Напоминание

Детская игра как феномен человеческой культуры и воспитания


Автор: Белькович Екатерина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №40
Населённый пункт: РБ город Салават
Наименование материала: статья
Тема: Детская игра как феномен человеческой культуры и воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Детская игра как феномен человеческой

культуры и воспитания»

Игра – воспроизведение поведения или его элементов, просто потому

что это приятно и интересно. Это одна из форм обучения, когда в процессе

игры дети (и взрослые) получают те знания и совершенствуют те умения и

навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни.

Игра принадлежит к одному из самых привлекательных видов

деятельности. Она позволяет совместить приятное с полезным, расширить

кругозор, закрепить и углубить свои знания, развивать память и другие

индивидуальные способности. Возникнув еще в глубокой древности, игра

развивалась и вбирала в себя многообразные явления действительности.

Безусловна, игра является основой всей человеческой культуры,

поскольку,

как

далеко

мы

не

заглянем

в

историю

человечества,

мы

обязательно столкнемся с тем или иным ее проявлением. Игру представить

может любой, даже если в языке нет такого понятия. Все серьезное можно

отрицать, но не игру.

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и

вершина.

Безусловно,

культуру

нельзя

сводить

к

игре

и

наоборот,

ибо

внутри

культуры

возникают

принципиальные

различия

между

нерациональной,

игровой

и

неигровой,

рациональной

деятельностью,

прежде всего между трудом и игрой. С самых ранних начал цивилизации

игра

стала

контрольным

мерилом

проявления

всех

важнейших

черт

личности.

Ни

в

одном

из

видов

своей

деятельности

человек

не

д е м о н с т р и р у е т

т а к о г о

с а м о з а б в е н и я ,

о б н а ж е н и я

с в о и х

психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.

Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет

богатство человеческой личности.

Словарь Даля даёт нам следующий ряд определений слова "играть":

"Играть (игрывать) - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить

время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; издавать и

извлекать музыкальные звуки; представлять, что, изображать на театре;

мелькать, шевелиться туда-сюда. Имгры (мн. игрища) - народные сборища,

сходбища для забавы, увеселенья; скачки, ратоборства; представленья

разного рода, для потехи. Игрище, всякое представленье, лицедейство в

театре, в балагане и пр." Все эти определения объединяет общий характер

легкости, естественности и свободы. Игра как особый культурно-

исторический феномен сопровождает человеческое общество на всем пути

его становления и развития, с древнейших времен и до наших дней, являясь

важной частью жизни, как отдельного человека, так и человечества.

Таким образом, состояние игры можно считать максимально

естественным и простым состоянием человека. При этом игра является

наиболее простым и близким человеку способом познания окружающей

действительности, овладения различными знаниями, умениями, навыками.

Игра может выполнять широкий ряд педагогических задач. Для этого игру

необходимо рационально простроить, организовать и применить её в

процессе обучения и воспитания. Для этого требуется более тщательное и

детальное её изучение.

Ни в одну эпоху, ни в одной цивилизации роль игры не ограничивалась

лишь забавой, приятным времяпрепровождением. Ее роль всегда была

значительно шире и сложнее. Игра отражала сложные психологические

потребности в познании окружающего мира, в его понимании, умении

предвидеть ситуации, ими управлять. Игра – сложная, творческая

продуктивная деятельность человека, направленная на моделирование

сложных жизненных ситуаций, их «прорабатывание», поиск «алгоритмов

действия».

Роль игры в социализации детей, в их психическом и психологическом

развитии, показана в работах Л.С. Выготского, его культурно-исторической

концепции развития человечества, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Р.

Поппера, К. Леви-Стросса, М. Мид, других видных ученых. Вопросами роли

игры в развитии человеческого общества, как мы отметили, занимались

представители самых разных культурологических направлений, от

классиков философии до представителей модернистских и

постмодернистских течений.

В трудах русских психологов и историков культуры 20 века, большое

внимание уделяется детской игре как полифункциональному явлению и

игровой природе культурных феноменов. В 20 – 30-е годы Л. С. Выготский,

один из родоначальников советской психологической школы, первым

подошел к детской игре как особому виду деятельности, эффективному

способу включения ребенка в мир взрослого человека. Проанализировав

ролевые игры детей дошкольного возраста, он связал развитие игры с

развитием сознания.

Игра - уникальнейшее явление человеческого бытия. Способность

играть, одна из отличительных характеристик живого организма. Однако

только человек посвящает игре большую часть своей жизни. Игра обладает

магически-завораживающим действием, позволяет уйти от

повседневности.

Слово "игра" имеет много значений, входит в самые разные

словосочетания: детская игра, актерская игра, политическая игра, игра

пианиста, игра воображения и прочее.

