Напоминание

Музыкально-ритмические движения и игры на уроках музыки в начальной школе


Автор: Капусняк Александра Александровна
Должность: студентка iii курса
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкально-ритмические движения и игры на уроках музыки в начальной школе
Раздел: среднее образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жизнь

в

эпоху

научно-технического

прогресса

становится

всё

разнообразнее

и

сложнее.

И

она

требует

от

человека

не

шаблонных,

привычных

действий,

а

подвижности,

гибкости

мышления,

быстрой

ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению

больших и малых проблем. Давно известно, что ребёнок, овладев основными

мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно

адаптируется в школе и в жизни.

Одним из видов детского творчества психологи считают музыкальное.

Музыкальное

детское

творчество

это

синтетическая

деятельность,

проявляющаяся

в

разных

видах:

игра

на

музыкальных

инструментах,

ритмика, пение.

Музыкальное

творчество

является

обязательным

элементом

гармоничного

развития

личности

ребёнка,

которое

невозможно

без

постижения гармонии и звуков, ритмов. Поэтому воспитание музыкальной

культуры детей, развитие у них музыкальных способностей, является одной

из важных задач музыкального образования в начальной школе.

Музыкальные

способности

объединяются

в

понятие

музыкальность,

основой

которой

являются

ладовое

чувство,

музыкально-слуховые

представления, чувство ритма. Восприятие ритмической основы вызывает у

детей

наибольшее

затруднение.

Поэтому,

именно

формированию

чувства

ритма, приходится уделять особое внимание.

В детской психологии и методике развития речи детей хорошо известна

роль ритмических способностей. Как известно, у двух полушарий нашего

мозга

разные

функции.

Левое

«отвечает»

за

логическую,

правое

за

интуитивную

и

эстетическую

деятельность.

Ритм

помогает

объединить

работу

двух

полушарий.

Кроме

того,

области

коры

головного

мозга,

отвечающие за общие движения и за речевую деятельность, находятся в

непосредственной близи. Поэтому, работая над ритмическими движениями,

мы развиваем и речь ребёнка. Развитое чувство ритма помогает хорошо

двигаться

под

музыку,

координировать

движения

своего

тела

и

даже

правильно, ровно дышать.

Музыкально-ритмические

движения

выполняют

релаксационную

функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные

перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу,

снимает нервное напряжение.

Кроме того, проблема целенаправленности формирования музыкальной

культуры

школьников,

а

именно,

развитие

чувства

ритма

изучена

недостаточно

полно.

Не

все

современные

образовательные

программы

нацелены на создание ритмически организованной среды, чувство ритма как

качество личности не рассматривается в программах, и не ставятся задачи по

его развитию. Однако необходимо отметить, что практически в рамках всех

программ можно осуществлять организацию работы по развитию чувства

ритма,

а

на

уроках

музыки

имеются

потенциальные

возможности

по

осуществлению работы данном направлении.

Работа по развитию чувства ритма будет осуществляться эффективнее,

если создать оптимальные условия для такой работы, а именно:

проводить работу по развитию ритмического слуха целенаправленно и

в системе;

подобрать материал для работы в соответствии с возрастными

и

индивидуальными особенностями детей;

организовать работу по развитию ритмического слуха не только на

уроках музыки, но во внеклассной и внеурочной работе;

определить систему мероприятий по развитию ритмического слуха в

воспитательно-образовательном процессе.

Проблемой развития ритма занимались такие педагоги как Карл Орф,

Эмиль

Жак-Далькроз,

Н.А.

Ветлугина,

А.Н.

Зимина,

Т.А.

Боровик.

Т.Э.

Тютюнникова

создала

программу

«Элементарное

музицирование

с

дошкольниками. Прежде чем определить методы, приёмы, формы работы с

детьми,

проводятся

диагностические

исследования

(диагностика

А.К.

Тарасовой),

целью

которых

является

выявление

первоначального

уровня

развития

чувства

ритма

детьми

первого

класса.

Для

выявления

данного

уровня развития чувства ритма были предложены три задания:

1.

показать

музыкально-ритмические

движения

под

музыку

различного характера;

2.

показать

музыкально-ритмические

движения

соответствующие

ритму музыки;

3.

прохлопать ритмический рисунок определённого музыкального

фрагмента.

