Автор: Кужева Светлана Мухадиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов", г.Надым
Населённый пункт: ЯНАО г. Надым
Наименование материала: мастер класс
Тема: "Игровые технологии на уроках русского для детей с ОВЗ"
Раздел: полное образование
Общая характеристика детей с ОВЗ с ЗПР:
У
данных
обучающихся
при
потенциально
сохраненных
возможностях
интеллектуального
развития,
наблюдается
недостаточное развитие познавательных сфер: мышления, памяти,
внимания,
недостаточность
темпа
и
подвижности
психических
процессов,
повышенная
истощаемость,
несформированность
произвольной
регуляции
деятельности,
эмоциональная
неустойчивость,
для
обеспечения
коррекции
их
психического
развития
и
эмоционально-волевой
сферы,
активизации
познавательной
деятельности,
формирования
навыков
и
умений
учебной деятельности
.
Коррекционная работа.
Рабочая программа по русскому языку включает в себя коррекционную работу,
основанную на психофизических особенностях детей с ОВЗ, характеризующихся
конкретным
типом
восприятия
учебного
материала
(о смысливают
фрагментально,
воспринимают
лишь
часть
материала),
снижением
интеллектуальной деятельности, слабым развитием операции анализа и синтеза,
преобладанием наглядно-образного мышления, замедленным темпом мышления,
низким уровнем работоспособности. Ученики с ОВЗ нуждаются в специальных
образовательных условиях. Специальные образовательные условия включают:
индивидуализацию подхода при обучении;
создание ситуации успеха;
предотвращение
наступления
утомления
чередованием
умственной
и
практической деятельности;
осуществление своевременной обратной связи между учеником и учителем;
приёмы обучения базируются на особенностях обучающихся воспринимать и
воспроизводить
материал
на
репродуктивном
уровне:
алгоритмизация,
выполнение работы по образцу;
активное
использование
методических
приёмов
деятельностного
подхода
к
обучению;
использование нестандартных форм контроля;
система
оценки
знаний,
умений
и
навыков
отражает
и
ситуативный
успех
ученика
с
учётом
степени
мыслительной
деятельности,
интеллектуальной
активности обучающихся;
пересмотр дозировки домашнего задания с учётом особенностей детей с ОВЗ с
ЗПР;
учёт
рекомендаций,
указанных
в
индивидуальных
коррекционно-
образовательных маршрутах (ИКОМ).
Использование
приёмов
коррекционной
педагогики на уроках:
наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы,
шаблоны;
поэтапное формирование умственных действий;
опережающее
консультирование
по
трудным
темам, т.е. пропедевтика;
безусловное
принятие
ребёнка,
игнорирование
некоторых негативных поступков;
обеспечение
ребёнку
успеха
в
доступных
ему
видах деятельности.
Особенности изучения предмета
«Русский язык » для детей с ОВЗ с ЗПР.
Сложность
процесса
обучения
связана
с
характерными
особенностями
учащихся:
снижением наблюдательности, неустойчивостью
произвольного
внимания,
низким
уровнем
самоконтроля и самоорганизации.
При обучении детей с задержкой психического
развития русскому языку ставятся те же задачи,
что и в массовой школе. В V-IX классах изучение
русского языка направлено на формирование у
учащихся грамотного письма, развитие их речи и
мышления,
на
разностороннее
становление
личности.
В связи с особенностями речи, мышления, деятельности детей с ОВЗ и
ЗПР теоретические сведения о морфемном составе слова, о строении
предложения сообщаются и усваиваются учащимися в процессе изучения
орфографических и пунктуационных правил. При этом предусматривается
формирование
таких
умственных
умений,
как
сравнение,
нахождение
сходного и различного в сопоставляемых явлениях языка, вычленение из
ряда
языковых
объектов
искомого
по
определенному
признаку,
классификация, систематизация, обобщение материала.
Учащимся необходимо помочь организовать практическую работу с
понятиями и правилами, овладеть способами оперирования ими, умением
опознавать определенные языковые явления, самостоятельно отбирать и
конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами
литературного языка) использовать различные языковые средства в
собственной речевой практике. Решение задач обучения русскому языку
школьников с ЗПР возможно лишь при выраженной коррекционной
направленности всей учебно-воспитательной работы. При составлении
рабочей программы по русскому языку следует учесть, что школьника
необходимо готовить к разным формам экзаменационной работы и
распределить подготовку на все годы обучения в основной школе.
