
природы,
взаимосвязи
человека
и
природы,
самоценности
и
многообразие
значений
природы,
ценность
общения
с
природой);
-
формировать
умение
и
желание
сохранять
природу
и
при
необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также
навыков
элементарной
природоохранной
деятельности
в
ближайшем
окружении;
-
воспитывать умение работать в команде;
-
совершенствовать речевые и выразительные средства общения у детей;
Тип мероприятия: игра – соревнование
Используемые
приёмы,
методы
и
технологии:
познавательно-
развивающие,
игровые,
релаксационные,
здоровьесберегающие
и
коллективной деятельности.
Оборудование (демонстрационные, раздаточные материалы):
музыкальная аппаратура; 2 пластиковые конструкции – «Торнадо», 1
пластиковая конструкция – «Медуза», много пластиковых пробок от бутылок
(50шт.), 12 срезанных верхушек от пластиковых бутылок с крышками –
«Берёзки», 2 дартса, сделанных из пластиковых бутылок, 2 «бросалки» из
пластиковых бутылок, 2 «осьминожка» из пластиковых бутылок.
Прогнозируемый результат:
Мероприятие позволяет обучающимся объективно соотносить себя со
сверстниками,
педагогами,
выстраивать
межличностные
отношения
в
различных игровых ситуациях через принятие совместных решений, развить
коммуникативные
навыки
и
научиться
быть
терпимее
и
уважать
мнение
других людей, повысить свою самооценку и соотнести её с самооценкой
других
«значимых»
людей,
получить
знания
и
сформировать
навыки
по
экологическому воспитанию.
Список используемой литературы:
1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.
2. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. - М., 2009.
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования.
-М., 1999.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-
на-Дону: Феникс, 1996.
5. Лихачёв Б.Т. Экология личности//Педагогика.- 2003.
6. Лихачёв Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания//Педагогика. -
2005.
7. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка,
идущего в школу//Начальная школа. – 1993.
8. Отношение школьников к природе/Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.
– М.: Педагогика, 2011.
9. Цветкова И.В. Эко-проект "Маленький принц", или Экологические задания
маленьким хозяевам нашей планеты. - М., 1994.
10. Потапова, Л. М. Детям о природе. Экология в играх / Л.М. Потапова. –
Ярославль : Академия развития: Академия Кº: Академия Холдинг, 2000.
11. Зайцев А.А., Полещук Н.К., Зайцева В.Ф. Детские подвижные игры (под
ред. Корнеевой Е.В.). Серия «Мир вашего ребенка», М., Феникс, 2006.
12. Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. М.: Новая школа, 1996.
Ход мероприятия
Здравствуйте девчонки!
Здравствуйте мальчишки!
Здравствуйте ребята!
ответ детей … здравствуйте!!!
Здравствуйте МОИ друзья!
Рада встрече с вами я.
Меня зовут Нина Борисовна.
Природа
–
не
только
великий
учитель,
она,
прежде
всего,
еще
и
великий
воспитатель. Эти слова сказал замечательный педагог Сухомлинский В.А.
А вы согласны с этими словами? Почему вы так считаете?
Ответы детей.
Да, действительно, если мы будем сохранять и бережно относится к природе, то
она позволит нам слышать запах растений, звук рек, пение птиц, позволит нам
радоваться
красоте осенних деревьев и зимних полей. Природа учит нас не
только бережному отношению к ней самой, самое главное - к самим к себе.
ЗАГАДКИ
Где записаны исчезающие виды животных и птиц? в красной книге
Какое животное меняет окраску шерсти? заяц
Какое животное спит зимой? медведь
Какая птица может ходить под водой? оляпка
Какое животное является плотником на воде? бобр
Какая птица умеет летать хвостом вперёд, задним ходом? колибри
Какой цветок расцветает весной первым? подснежник
Какое животное самое громкоголосое? крокодил
Кого называют кораблём пустыни? Верблюда
Какие цветы носят человеческие имена? Роза, Василёк, Лилия, Иван да Марья и т.д.