С точки зрения философии, игра — это есть вся человеческая жизнь:

человек родится с ощущением своей собственной смерти, но старается не

думать об этом - играет в жизнь. С другой стороны, - в игре в жизнь есть

игра, "Весь мир - театр, и люди в нем - актеры", - писал В. Шекспир. И

действительно, ежедневно каждый человек играет в театре жизни, причем

разные роли: то он подчиненный, то начальник, то пассажир, то покупатель,

то он сын, то - отец... Однако если говорить, что жизнь — это игра, а игра -

это жизнь, то тогда весь культурный дискурс - это игра. Границы игры при

такой постановке вопроса исчезают, и она теряет всякий смысл. Поэтому мы

рассмотрим игру в узком значении, игру как таковую, как особый вид

человеческой деятельности, а точнее - игровую деятельность, которая

наблюдается у людей на протяжении всей истории человечества. Так что же

есть игра?..

Следующий смысл в понятие игра, вкладывает Л.С. Выготский. По его

мнению, «игра - эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные

отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной

деятельности".

По-своему игру рассматривает известный психолог А.Н. Леонтьев,

который считает, что игра — это "школа морали в действии". Соглашаясь с

точкой зрения А.Н. Леонтьева только через игру и ее эмоциональное

сопереживание, через постановку себя на место другого можно научить

ребенка действовать и поступать в соответствии с нравственными

требованиями, по заповедям милосердия.

В свою очередь, интересное определение игры находим у педагога А.В,

Запорожца. В соответствии с его определением игра — это "ведущая

деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие

интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное

"воспитание чувств" к другим людям, взрослым и сверстникам".

Таким образом, анализируя и обобщая все приведенные выше

определения, мы можем сказать, что игра - современное средство

диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, а

также - превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков,

отставания в развитии.

Детство без игры и вне игры ненормально. Для детей игра — это

высшее проявление мифичности, это - продолжение жизни, где фантазия

является гранью правды. Таким образом, лишение ребенка игры было бы

нарушением принципа природосообразности в обучении.

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой

заключается не в ее результате, а в самом процессе.

Игра для ребенка выполняет многообразные функции, среди

которых:

социализация,

обучение

общению,

воспитание,

отдых,

удовольствие,

компенсация.

В

игре

складывается

способность

ребенка

управлять своим поведением. Он не выполняет ту деятельность, которая

обыденна для взрослого, но переживает в процессе ее имитации приятные

ощущения

человека,

владеющего

ситуацией.

Ребенок

не

способен

осуществлять то, что делает взрослый, но в игре он похож на него в мире,

отличном от действительности, но позволяющем реализовать те эмоции,

которые пока еще нельзя прочувствовать в реальности из-за незрелости

физической и психологической, отсутствия умения, навыков, знаний.

В игре ребенок может быть свободным и всемогущим, независимым

и

самостоятельным.

В

ней

он

развивается

физически,

эмоционально,

интеллектуально и эстетически.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и

узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит,

но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам. По приказу

играть нельзя, только добровольно.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и непреложна.

Нельзя нарушать правила и быть в ней. Это качество очень ценно сейчас в

нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Участие в ней формирует стремление к совершенству. Игра имеет

тенденцию

становиться

прекрасной.

Хотя

в

игре

существует

элемент

неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Перед воспитателем всегда стоит задача найти новые неизведанные

пути,

которые

максимально

соответствуют

конкретным

условиям

воспитания,

позволяют

быстрее

и

с

меньшими

усилиями

добиваться

намеченного результата.

Одна из главных сфер воспитания детей до школы – игра, поэтому

при

разработке

проблем

общественного

дошкольного

воспитания,

естественно к ряду главных относятся воспитательные возможности игры.

Учитывая

эти

возможности,

следует

рассматривать

игру

как

метод

воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач

по отношению к детям дошкольного возраста.

Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В

зависимости

оттого,

насколько

изучены

закономерности

игровой

деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать их для

педагогических целей, как форму, содержание или метод работы с детьми.

Игра как уникальный феномен культуры обладает такими

характеристиками, как свобода и свободный выбор, творческих характер

деятельности, эстетичность, символическое преобразование окружающего

мира, наличие определенного времени и пространства ее развертывания,

правил. Игра одновременно эмоционально насыщена, свободна, но при

этом рационализирована и подчиняется строгому правил. Именно игрой

создается поле воображения и фантазии.

В целом игра – это необходимое стержневое качество человеческого

бытия.

Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней

противоречиями,

чувствами,

переживаниями,

поступками,

в

общем,

с

проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть

подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно мы получаем

большие возможности в воспитании детей.

Статью подготовил:

воспитатель МАДОУ № 40

города Салават РБ

Белькович Екатерина Витальевна



В раздел образования