Автор: Коломиец Елена Дмитриевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа - интернат"
Населённый пункт: село Боград, Боградского района, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающее сопровождение уроков музыки.
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающее сопровождение уроков музыки.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего
воспитание человека».
В.А.Сухомлинский.
Школа – это место, где ученик не только приобретает определённую сумму
знаний, умений и навыков. В задачи школы входит и воспитание
гармонически развитой личности. В сфере образования разворачивается
деятельность по программированию условий и средств формирования,
сохранения и укрепления здоровья учащихся, приобщения их к духовным и
нравственным ценностям общества, формированию культуры поведения,
навыков здорового образа жизни.
Под здоровьесберегающим сопровождением уроков музыки мы понимаем
создание таких условий, форм и методов обучения, которые будут
способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья
учащихся. Учитывая, что музыкальное воспитание – это часть эстетического
воспитания, для нас важно создать условия для формирования духовного
здоровья.
Огромную роль в формировании духовного здоровья человека играет
искусство, в частности – музыка. Любое произведение искусства
воздействует на человека, прежде всего психологически, формируя у него
здоровую психику.
Ещё в давние времена люди заметили, что музыка не только развлекает их,
но и оказывает исцеляющее воздействие как на физическое здоровье
человека, так и на его психику. Гиппократ использовал в своей медицинской
практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как
проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же
внутренний порядок и гармонию, как в космосе.
Такой же точки зрения придерживаются и более современные нам учёные и
педагоги. Так Ян Амос Каменский ввёл музыкальное искусство в число
обязательных школьных предметов. Многие педагоги, создатели
прогрессивных музыкальных методик (Б.Барток, Ш.Сузуки, Д.Кабалевский и
др.), говорили о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от
их природных способностей. Венгерский композитор и педагог Золтан Кодаи
считал, что «без музыки человек не может быть полноценным – он всего
лишь фрагмент». Автор книги «Формирование человека посредством
музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета
преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать
духовный опыт.
По мнению Д. Б. Кабалевского, главной задачей музыкального воспитания в
общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по
себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся,
прежде всего на их нравственность. Все формы занятий со школьниками на
уроке музыки направлены на их духовное развитие. И что очень важно,-
музыка не может проходить мимо детей и подростков, не затрагивая их
чувств и эмоций. Задача учителя – помочь формированию взглядов учащихся
на музыку, как не отделимых от их взглядов на жизнь вообще.
В своей работе я использую программу «Музыка», созданную Д.
Кабалевским. Всем известна фраза: «Прекрасное пробуждает доброе».
Именно она стала негласным девизом этой программы относительно подбора
музыкального материала, как для слушания, так и для пения. Музыкальные
произведения разнообразны по жанрам, формам и содержанию. Это
народная, классическая и современная музыка. И каждый раз, знакомясь с
новым произведением, мы с ребятами приходим к выводу, что ни одно из
произведений не бывает «ни о чём». В музыке мы можем услышать и
«увидеть» то, что нас окружает, что происходит с нами в жизни, что любой
человек испытывает в той или иной ситуации. Поэтому музыка – это то
средство, которое помогает формировать душу ребёнка, воспитывать его
чувства и эмоции.
В воспитании духовного здоровья мы делаем акцент на патриотическое и
эстетическое воспитание и воспитание добрых человеческих чувств.
Уже с самых первых уроков у детей формируется чувство доброты и
сострадания на таких музыкальных примерах, как бел. нар. песня
«Перепёлочка», рус. нар. песня «Дон – дон», песня Л. Бетховена «Сурок» и
др.
Более глубокие чувства сопереживания испытывают ребята –
третьеклассники, слушая предсмертную арию Сусанина из оперы М. Глинки
«Иван Сусанин». Здесь и восхищение его подвигом, и сожаление о том, что
герой оперы погибает.
Особое место на уроках занимает воспитание посредством музыки чувства
патриотизма на примерах героев музыкальных произведений и жизни самих
композиторов.
Знакомя учащихся с творчеством русского композитора С. Рахманинова, я
рассказываю им о том, что в 1917 году в расцвете творческих сил он навсегда
покинул Россию. Но тоска по Родине жила с ним до конца его дней. В
течение десяти лет С. Рахманинов не создал ни одного музыкального
произведения.
На протяжении всех лет обучения музыке на уроках несколько раз мы
обращаемся к творчеству Ф. Шопена. И это ещё один пример большого
патриота. На одном из уроков в четвёртом классе, рассказывая о судьбе и
творчестве польского композитора и пианиста, я зачитываю учащимся
фрагмент из его письма, которое он послал с чужой земли, где вынужден был
прожить долгие годы:
«Милая моя, далёкая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я
должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?»