Можно ли поймать ящерицу за хвост? нет, он отпадёт
Могут ли змеи плавать? да, очень хорошо
Какая самая большая птица в Европе? лебедь
Почему кошка тщательно вылизывает себя языком, моется?
чтобы мышка запах не почуяла
Какие птицы могут преследовать автомобиль? страусы
Какая птица может спать во время полёта? аист
Как относятся к музыке кошки и собаки?
отрицательно, особенно не любят тяжёлый рок, сразу убегают,
а на клумбах вянут цветы от него.
Скажите, а что мы называем хламом, мусором?...
Ответы детей.
Что невоспитанные наши сограждане выбрасывают себе и другим под ноги на
улице, на природе? Например?
АУКЦИОН
А куда всё это надо складывать?...
в мусс. контейнеры
А если нет мусорных контейнеров?...
сжигать,уносить - в лесу
А как поступают на Западе?...
перерабатывают, утилизируют
Ответы детей.
А вот богатством некоторые вещи из того, что вы перечислили, можно
будет
назвать
всерьёз, если
подойти
к
этому
делу
творчески,
если
хорошо
посмотреть,
пофантазировать, приложить руки, то можно такие произведения
искусства создать, которые могут украсить ваш дом или стать подарком на день
рождения другу. Я хочу сегодня вместе с вами убедиться в том, что не весь мусор
можно выбрасывать, а подарить ему вторую жизнь.
Например,
представьте,
что
можно
сделать
из
ненужных,
на
первый
взгляд
предметов:
старой,
ненужной
газеты,…из
коробки
от
бытовой
техники,…из
фантиков,…из жестяных банок?
Ответы детей.
А я приготовила для вас различные
предметы из… пластиковых бутылок. Мы
вместе придумаем им названия, найдём им правильное применение, и благодаря
этим предметам, некоторые из вас смогут заработать даже призы. Попробуем?
Тогда, внимание!
Посмотрите,
какая
замечательная
вещь
получилась
у
меня
из
использованной
пластиковой
бутылки.
Какую
часть
пластиковой
бутылки
я
взяла
для
этого
предмета? … правильно, верхнюю. К крышке прикреплена верёвка, на конце
которой привязано что?...совершенно верно, тоже бросовый материал – контейнер
от игрушки «Киндер - сюрприз». Как можно играть в эту игру?
Предложения детей.
Какое можно дать название этой игре?
Ответы детей
И мы её сейчас испытаем!
Игровой предмет ЛОВИШКА.
Задача: забросить в конструкцию «Ловишка» контейнер от шоколадного яйца.
Выбираются 2 участника от двух команд. Участники сначала следят за игрой всех участников
своей команды и считают количество попаданий. В последнюю очередь они играют сами,
добавляя себе баллы. Победитель - с большим количеством баллов. Ему вручается приз.
Друзья, оказывается, забрасывать, а не выбрасывать намного интереснее. Согласны?...
Первый приз нашёл своего обладателя, но…. победитель его получил, благодаря
помощи всей своей команды, а значит, победителя попросим поблагодарить своих
участников за победу и сказать им волшебное слово «спасибо».
Обращение ведущего к «проигравшему» участнику. А проигравших у нас сегодня
не будет, потому что и ваша команда очень старалась, просто удача улыбнулась
вашему
сопернику.
Я
предлагаю
и
вам,
участник,
тоже
поблагодарить
свою
команду.
Участник говорит «спасибо».
ВАЖНО!!! По описанному выше, в таком же плане, далее проходят все остальные
игровые моменты. Ниже по сценарию будут описаны только сами конкурсы.
Игровой предмет ДАРТС.
Обрезанные стаканчиком части пластиковых бутылок соединены стиплером в виде цветка. На
дне каждого стакана находится карточка с цифрой.
