Автор: Белькович Екатерина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №40
Населённый пункт: РБ город Салават
Наименование материала: статья
Тема: Детская игра как феномен человеческой культуры и воспитания
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Детская игра как феномен человеческой
культуры и воспитания»
Игра – воспроизведение поведения или его элементов, просто потому
что это приятно и интересно. Это одна из форм обучения, когда в процессе
игры дети (и взрослые) получают те знания и совершенствуют те умения и
навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни.
Игра принадлежит к одному из самых привлекательных видов
деятельности. Она позволяет совместить приятное с полезным, расширить
кругозор, закрепить и углубить свои знания, развивать память и другие
индивидуальные способности. Возникнув еще в глубокой древности, игра
развивалась и вбирала в себя многообразные явления действительности.
Безусловна, игра является основой всей человеческой культуры,
поскольку,
как
далеко
мы
не
заглянем
в
историю
человечества,
мы
обязательно столкнемся с тем или иным ее проявлением. Игру представить
может любой, даже если в языке нет такого понятия. Все серьезное можно
отрицать, но не игру.
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и
вершина.
Безусловно,
культуру
нельзя
сводить
к
игре
и
наоборот,
ибо
внутри
культуры
возникают
принципиальные
различия
между
нерациональной,
игровой
и
неигровой,
рациональной
деятельностью,
прежде всего между трудом и игрой. С самых ранних начал цивилизации
игра
стала
контрольным
мерилом
проявления
всех
важнейших
черт
личности.
Ни
в
одном
из
видов
своей
деятельности
человек
не
д е м о н с т р и р у е т
т а к о г о
с а м о з а б в е н и я ,
о б н а ж е н и я
с в о и х
психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.
Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет
богатство человеческой личности.
Словарь Даля даёт нам следующий ряд определений слова "играть":
"Играть (игрывать) - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить
время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; издавать и
извлекать музыкальные звуки; представлять, что, изображать на театре;
мелькать, шевелиться туда-сюда. Имгры (мн. игрища) - народные сборища,
сходбища для забавы, увеселенья; скачки, ратоборства; представленья
разного рода, для потехи. Игрище, всякое представленье, лицедейство в
театре, в балагане и пр." Все эти определения объединяет общий характер
легкости, естественности и свободы. Игра как особый культурно-
исторический феномен сопровождает человеческое общество на всем пути
его становления и развития, с древнейших времен и до наших дней, являясь
важной частью жизни, как отдельного человека, так и человечества.
Таким образом, состояние игры можно считать максимально
естественным и простым состоянием человека. При этом игра является
наиболее простым и близким человеку способом познания окружающей
действительности, овладения различными знаниями, умениями, навыками.
Игра может выполнять широкий ряд педагогических задач. Для этого игру
необходимо рационально простроить, организовать и применить её в
процессе обучения и воспитания. Для этого требуется более тщательное и
детальное её изучение.
Ни в одну эпоху, ни в одной цивилизации роль игры не ограничивалась
лишь забавой, приятным времяпрепровождением. Ее роль всегда была
значительно шире и сложнее. Игра отражала сложные психологические
потребности в познании окружающего мира, в его понимании, умении
предвидеть ситуации, ими управлять. Игра – сложная, творческая
продуктивная деятельность человека, направленная на моделирование
сложных жизненных ситуаций, их «прорабатывание», поиск «алгоритмов
действия».
Роль игры в социализации детей, в их психическом и психологическом
развитии, показана в работах Л.С. Выготского, его культурно-исторической
концепции развития человечества, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Р.
Поппера, К. Леви-Стросса, М. Мид, других видных ученых. Вопросами роли
игры в развитии человеческого общества, как мы отметили, занимались
представители самых разных культурологических направлений, от
классиков философии до представителей модернистских и
постмодернистских течений.
В трудах русских психологов и историков культуры 20 века, большое
внимание уделяется детской игре как полифункциональному явлению и
игровой природе культурных феноменов. В 20 – 30-е годы Л. С. Выготский,
один из родоначальников советской психологической школы, первым
подошел к детской игре как особому виду деятельности, эффективному
способу включения ребенка в мир взрослого человека. Проанализировав
ролевые игры детей дошкольного возраста, он связал развитие игры с
развитием сознания.
Игра - уникальнейшее явление человеческого бытия. Способность
играть, одна из отличительных характеристик живого организма. Однако
только человек посвящает игре большую часть своей жизни. Игра обладает
магически-завораживающим действием, позволяет уйти от
повседневности.
Слово "игра" имеет много значений, входит в самые разные
словосочетания: детская игра, актерская игра, политическая игра, игра
пианиста, игра воображения и прочее.