Методы и формы работы .
С целью предупреждения речевых ошибок в процессе подготовки к написанию
сочинений используются тексты-образцы и различные упражнения для
активизации смысловой и языковой сторон связного текстового сообщения.
Упражнения на отбор и расположение материала
текстового сообщения. Восстановить правильный порядок пунктов плана
произведения или выбрать из произведения только тот материал, который
подходит для представленной иллюстрации. Упражнения эвристического
характера. Например, «Распутать» два описания различных предметов.
Ассоциативные словесные упражнения направлены на актуализацию выбора
слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка
лексикона. Актуальность введения подобных упражнений связана с тем, что
самая важная проблема в области словарной работы заключается в группировке
имеющихся у учащегося слов по семантическим группам. Именно правильная
организация коммуникативного словаря в памяти по смысловым и ситуативным
связям обеспечивает активное использование их в самостоятельной речи. В
подобных упражнениях учащимся предъявляются разнообразные задания,
стимулирующие поиск новых слов (например, «снег какой?»- холодный, белый,
пушистый; «снег что делает?»- идет, падает, ложится, тает, кружится и т.д.), а
также синонимов и антонимов к заданным словам.
Например, РУССКИЙ ЯЗЫК. В предложении «Гибкие ветки
берез густо покрыты смолистыми почками» выделенное слово замените на
другое, близкое ему по смыслу, т.е. синонимом (часто, обильно).
Развитию правильной речи помогают и упражнения в составлении
предложений по предложенной схеме. Например, предлагается
учащимся схема сложного предложения и задается тема, а
учащиеся составляют предложение. Или предлагаю схему и набор
слов, из которых надо составить предложение.
На протяжении всех лет обучения школьники упражняются в
различных видах письма, каждый из которых имеет определенное
значение для формирования навыков полноценной письменной
речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки
соответствующих знаний и умений.
Рассмотрим отдельные виды письма, преломленные применительно
к задачам коррекционной работы.
Это обстоятельство стало причиной для разработки новой, нетрадиционной формы
письма под слуховую диктовку –
графического диктанта.
Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой
контроля, так как исключает из поля зрения детей другие орфограммы. Проверка
усвоения пройденного проходит в облегченных условиях, поэтому не является последней
стадией контроля, как обычный текстовый диктант, где перед учеником стоят
одновременно многие задачи. Однако именно графический диктант позволяет
тренировать учащихся в различении
смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть
включены в текстовые диктанты.
Проводится графический диктант следующим образом.
Перед детьми ставится задача определить по слуху только слова, содержащие изучаемую
орфограмму. Слова, не содержащие указанную орфограмму, при записи обозначаются
прочерком; содержащие данную орфограмму, обозначают каким- либо выбранным
значком.
Помимо проверки основной темы диктанта,
этот вид работы позволяет закрепить и ряд других навыков письма: учащиеся
воспринимают на слух и отражают в записи членение текста на предложения,
предложений – на слова; приучаются вычленять предлоги. Графические диктанты
расширяют словарный запас детей, тогда как при текстовой записи выбор слов ограничен
сложностью их написания.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий; круги разного цвета по
звукам, карточки с буквами. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.
Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний
учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их
заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания
кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения
данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно
правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов
изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения
итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется
для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального
состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности
(после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет
сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ
органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации
взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций
представляется очень удобным. На слайдах можно разместить
необходимый картинный материал, цифровые фотографии,
тексты; можно добавить музыкальное и голосовое
сопровождение к демонстрации презентации. При такой
организации материала включаются три вида памяти детей:
зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать
устойчивые визуально-кинестетические и визуально-
аудиальные условно-рефлекторные связи центральной
нервной системы. В процессе коррекционной работы на их
основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в
дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности
в занятие, повышают мотивационную активность,
способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка.