Основные затруднения, возникающие у детей:

- неуверенность, робость при выполнении задания;

-движения

примитивны,

не

выразительны,

не

ритмичны,

не

разнообразны;

- многие дети просто повторяют движения других детей;

-много

ритмических

неточностей,

но

дети

их

таковыми

не

воспринимали, считая, что выполнят верно.

На контрольном занятии в конце учебного года детям предлагаются те

же

задания,

но

используется

уже

другой

музыкальный

материал.

При

выполнении

задания

у

детей

отмечается

разнообразие

движений,

соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности,

желание

им

заниматься,

движения

детей

становятся

выразительными

и

четкими, а ритмических ошибок становится значительно меньше.

Особо важную роль играют музыкально-дидактические игры, помогая

развить

в

детях

определённые

умения

и

навыки,

музыкально-сенсорные

способности.

Знакомя

детей

с

длительностями,

объясняется,

что

есть

длинные звуки (называем их «ТА») и короткие («ТИ-ТИ»). На начальном

этапе

длительности

нот

обозначаем

большими

и

маленькими

божьими

коровками, зайчатами, снеговиками, овощами и т.п.

Дети это быстро понимают и точно воспроизводят простые ритмические

рисунки,

проговаривая

ритмослоги

«ТА»

и

«ТИ-ТИ».

Постепенно

ритмический рисунок усложняется.

Затем

знакомят

детей

с

паузой.

Показывают

паузу

на

ритмических

карточках

с

овощами

и

животными.

Это

пустая

корзинка

или

сачок.

Предварительно можно договариться с детьми, что на паузу надо развести

руки в стороны и произнести слог «СЕ».

Перед

разучиванием

или

исполнением

песен

можно

использовать

речевые

упражнения

ритмическую

декламацию

стихов,

потешек,

прозаического

текста.

Ритмической

основой

в

упражнении

может

быть

естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от

педагогических

целей.

Особенно

детям

нравится

по этиче ско е

музицирование.

Использование

таких

упражнений

развивает

речь

и

подготавливает артикуляционный аппарат к дальнейшей работе.

Шла весёлая собака, чики-брики- гав (прохлопать ритм),

А за ней бежали гуси, голову задрав (скользящие движения ладоней в

ритме),

А

за

ними

поросёнок,

чики-брики-хрю

(шлепки

по

передней

части

бёдер).

Чики-брики,

повтори-ка,

что

я

говорю

(прохлопать

ритмический

рисунок).

Продолжая работать с эти игровым текстом, на следующих занятиях,

задачи усложняются. Дети вначале прохлопывают ритм, проговаривают ритм

ритмослогами, а затем выкладывают их на мольберте карточками с божьими

коровками или ёлочками и т.д. Здесь очень важна помощь педагога, который

старается

дать

положительную

оценку

каждому

ребёнку,

тем

самым

поддерживая у них желание участвовать в игре.

Параллельно ведется работу с карточками, где ритм изображён нотами.

Потом можно познакомить ребят с понятием «партитура». Включаются

в

работу

«звучащие

жесты»

-

первые

инструменты

человека.

Эти

«инструменты» всегда с собой. Это лучшее средство метроритмического

воспитания.

Их

использование

привлекает

детей

и

делает

задание

интереснее.

«Звучащие жесты» - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа.

Так называемая игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами,

щелчками,

цоканьем

языка.

Звучащие

жесты

используются,

как

сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании.

Также дети очень любят играть в шумовом оркестре. Использование

шумовых инструментов (ложки, колокольчики, трещотки, бубны, свистульки

и т.д.) вызывает у детей особый восторг.

Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретённые ребёнком

навыки

владения

темпом,

динамикой,

ритмом.

Д ети

у ч ат с я

взаимодействовать

между

собой

и

легко

развивают

чувство

ансамбля.

Творческий процесс игры на детских музыкальных инструментах постепенно

учит детей различать тембровое звучание инструментов.

Важным

этапом

является

подбор

ритмического

аккомпанемента

к

песням.

Это

могут

быть

простейшие

музыкальные

инструменты

или

«звучащие жесты».

Упражнения с ритмическими карточками позволяют сделать работу по

развитию

чувства

ритма

эффективной,

а

сочетание

«звучащих

жестов»,

ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и

развитию координации, ощущению единого темпа.



В раздел образования