Автор: Юн Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО "ДМШ №1" МОГО "Ухта"
Населённый пункт: город Ухта Республика Коми
Наименование материала: конспект урока вклассе скрипки
Тема: "Работа над переходами в III позицию на скрипке"
Раздел: дополнительное образование
МУ ДО «ДМШ №1» МОГО «Ухта»
Конспект урока в классе скрипки
«Работа над переходами в III позицию на скрипке»
с учащейся 4 класса Азиз Ксенией
преподаватель
Юн Ольга Валентиновна
.
2019 г.
Конспект урока в классе скрипки
преподавателя МУ ДО «ДМШ №1» МОГО «Ухта»
Юн Ольги Валентиновны
с учащейся 4 класса Азиз Ксенией
Тема урока: «Работа над переходами в III позицию на скрипке»
Цель урока : Освоение и закрепление навыков переходов III позицию на
скрипке.
Вид урока: Индивидуальное занятие в классе скрипки.
Форма урока
:
Урок проходит в форме тематической беседы и работы над
овладением техники переходов в позиции.
Задачи урока:
Обучающие: Выработка целесообразных (свободных и плавных) движений
при смене позиций. Отработка разных видов переходов в III позицию и
способов их исполнения, добиваясь чистоты интонации, мышечной свободы.
Практическое применение полученных навыков.
Развивающие:
Развитие
самоконтроля
и
самоанализа
при
закреплении
важных
игровых
навыков
в
переходах
в
III
позицию.
Развитие
индивидуальных способностей учащегося таких, как – зрительная, слуховая,
мышечная память, наблюдательность, самостоятельность мышления, а также
умения усваивать знания-навыки, трудолюбия, целеустремленности.
Воспитательные: Воспитание индивидуальных качеств личности учащегося:
ответственность,
аккуратность,
интереса
к
детальной
работе
над
инструктивным материалом. Воспитание активного внимания, как на уроке,
так и в самостоятельной работе. Воспитание интонационной устойчивости.
Используемые методы:
Практический - игра на инструменте.
Словесный - постоянное общение в ходе работы на уроке.
Сравнение - активный слуховой контроль в процессе исполнения
.
Наглядный
-
показ
педагога
изучаемого
материала
с
пояснением
и
словесной инструкцией
Метод
упражнений
-
игра
упражнений,
способствующих
правильному
свободному скольжению левой руки по грифу скрипки.
Исследовательский -
знакомство
с
различными
видами
переходов
и
способами их осуществления.
Метод повтора материала для закрепления знаний.
Средства
обучения:
Скрипка,
смычок,
канифоль,
фортепиано,
нотный
материал (сборники упражнений, этюдов), пюпитр
.
Содержание (ход урока)
I.
Вступительная
часть.
Организация
урока
(настройка
инструмента,
подготовка
нотного
материала).
Подготовка
игрового
аппарата
учащейся
(подготовительные упражнения, исполнение гамм в III позиции).
II. Основная часть. Работа над переходами в III позиции. Освоение основных
видов
переходов
в
III
позицию
на
несложных
песенках.
Закрепление
выработанных навыков, исполнение пьес.
III. Вывод. Подведение итогов.
Продолжительность занятия 40 минут.
Пояснительная записка
Позицией называется положение левой руки (и пальцев) в определенном
месте грифа. Принято различать позиции в зависимости от положения на
грифе первого пальца левой руки. Перемещение руки от одной позиции к
другой
называется
сменой
позиции
или
переходом.
В
основе
техники
переходов в позиции лежит координация между вертикальным движением
падения и подъема пальцев, и горизонтальным движением перемещения руки
вдоль грифа на играющем пальце.
Позицию
можно
считать
усвоенной,
когда
чтение
нот
не
представляет
затруднений и не страдают при этом ритм, интонация, качество звучания,
выразительность исполнения. При изучении, например, второй или третьей
позиции
полезно
использовать
материал,
ранее
пройденный
в
первой
позиции.
Переходы
из
одной
позиции
в
другую
являются
одним
из
действенных средств выразительности. Можно заниматься упражнениями в
переходах
различными
пальцами,
однако
не
следует
сводить
их
лишь
к
технической работе. Необходимо разумно использовать эти упражнения для
овладения
переходами
как
средством
выразительности.