Благодаря последовательному появлению изображений на
экране, дети имеют возможность выполнять упражнения
более внимательно и в полном объеме.
Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный
процесс интересным и выразительным. Использование картинного
материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития
зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного
запаса, развития связной речи.
Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом.
задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных
результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности), к
подаче материала учитель должен подходить очень обдуманно и не
требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать
материальное положение ученика, психологическое состояние на
конкретный момент.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших
поколений младшим люди использовали с
древности. В современной школе, делающей
ставку на активизацию и интенсификацию учебного
процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
-В качестве самостоятельных технологий для
освоения понятия, темы и даже раздела учебного
предмета;
-Как элементы (иногда весьма существенные)
более обширной технологии;
-В качестве урока (занятия) или его части
(введения, объяснения, закрепления, упражнения,
контроля);
Фрагменты уроков с использованием игровых
технологий
Уроки русского языка в 5 классе
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и
пунктуационных норм.
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес,
активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое
слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель
бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет
спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно
может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и
пытается исправить свое положение.
«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части
речи, смыслу и т. д.
Например:
• опасность, окрестность, местный (лишнее - опасность);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять
полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена
нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля
(планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Игра «Соберём полянку цветов»
Ребята, вы любите цветы? Сейчас мы будем сажать цветы. На улице
снег лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем
не все, а только те, в которых есть ЦИ-. Я заранее готовлю карточки со
множеством цветов, среди которых и цветы на нужную нам
орфограмму.
• Ребята образуют две группы, выбирают и сажают цветы на
ватмане(использую магниты) Кто быстрее.
Нарциссы Астры
Гиацинты Гладиолусы
Глициния Лилии
Цикламены Георгины
Настурция Хризантемы
Годеция Сирень
Циния Тюльпан
«Бумеранг»
- заранее ученик из класса готовит слова на
определенную орфограмму, затем бросает мячик, тот, кто поймал,
должен назвать проверочное слово и бросить мячик назад ведущему.
«Кто дольше продержит мел».
Один ученик выходит к доске,
записывает слова, первый, кто обнаружит ошибку, выходит,
исправляет ее и записывает следующее слово. Победил тот, кто
меньше всего ошибся в написании слов
Чередование гласных О-А в корнях -лаг – лож-
В качестве разминки использую грамматическую зарядку
в середине урока.
Грамматическая зарядка
Задание
Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” -
встаем.
• Прил…гать усилия.
• Сл…жить вещи.
• Отл…жить празднование.
• Возл…гать надежды.
• Предл…жить блины.
• Безотл…гательное дело.
• Радостное предпол…жение
• Распол…житься у костра.
Белые снежинки робко кружатся в
морозном воздухе. Унылая земля
покрывается белоснежным пушистым
покрывалом. Голые деревья одеваются в
серебряный искристый наряд. В лесу
стоит волшебная тишина. Прозрачный лед
сковывает реки и озера. Природа выглядит
изящно и нарядно.
(
В ПАРАХ СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В ГРУППЕ ТЕКС, ОЗАГЛАВИТЬ)
Робкие лучики солнца спешат растопить
снежные шапки. Появляются первые
проталины. Звенит веселыми
колокольчиками капель. Очень скоро
потянутся с юга перелетные птицы. На
ветвях деревьев набухнут почки ,появится
первая зеленая травка. Природа громко и
радостно торжествует.
Жаркие лучи солнца греют землю. Луга покрыты сочной
зеленой травой, яркими цветами. Поспевают сочные
фрукты и ягоды. Колосится золотистая рожь. Радостно
щебечут птицы и весело порхают яркие бабочки. Природа
утопает в изумрудной зелени.
Грустное солнышко все чаще прячется за хмурые
тучки. Моросит мелкий частый дождик. Ветер с
деревьев срывает разноцветные листья. Перелетные
птицы собираются в дальний путь. Лесные зверушки
готовят съестные припасы. Природа постепенно
готовится к наступающим холодам.
( Построенные тексты объединяем в общую тему,
определяем тип речи, рисуем к каждому тексту
иллюстрацию, получаем продукт: мини – проект
«Времена года».