Автор: Капусняк Александра Александровна
Должность: студентка iii курса
Учебное заведение: ГБОУ ВО СГПИ
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкально-ритмические движения и игры на уроках музыки в начальной школе
Раздел: среднее образование
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жизнь
в
эпоху
научно-технического
прогресса
становится
всё
разнообразнее
и
сложнее.
И
она
требует
от
человека
не
шаблонных,
привычных
действий,
а
подвижности,
гибкости
мышления,
быстрой
ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению
больших и малых проблем. Давно известно, что ребёнок, овладев основными
мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно
адаптируется в школе и в жизни.
Одним из видов детского творчества психологи считают музыкальное.
Музыкальное
детское
творчество
–
это
синтетическая
деятельность,
проявляющаяся
в
разных
видах:
игра
на
музыкальных
инструментах,
ритмика, пение.
Музыкальное
творчество
является
обязательным
элементом
гармоничного
развития
личности
ребёнка,
которое
невозможно
без
постижения гармонии и звуков, ритмов. Поэтому воспитание музыкальной
культуры детей, развитие у них музыкальных способностей, является одной
из важных задач музыкального образования в начальной школе.
Музыкальные
способности
объединяются
в
понятие
музыкальность,
основой
которой
являются
ладовое
чувство,
музыкально-слуховые
представления, чувство ритма. Восприятие ритмической основы вызывает у
детей
наибольшее
затруднение.
Поэтому,
именно
формированию
чувства
ритма, приходится уделять особое внимание.
В детской психологии и методике развития речи детей хорошо известна
роль ритмических способностей. Как известно, у двух полушарий нашего
мозга
разные
функции.
Левое
–
«отвечает»
за
логическую,
правое
–
за
интуитивную
и
эстетическую
деятельность.
Ритм
помогает
объединить
работу
двух
полушарий.
Кроме
того,
области
коры
головного
мозга,
отвечающие за общие движения и за речевую деятельность, находятся в
непосредственной близи. Поэтому, работая над ритмическими движениями,
мы развиваем и речь ребёнка. Развитое чувство ритма помогает хорошо
двигаться
под
музыку,
координировать
движения
своего
тела
и
даже
правильно, ровно дышать.
Музыкально-ритмические
движения
выполняют
релаксационную
функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные
перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу,
снимает нервное напряжение.
Кроме того, проблема целенаправленности формирования музыкальной
культуры
школьников,
а
именно,
развитие
чувства
ритма
изучена
недостаточно
полно.
Не
все
современные
образовательные
программы
нацелены на создание ритмически организованной среды, чувство ритма как
качество личности не рассматривается в программах, и не ставятся задачи по
его развитию. Однако необходимо отметить, что практически в рамках всех
программ можно осуществлять организацию работы по развитию чувства
ритма,
а
на
уроках
музыки
имеются
потенциальные
возможности
по
осуществлению работы данном направлении.
Работа по развитию чувства ритма будет осуществляться эффективнее,
если создать оптимальные условия для такой работы, а именно:
проводить работу по развитию ритмического слуха целенаправленно и
в системе;
подобрать материал для работы в соответствии с возрастными
и
индивидуальными особенностями детей;
организовать работу по развитию ритмического слуха не только на
уроках музыки, но во внеклассной и внеурочной работе;
определить систему мероприятий по развитию ритмического слуха в
воспитательно-образовательном процессе.
Проблемой развития ритма занимались такие педагоги как Карл Орф,
Эмиль
Жак-Далькроз,
Н.А.
Ветлугина,
А.Н.
Зимина,
Т.А.
Боровик.
Т.Э.
Тютюнникова
создала
программу
«Элементарное
музицирование
с
дошкольниками. Прежде чем определить методы, приёмы, формы работы с
детьми,
проводятся
диагностические
исследования
(диагностика
А.К.
Тарасовой),
целью
которых
является
выявление
первоначального
уровня
развития
чувства
ритма
детьми
первого
класса.
Для
выявления
данного
уровня развития чувства ритма были предложены три задания:
1.
показать
музыкально-ритмические
движения
под
музыку
различного характера;
2.
показать
музыкально-ритмические
движения
соответствующие
ритму музыки;
3.
прохлопать ритмический рисунок определённого музыкального
фрагмента.