Задача: Каждый участник команды
забрасывает по очереди пробку в получившийся «Дартс», затем считают баллы и выявляется
победитель.
Игровой предмет ОСЬМИНОЖКА (эстафета).
Из
пластиковых
бутылок
сделаны
«осьминожки».
Задача:
участники
команд
по
очереди,
легонько отстукивая по ним ладошкой, как по мячу, продвигают до цели и обратно.
Игровой предмет ТОРНАДО.
2 пластиковые бутылки, наполненные подкрашенной водой, приклеены крышками друг на друга.
Задача: Быстро перелить воду из верхнего сосуда в нижний. Секрет: нужно закрутить в
конструкции
воду,
создать
«торнадо».
За
счёт
этого
вода
переливается
очень
быстро.
Элемент физики.
Игровой предмет МЕДУЗА.
1 пластиковая бутылка наполнена водой, внутри плавает «медуза» - поплавок с воздухом
внутри. Задача: с помощью силы мысли опустить «медузу на дно бутылки или заставить её
подняться вверх, или остановиться на середине. Секрет: слегка сдавливая пальцами бутылку,
приводим «поплавок» в движение. Элемент физики
Игровой предмет БЕРЁЗКА (эстафета).
Ребята, вот видите, а вы всё это выбрасываете, да ещё в неположенное место. Если
нет фантазии или времени сделать « шедевр» так хотя- бы не надо загрязнять
всеми этими «сокровищами» природу. Вы согласны со мной?...
Животные и птицы применить всё это не сумеют и все они, в отличии от некоторых
людей, любят чистоту! Да и мы с вами любим гулять в чистом лесу или парке.
Согласны?
Кстати, давайте прогуляемся! В берёзовой роще!
Ведущий ставит в 2 линии, на расстоянии « берёзки» - «купола» (верхнюю срезанную часть от
пластиковых бутылок). Задача: команды, собирая всех участников по нарастающей, проходят
под убыстряющуюся музыку змейкой между своими берёзками туда, обратно, мимо них.
Друзья, посмотрите, сколько предметов, созданных только лишь из пластиковых
бутылок, мы с вами увидели сегодня. А представьте, как можно разнообразить свой
отдых на природе, дома, в школе, если пофантазировать и дать «вторую жизнь»
другим предметам, которые мы считаем мусором.
Я призываю вас быть внимательными друг к другу, к окружающему нас миру.
Постарайтесь
увидеть
вокруг
себя
больше
красивых,
нужных,
интересных
предметов вместо мусора. Найдите им правильное применение, выбрасывайте
настоящий мусор в специально отведённые для этого места, убирайте за собой
место
вашего
отдыха,
выходите
на
субботники,
просто
будьте
воспитанными
людьми и природа нам ответит ВЗАИМНОСТЬЮ.
В заключении, я предлагаю вам кричалку и пусть нас услышат все!
Леса, цветы, поляны, травы
Нельзя пытаться взять с собой
Пускай растут на радость людям
Уничтожителей…ДОЛОЙ!
Бумажки, тряпки, банки, стёкла
Нет, не украсят город твой
Запомни это и не мусорь
Привычки скверные…ДОЛОЙ!
Туман от дыма грязно-серый
Смертельный газ над головой
Пусть не окутывает город
Пусть сгинет навсегда…ДОЛОЙ!
Озёра, реки, водопады
Водопровод домашний свой
Ты береги, держи в порядке
Скажи растратчикам…ДОЛОЙ!
Каким же будет этот город
Тревожит нынче нас с тобой
Всему, что его портит, губит
Давайте крикнем все…ДОЛОЙ!
Долой всё, что делает нашу жизнь грязной, вперёд к прекрасному!
На этом я прощаюсь с вами! Помните!
МЫ НЕ МОЖЕМ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ ПОСЛЕ ТОГО, ЧТО
МЫ С НЕЙ СДЕЛАЛИ! ДАВАЙТЕ СМИЛОСТИВИМСЯ НАД НЕЙ!