С точки зрения философии, игра — это есть вся человеческая жизнь:
человек родится с ощущением своей собственной смерти, но старается не
думать об этом - играет в жизнь. С другой стороны, - в игре в жизнь есть
игра, "Весь мир - театр, и люди в нем - актеры", - писал В. Шекспир. И
действительно, ежедневно каждый человек играет в театре жизни, причем
разные роли: то он подчиненный, то начальник, то пассажир, то покупатель,
то он сын, то - отец... Однако если говорить, что жизнь — это игра, а игра -
это жизнь, то тогда весь культурный дискурс - это игра. Границы игры при
такой постановке вопроса исчезают, и она теряет всякий смысл. Поэтому мы
рассмотрим игру в узком значении, игру как таковую, как особый вид
человеческой деятельности, а точнее - игровую деятельность, которая
наблюдается у людей на протяжении всей истории человечества. Так что же
есть игра?..
Следующий смысл в понятие игра, вкладывает Л.С. Выготский. По его
мнению, «игра - эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные
отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной
деятельности".
По-своему игру рассматривает известный психолог А.Н. Леонтьев,
который считает, что игра — это "школа морали в действии". Соглашаясь с
точкой зрения А.Н. Леонтьева только через игру и ее эмоциональное
сопереживание, через постановку себя на место другого можно научить
ребенка действовать и поступать в соответствии с нравственными
требованиями, по заповедям милосердия.
В свою очередь, интересное определение игры находим у педагога А.В,
Запорожца. В соответствии с его определением игра — это "ведущая
деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие
интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное
"воспитание чувств" к другим людям, взрослым и сверстникам".
Таким образом, анализируя и обобщая все приведенные выше
определения, мы можем сказать, что игра - современное средство
диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, а
также - превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков,
отставания в развитии.
Детство без игры и вне игры ненормально. Для детей игра — это
высшее проявление мифичности, это - продолжение жизни, где фантазия
является гранью правды. Таким образом, лишение ребенка игры было бы
нарушением принципа природосообразности в обучении.
Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой
заключается не в ее результате, а в самом процессе.
Игра для ребенка выполняет многообразные функции, среди
которых:
социализация,
обучение
общению,
воспитание,
отдых,
удовольствие,
компенсация.
В
игре
складывается
способность
ребенка
управлять своим поведением. Он не выполняет ту деятельность, которая
обыденна для взрослого, но переживает в процессе ее имитации приятные
ощущения
человека,
владеющего
ситуацией.
Ребенок
не
способен
осуществлять то, что делает взрослый, но в игре он похож на него в мире,
отличном от действительности, но позволяющем реализовать те эмоции,
которые пока еще нельзя прочувствовать в реальности из-за незрелости
физической и психологической, отсутствия умения, навыков, знаний.
В игре ребенок может быть свободным и всемогущим, независимым
и
самостоятельным.
В
ней
он
развивается
физически,
эмоционально,
интеллектуально и эстетически.
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и
узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит,
но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам. По приказу
играть нельзя, только добровольно.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и непреложна.
Нельзя нарушать правила и быть в ней. Это качество очень ценно сейчас в
нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Участие в ней формирует стремление к совершенству. Игра имеет
тенденцию
становиться
прекрасной.
Хотя
в
игре
существует
элемент
неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Перед воспитателем всегда стоит задача найти новые неизведанные
пути,
которые
максимально
соответствуют
конкретным
условиям
воспитания,
позволяют
быстрее
и
с
меньшими
усилиями
добиваться
намеченного результата.
Одна из главных сфер воспитания детей до школы – игра, поэтому
при
разработке
проблем
общественного
дошкольного
воспитания,
естественно к ряду главных относятся воспитательные возможности игры.
Учитывая
эти
возможности,
следует
рассматривать
игру
как
метод
воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач
по отношению к детям дошкольного возраста.
Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В
зависимости
оттого,
насколько
изучены
закономерности
игровой
деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать их для
педагогических целей, как форму, содержание или метод работы с детьми.
Игра как уникальный феномен культуры обладает такими
характеристиками, как свобода и свободный выбор, творческих характер
деятельности, эстетичность, символическое преобразование окружающего
мира, наличие определенного времени и пространства ее развертывания,
правил. Игра одновременно эмоционально насыщена, свободна, но при
этом рационализирована и подчиняется строгому правил. Именно игрой
создается поле воображения и фантазии.
В целом игра – это необходимое стержневое качество человеческого
бытия.
Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней
противоречиями,
чувствами,
переживаниями,
поступками,
в
общем,
с
проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть
подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно мы получаем
большие возможности в воспитании детей.
Статью подготовил:
воспитатель МАДОУ № 40
города Салават РБ
Белькович Екатерина Витальевна