Овладение
этим
средством выразительности органично связано с развитием художественного
вкуса
и
внутреннего
слуха,
определяющих
в
конечном
счете
характер
перехода
в
каждом
данном
случае,
а
также
с
достижением
свободных,
эластичных движений, без которых невозможно осуществить музыкальный
замысел.
Ход урока:
Этапы урока
Примечание
I.
О р г а н и з а ц и я
у р о к а .
Н а с т р о й к а
инструмента,
подготовка
нотного
материала.
Подготовка игрового аппарата (разыгрывание)
– игра смычком по открытым струнам разными
частями смычка;
настройка слуха и пальцев
левой руки – исполнение однооктавных гамм
на разных струнах в III позиции.
Во время игры на открытых струнах ученица
ощущает
свободное
движение
смычка,
добивается плотного чистого звучания каждой
струны.
При
игре
гамм
в
III
позиции
ученица
показывает
знание
нот
и
аппликатуры
в
III позиции
Затем
следует
переходить
к
подготовительному упражнению
для
смены
позиций. Упражнение («Лифт») способствует
устойчивому держанию скрипки на ключице и
не даёт возможности зажимать крепко шейку
скрипки
большим
и
указательным
пальцами
левой
руки,
а
также
приучает
локтевой
и
плечевой суставы к той работе, которая будет
необходима при смене позиций. Во время этого
упражнения смычком нужно играть длинную
ноту, а левую руку плавно перемещать вдоль
шейки скрипки. Можно сначала выполнять это
упражнение без смычка, только левой рукой. А
потом
–
со
смычком.
Необходимо,
чтобы
ребёнок уяснил, что в процессе смены позиций
принимает участие вся рука в целом.
Ученица выполняет упражнение «Лифт»,
следит за свободным перемещением левой руки
вдоль грифа, плавно скользя свей рукой. По
методическому
указанию
педагога
ученица
следит,
чтобы
большой
палец
двигался
«в
одной упряжке» с другими пальцами и со всей
кистью.
Упражнение
выполняется
сначала
только левой рукой, а затем – и со смычком.
Для наработки навыка упражнение повторяется
несколько раз.
II. Основная часть. После усвоения плавного
движения руки вдоль грифа, можно переходить
к
о с в о е н и ю 1-го
вида
перехода:
через
открытую
струну.
Играем
интервал
ч.4
от
струны Ля, попадая на ноту Ре попеременно то
3-м пальцем (I позиция), то 1-м пальцем (III
позиция), добиваясь чистого интонирования и
плавных движений.
Ученица, выполняя это задание, под контролем
педагога следит за плавностью движения левой
руки вдоль грифа; за сохранением группировки
пальцев этой руки; за точным попаданием на
звучание ноты Ре то 3-им пальцем (I позиция),
то
1-м
пальцем
(III
позиция).
Упражнение
повторяется
многократно,
с
внимательным
контролем за чистотой интонации.
Для
закрепления
навыка
переходим
к
освоению небольшой пьесы - «Этюд-марш» из
«Скрипичной
азбуки»
(ч.2)
Л.
Гуревич,
Н.
Зиминой.
Ученица старательно разбирает текст, точно
определяет переходы и правильно применяет
полученные навыки, над которыми ещё
необходимо в дальнейшем много работать.
П е р е х о д и м
к о 2-му
виду
пе р еход ов:
скольжение по струне одного и того же пальца.
Прошу ученицу поставить 1-й палец на струну
Ля. Остальные пальцы свободно приподняты
над
струной.
Ослабляем
напряжение
руки
(особенно
локтя),
палец
легко
скользит
по
грифу и «везёт» за собой всю руку. Дойдя до
нотки Ре в середине грифа останавливаем руку,
прижимаем
палец
;
таким
же
образом
возвращаемся
обратно
в
1-ую
позицию.
Повторяем
упражнение
несколько
р а з .
Добиваемся
чёткого
попадания
1го
пальца
в
нужную ноту.
Выполняя
это
упражнение,
ученица
отрабатывает скольжение сначала 1-м пальцем,
затем - по очереди каждым пальцем на всех
струнах.