Основные затруднения, возникающие у детей:
- неуверенность, робость при выполнении задания;
-движения
примитивны,
не
выразительны,
не
ритмичны,
не
разнообразны;
- многие дети просто повторяют движения других детей;
-много
ритмических
неточностей,
но
дети
их
таковыми
не
воспринимали, считая, что выполнят верно.
На контрольном занятии в конце учебного года детям предлагаются те
же
задания,
но
используется
уже
другой
музыкальный
материал.
При
выполнении
задания
у
детей
отмечается
разнообразие
движений,
соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности,
желание
им
заниматься,
движения
детей
становятся
выразительными
и
четкими, а ритмических ошибок становится значительно меньше.
Особо важную роль играют музыкально-дидактические игры, помогая
развить
в
детях
определённые
умения
и
навыки,
музыкально-сенсорные
способности.
Знакомя
детей
с
длительностями,
объясняется,
что
есть
длинные звуки (называем их «ТА») и короткие («ТИ-ТИ»). На начальном
этапе
длительности
нот
обозначаем
большими
и
маленькими
божьими
коровками, зайчатами, снеговиками, овощами и т.п.
Дети это быстро понимают и точно воспроизводят простые ритмические
рисунки,
проговаривая
ритмослоги
«ТА»
и
«ТИ-ТИ».
Постепенно
ритмический рисунок усложняется.
Затем
знакомят
детей
с
паузой.
Показывают
паузу
на
ритмических
карточках
с
овощами
и
животными.
Это
–
пустая
корзинка
или
сачок.
Предварительно можно договариться с детьми, что на паузу надо развести
руки в стороны и произнести слог «СЕ».
Перед
разучиванием
или
исполнением
песен
можно
использовать
речевые
упражнения
–
ритмическую
декламацию
стихов,
потешек,
прозаического
текста.
Ритмической
основой
в
упражнении
может
быть
естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от
педагогических
целей.
Особенно
детям
нравится
по этиче ско е
музицирование.
Использование
таких
упражнений
развивает
речь
и
подготавливает артикуляционный аппарат к дальнейшей работе.
Шла весёлая собака, чики-брики- гав (прохлопать ритм),
А за ней бежали гуси, голову задрав (скользящие движения ладоней в
ритме),
А
за
ними
поросёнок,
чики-брики-хрю
(шлепки
по
передней
части
бёдер).
Чики-брики,
повтори-ка,
что
я
говорю
(прохлопать
ритмический
рисунок).
Продолжая работать с эти игровым текстом, на следующих занятиях,
задачи усложняются. Дети вначале прохлопывают ритм, проговаривают ритм
ритмослогами, а затем выкладывают их на мольберте карточками с божьими
коровками или ёлочками и т.д. Здесь очень важна помощь педагога, который
старается
дать
положительную
оценку
каждому
ребёнку,
тем
самым
поддерживая у них желание участвовать в игре.
Параллельно ведется работу с карточками, где ритм изображён нотами.
Потом можно познакомить ребят с понятием «партитура». Включаются
в
работу
«звучащие
жесты»
-
первые
инструменты
человека.
Эти
«инструменты» всегда с собой. Это лучшее средство метроритмического
воспитания.
Их
использование
привлекает
детей
и
делает
задание
интереснее.
«Звучащие жесты» - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа.
Так называемая игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами,
щелчками,
цоканьем
языка.
Звучащие
жесты
используются,
как
сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании.
Также дети очень любят играть в шумовом оркестре. Использование
шумовых инструментов (ложки, колокольчики, трещотки, бубны, свистульки
и т.д.) вызывает у детей особый восторг.
Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретённые ребёнком
навыки
владения
темпом,
динамикой,
ритмом.
Д ети
у ч ат с я
взаимодействовать
между
собой
и
легко
развивают
чувство
ансамбля.
Творческий процесс игры на детских музыкальных инструментах постепенно
учит детей различать тембровое звучание инструментов.
Важным
этапом
является
подбор
ритмического
аккомпанемента
к
песням.
Это
могут
быть
простейшие
музыкальные
инструменты
или
«звучащие жесты».
Упражнения с ритмическими карточками позволяют сделать работу по
развитию
чувства
ритма
эффективной,
а
сочетание
«звучащих
жестов»,
ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и
развитию координации, ощущению единого темпа.