Я задаю детям вопрос:
- К кому могут быть обращены эти слова композитора?
После ответов учащихся я дочитываю письмо до конца:
«Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие
мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь
ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так
хочется, что бы этот сон никогда не кончался…».
- О каких чувствах пишет композитор в письме?
- О горячей любви к Родине! – отвечают дети.
В программу по музыке включён музыкальный материал, связанный со
страницами Русской истории. На примере этих произведений в учащихся
воспитывается чувство любви к истории Родины и стремление
самостоятельно её изучать. Это такие произведения как опера М. Глинки
«Иван Сусанин», кантата С. Прокофьева «Александр Невский», его же опера
«Война и мир», симфонии № 7 «Ленинградская» и № 11 «1905 год» Д.
Шостаковича, опера М. Мусоргского «Борис Годунов».
И самое главное – музыка пробуждает в детях чувство прекрасного. На
уроках звучит много музыки, передающей все тонкости человеческой души,
которые ребята учатся пропускать через своё сердце. В этом помогает связь
музыки с другими видами искусств – литературы, изобразительным
искусством. В результате использования этих связей достигается больший
эффект в развитии детских эмоций. Особенно ценны в данном случае
произведения, в которых воспевается красота родной природы и
человеческих чувств.
К таким произведениям относится опера Н. Римского-Корсакова
«Снегурочка». С этой оперой учащиеся знакомятся в шестом классе. Опера
«Снегурочка» была самой любимой оперой композитора. Эта любовь слышна
в необычайно лирических её мелодиях. Эту любовь к героям чувствуют и
дети.
Их трогает история, рассказанная писателем А. Островским и композитором
Н. Римским-Корсаковым, они переживают за судьбу главной героини и с
особенным трепетом слушают сцену таянья Снегурочки.
Музыкальный образ Снегурочки мы сравниваем с художественным образом
с картины В. Васнецова.
В обобщении я задаю вопрос:
- Чему учит эта сказка?
И дети дают следующие ответы: «быть добрым, верным», «ценить любовь и
дружбу», «бережно относиться к человеческим чувствам», «любить природу,
так как человек является её частью».
«Музыка лёгкая и серьёзная» - одна из ключевых тем уроков музыки в 8
классе. На одном из уроков ученики слушают песню И.Лученка «Хатынь».
Не зная истории этой песни, ребята понимают, что она относится к
серьёзному жанру и в ней поётся о чём-то страшном, т.к. музыка звучит
тревожно и напряжённо. Но после я рассказываю им о тех трагических
событиях, о судьбе деревни Хатынь, показываю им фотографии, и повторное
прослушивание вызывает в детях более яркие эмоции. А когда я говорю им,
что сама была в Белоруссии и видела этот мемориальный комплекс, то часто
ребята задают вопрос:
- А там страшно?
И тогда понимаешь – ни музыка, ни рассказ учителя не прошли мимо души
ребёнка.
Особое значение уроки музыки в плане воспитания чувств, приобретают в
восьмом классе. Именно к восьмому классу заметны результаты работы,
проведённой в предшествующие годы, когда учащиеся могут музыку не
только чувствовать, но и более точно выразить свои мысли и отношение к
ней. Особенно ценно это бывает тогда, когда темой урока является
современная музыка (рок, джаз, авторская песня и т. д.). Из огромного
количества современной музыки они учатся выбирать лучшую, стараясь её
«почувствовать». Часто учащиеся самостоятельно находят дополнительные
сведения о том или ином музыкальном жанре (опера, мюзикл, оперетта, рок-
опера), о современных музыкальных направлениях (авангардная, рок и поп
музыка, джаз), о музыкантах 20в. (Л.Армстронг, Э.Пиаф, группе «Биттлз»,
французских шансонье, российских бардах и т.д.). Их интерес к лучшим
образцам мировой музыки есть результат воспитания у учащихся духовно-
нравственных ценностей.
Некоторые учащиеся занимаются музыкой дополнительно. 15 учеников
1класса посещают занятия клуба детской песни. 9 учащихся 4 класса поют в
вокальном ансамбле школы. 13 учеников нашей школы посещают
учреждения дополнительного образования, связанных с музыкой. В этом я
вижу от части и результат нашей работы.
Любой музыкальный образ можно назвать жизнью, отражённой в музыке,
жизнью, о которой рассказал в своём произведении композитор.
Музыкальное воспитание очень важно для развития общих психических
свойств, для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости,
нравственно – эстетических потребностей, идеалов,
т. е. для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.