Следит,
чтобы
переходы
были
плавными,
чёткими.
Должны
быть
слышны
основные звуки без глиссандо. Одновременно
ученица
слушает
интонационную
точность
основных звуков, исправляя неточные звуки.
Закрепляем
навык
изучением
песенок
«Саночки»
и
«То
взлёт,
то
посадка»
из
«Скрипичной
азбуки»
(ч.2)
Л.
Гуревич,
Н.
Зиминой.
Отработка предыдущих упражнений помогает
ученице успешно исполнить песенки.
После
небольшого
отдыха
(зарядки-
расслабления) переходим к 3 виду переходов: с
нижележащего пальца на вышележащий вверх
и с вышележащего на нижележащий вниз. Эти
виды
переходов
основываются
на
технике
переходов
2-ого
вида,
но
требуют
более
длительного и терпеливого освоения, чёткого
понимания какой палец скользит, и какой палец
опускается
на
струну.
При
этом
ученица
должна предслышать вспомогательный звук. В
самом
начале
изучения
этого
вида
перехода
можно
использовать
вспомогательные
звуки.
Для облегчения понимания процесса переходов
используем
упражнение
из
«беседы
9»
(С.
Шальман
«Я
буду
с к р и п ач ом » с т р . 3 2 ) .
При
исполнении
перехода
в
восходящем
направлении
следует
осуществлять
подмену
одного пальца другим во время скольжения при
достижении
скользящим
пальцем
нужной
позиции. В нисходящем направлении скользит
палец исходной позиции, а палец последующей
позиции
четко
падает
на
свое
место.
Связь
позиций осуществляется скольжением пальца,
берущего последнюю ноту в исходной позиции,
и четким падением того пальца, на котором
заканчивается переход.
Ученица
с
пониманием
в ы п ол н я е т
упражнение, чётко фиксирует вспомогательную
ноту
каждого
перехода,
следит
за
плавным
движением
пальцев
во
время
переходов.
По
р е ко м е н д а ц и и
п е д а г о г а
п о п р а в л я е т
интонационно
неточные
звуки.,
которые
неизбежны в процессе обучения.
Отрабатываем
этот
вид
переходов
на
н е б о л ь ш о й
п ь е с е
« Ти ш е ,
м ы ш и »
и з
«Скрипичной
азбуки»
(ч.2)
Л.
Гуревич,
Н.
Зиминой.
Ученица
справляется
с
разбором
и
исполнением
песенки.,
точно
исполнив
переходы 3 вида при движении мелодии вверх
и вниз.
III. Вывод. Подведение итогов. В данной
методической разработке показан принцип
подбора упражнений и пьес в ходе работы
над переходами в III позицию и ставятся
конкретные
задачи
для
в ы р а б от к и
о с н о в н ы х
д в и г ат е л ь н ы х
н а в ы ко в .
Правильно
подобранные
упражнения
и
технический материал помогут ребенку не
т о л ь ко
с п р а в и т ь с я
с
в о з н и к ш е й
трудностью,
но
и
позволят
накопить
некоторый опыт, а также поднимут уровень
его
мастерства.
Поэтапное
изучение
деталей с последующим их объединением
усваивается
быстрее
и
легче
за
счет
уменьшения
неизбежных
ошибок
и
неточностей
и
позволяет
осознанно
освоить и наработать правильную технику
исполнения. Ключ к решению технических
проблем лежит в правильных мысленных и
слуховых
установках
учащегося,
которые
должны
сочетаться
с
непрерывным
совершенствованием
его
двигательных
ощущений, навыков и умений.
Ученица анализирует своё исполнение, что
п ол у ч а е т с я ,
а
ч т о
т р е буе т
б о л е е
длительной,
систематической,
детальной
доработки.
Список литературы
1.
Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука. Вторая тетрадь. М.,
«Композитор», 1998.
2.
Шальман С. «Я буду скрипачом». 33 беседы с юным музыкантом.
Советский композитор, 1986.
3.
Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. В. М., «Классика
ХХI»
4.
Очерки по методике обучения игре на скрипке. Вопросы техники левой
руки скрипача. Под ред. М. С. Блока. Музгиз, М., 1960.
5.
Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. Музыка,
1966.