Автор: Гаврилина Наталья Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Христианская Гимназия"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Конспект урока развития речи в классе, реализующем инклюзивное обучение
Тема: Формирование и развитие коммуникативных УУД
Раздел: начальное образование
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 4 класс
С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМА СИНКВЕЙНА НА ЭТАПЕ РЕФЛЕКСИИ
в классе, реализующем инклюзивное обучение детей с ОВЗ
Тема: Работа по картине И.И. Левитана «Весна - большая вода»
Цели:
Образовательные.
Формировать умение описывать картину; формировать умение строить текст в определенной
композиционной форме.
Путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки учащихся.
Развивающие.
Рассматривать значение природы для человека.
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Воспитательные.
Показать учащимся картины пробуждающейся природы; прививать любовь к природе, учить
видеть в ней прекрасное, понимать ее.
Воспитывать творческую активность,эстетическое
восприятие окружающей действительности и произведений живописи.
Воспитывать толерантное отношение к одноклассникам.
Задачи урока:
Формировать умения работать индивидуально (для уч-ся с ОВЗ – с помощью тьютора,
учителя), по группам.
Формировать коммуникативные умения учащихся.
Развивать воображение с опорой на картину.
Расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: репродукция
картины
И.И.
Левитана
«Весна.
Большая
вода»;
аудиозапись цикла «Времена года» Вивальди.
Ход урока
I.
Организационный момент.
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…»
Я начала наш урок строками А.С.Пушкина. Надеюсь, тоже увидеть улыбки на ваших лицах.
Улыбнитесь гостям, которые пришли на наш урок развития речи.(Слайд 1)
II.
Речевая разминка
- 1.
- Прочитайте выразительно стихотворение и объясните знакомые орфограммы. (слайд№2)
С.шли сн.га ,оковы л.дяные
Не тяготят св.ркающей в.лны,
И плуга ждут далёкие, немые
П.ля моей р.димой ст.роны.
2.- Послушайте музыку Вивальди из цикла «Времена года»
(Прослушивание отрывка «Весна».)
- С каким временем года ассоциируется эта музыка?
- Какое настроение у вас возникло?
- Нравится ли вам весна? Чем?
- Какие чудеса происходят весной в природе?
IП. Определение темы. Постановка учебной задачи.
- Ребята, сегодня на уроке мы слушали красивую музыку, читали стихи о весне. А кто еще,
кроме композиторов и поэтов, может красиво изобразить природу?
- Конечно, художники. Познакомьтесь с картиной замечательного русского художника Исаака
Ильича Левитана «Весна. Большая вода». (слайд№3)
(Молчаливое рассматривание картины.)
- III. Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (слайд№4)
1.
- Еще раз посмотрите на картину. Немного о художнике. (слайд№5)
«Весна. Большая вода» - лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских
полях. О грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних
водах. О весне света, как потом назовет это явление Пришвин, и еще об очень многом,
что хотелось бы описать не прозой, а стихами или воссоздать музыкой. Удивительна эта
музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в них, слышится,
кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым...
(слайд№6)
2. - Как вы думаете, какой месяц весны на ней изображен? (Апрель.)
- Докажите, что это апрель. (Высказывания детей.)
3. – Приглашаю вас выйти к доске. Прочитайте высказывания, записанные на карточках,
объясните их смысл. Работать будем по группам ( по цвету карточки).
1)Апрель - пора большой воды.
2)Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
3)Вода в апреле на лугу - сено в стогу.
Обсуждениее смысла высказываний.
IV.
Продолжение работы над картиной
1.-
Как
вы
думаете,
почему
художник
назвал
картину
«Весна.
Большая
вода»? (Здесь
показано половодье.)
- Какие
краски
использовал
художник? (Нежные, прозрачные -золотистые, розоватые,
голубоватые, фиолетовые.)
- Какое настроение передает ими художник? (Радостное, весеннее настроение.)
- Какие предметы изобразил И. Левитан на картине? (Он изобразил воду, рощу, деревья,
лодку .Небо, дома, воздух, лес, берег.)
- Как
автор
показал,
что
на
картине
весна? (Мы ощущаем лучи искрящегося теплого
солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.)
- Какая вода в реке? (Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спокойная, светлая, сине-
голубая.)
- С чем можно сравнить воду? Почему? (Можно сравнить с зеркалом, так как в воде
отражаются деревья, кусты.)
1.-
Как
изображено
небо?
Какое
оно? (Оно
бледно-голубое,
лазурное,
светлое,
ясное,
ласковое, бездонное.)
- Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи? (Это кучевые облака. Они похожи
на кусочки ваты, на белых барашков и т. п.)
1.- Что еще изобразил художник? (Деревья.)
- Какие деревья на картине? (Березовая роща, листвы на ней еще ист. Старая осина и
елочка. Елочка зеленая, стройная.)
- Подберите
прилагательные
к
слову
березки. (Белоствольные,
тоненькие,
стройные,
застенчиво-робкие, нежные и т. п.) (слайд№7)
1.- Что вы видите на картине слева? (Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На
ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из
осины. ) (слайд№8)
- Людей
на
картине
нет,
но
мы
чувствуем
их
присутствие.
Каким
образом
художник
показывает это? (Мы видим старую лодочку, домики, сараи.)
- 5.Что вы видите на картине в центре? (Берёзки, осинки, ёлка) (слайд№9)
- 6.Что мы видим на заднем плане? (Серые домишки, затопленные баньки. )(слайд№10)
7. - Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит? ( Художник помогает нам
увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.)
V.
Лексико-орфографическая работа с текстом-описанием
1.
Вам сейчас предстоит поработать с текстом-описанием картины Левитана. Нужно
прочитать текст и дополнить его подходящими на ваш взгляд словами и словосочетаниями.
Если вы захотите продолжить текст – прекрасно!
VII.Самостоятельная работа учащихся.(слайд 11) Работу учащихся с ОВЗ
контролирует тьютор.
VIII.
Проверка работ.
Победное шествие весны, так музыкально тонко переданное Левитаном в картине,
созвучно еще одному поэтическому произведению русского поэта Тютчева. (слайд 12)
IX. Синквейн. (слайд 13), учащиеся с ОВЗ раскрашивают предложенную учителем
иллюстрацию к тексту и списывают слова синквейна с карточки.
- Чему учились на уроке?
ИТОГ (слайд 14)
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИ___ 4 КЛАССА ЧОУ «ХРИСТИАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
______________________________________________________________________
Рассматривая к…ртину «Весна. Большая вода.» И. Левитана невольно
задумываешься о_________________________________________________
___________________________________________. Художник изобразил на
полотне момент паводка, вода зат…пила все вокруг.
На переднем плане нарисована _____________________________________.
Видимо, не случайно она изображена на картине. Эта лод…чка – символ
бе…силия человека перед природой. Но, в то же время, в картине нет ничего
злого. Все очень спокойно, тихо, умиротворенно. Б…резки, затопленные
водой, как будто застыли. __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Гладь разлившейся реки чиста и прозрачна, как зеркало.
На заднем фоне мы видим долину с домами, где ж…вут люди, возможно, это
небольшая деревенька, или хутор. Вода не тронула дома, что, по замыслу
художника, отражает единение человека и природы.
Картина навевает _________________________________________________.
Нотки нежности присутствуют везде – в цвете, в композиции, в сюжете.
Этим произведением искусства автор хотел выразить свою любовь к р…
дной природе.
СИНКВЕЙН
1.
1 существительное (тема)
2.
2 прилагательных, описывающих тему
3.
3 глагола, отражающих действия по теме
4.
Предложение из 4 слов (желательно), выражающее свое отношение к
теме
5.
1 слово-синоним, резюме, выражающее отношение к теме
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
СПАСИБО! ТЫ – МОЛОДЕЦ!