Напоминание

Формирование и развитие коммуникативных УУД


Автор: Гаврилина Наталья Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Христианская Гимназия"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Конспект урока развития речи в классе, реализующем инклюзивное обучение
Тема: Формирование и развитие коммуникативных УУД
Раздел: начальное образование





Назад




УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 4 класс

С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМА СИНКВЕЙНА НА ЭТАПЕ РЕФЛЕКСИИ

в классе, реализующем инклюзивное обучение детей с ОВЗ

Тема: Работа по картине И.И. Левитана «Весна - большая вода»

Цели:

Образовательные.

Формировать умение описывать картину; формировать умение строить текст в определенной

композиционной форме.

Путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки учащихся.

Развивающие.

Рассматривать значение природы для человека.

Развивать устную и письменную речь учащихся.

Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Воспитательные.

Показать учащимся картины пробуждающейся природы; прививать любовь к природе, учить

видеть в ней прекрасное, понимать ее.

Воспитывать творческую активность,эстетическое

восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Воспитывать толерантное отношение к одноклассникам.

Задачи урока:

Формировать умения работать индивидуально (для уч-ся с ОВЗ – с помощью тьютора,

учителя), по группам.

Формировать коммуникативные умения учащихся.

Развивать воображение с опорой на картину.

Расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: репродукция

картины

И.И.

Левитана

«Весна.

Большая

вода»;

аудиозапись цикла «Времена года» Вивальди.

Ход урока

I.

Организационный момент.

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…»

Я начала наш урок строками А.С.Пушкина. Надеюсь, тоже увидеть улыбки на ваших лицах.

Улыбнитесь гостям, которые пришли на наш урок развития речи.(Слайд 1)

II.

Речевая разминка

- 1.

- Прочитайте выразительно стихотворение и объясните знакомые орфограммы. (слайд№2)

С.шли сн.га ,оковы л.дяные

Не тяготят св.ркающей в.лны,

И плуга ждут далёкие, немые

П.ля моей р.димой ст.роны.

2.- Послушайте музыку Вивальди из цикла «Времена года»

(Прослушивание отрывка «Весна».)

- С каким временем года ассоциируется эта музыка?

- Какое настроение у вас возникло?

- Нравится ли вам весна? Чем?

- Какие чудеса происходят весной в природе?

IП. Определение темы. Постановка учебной задачи.

- Ребята, сегодня на уроке мы слушали красивую музыку, читали стихи о весне. А кто еще,

кроме композиторов и поэтов, может красиво изобразить природу?

- Конечно, художники. Познакомьтесь с картиной замечательного русского художника Исаака

Ильича Левитана «Весна. Большая вода». (слайд№3)

(Молчаливое рассматривание картины.)

- III. Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (слайд№4)

1.

- Еще раз посмотрите на картину. Немного о художнике. (слайд№5)

«Весна. Большая вода» - лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских

полях. О грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних

водах. О весне света, как потом назовет это явление Пришвин, и еще об очень многом,

что хотелось бы описать не прозой, а стихами или воссоздать музыкой. Удивительна эта

музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в них, слышится,

кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым...

(слайд№6)

2. - Как вы думаете, какой месяц весны на ней изображен? (Апрель.)

- Докажите, что это апрель. (Высказывания детей.)

3. – Приглашаю вас выйти к доске. Прочитайте высказывания, записанные на карточках,

объясните их смысл. Работать будем по группам ( по цвету карточки).

1)Апрель - пора большой воды.

2)Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

3)Вода в апреле на лугу - сено в стогу.

Обсуждениее смысла высказываний.

IV.

Продолжение работы над картиной

1.-

Как

вы

думаете,

почему

художник

назвал

картину

«Весна.

Большая

вода»? (Здесь

показано половодье.)

- Какие

краски

использовал

художник? (Нежные, прозрачные -золотистые, розоватые,

голубоватые, фиолетовые.)

- Какое настроение передает ими художник? (Радостное, весеннее настроение.)

- Какие предметы изобразил И. Левитан на картине? (Он изобразил воду, рощу, деревья,

лодку .Небо, дома, воздух, лес, берег.)

- Как

автор

показал,

что

на

картине

весна? (Мы ощущаем лучи искрящегося теплого

солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.)

- Какая вода в реке? (Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спокойная, светлая, сине-

голубая.)

- С чем можно сравнить воду? Почему? (Можно сравнить с зеркалом, так как в воде

отражаются деревья, кусты.)

1.-

Как

изображено

небо?

Какое

оно? (Оно

бледно-голубое,

лазурное,

светлое,

ясное,

ласковое, бездонное.)

- Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи? (Это кучевые облака. Они похожи

на кусочки ваты, на белых барашков и т. п.)

1.- Что еще изобразил художник? (Деревья.)

- Какие деревья на картине? (Березовая роща, листвы на ней еще ист. Старая осина и

елочка. Елочка зеленая, стройная.)

- Подберите

прилагательные

к

слову

березки. (Белоствольные,

тоненькие,

стройные,

застенчиво-робкие, нежные и т. п.) (слайд№7)

1.- Что вы видите на картине слева? (Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На

ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из

осины. ) (слайд№8)

- Людей

на

картине

нет,

но

мы

чувствуем

их

присутствие.

Каким

образом

художник

показывает это? (Мы видим старую лодочку, домики, сараи.)

- 5.Что вы видите на картине в центре? (Берёзки, осинки, ёлка) (слайд№9)

- 6.Что мы видим на заднем плане? (Серые домишки, затопленные баньки. )(слайд№10)

7. - Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит? ( Художник помогает нам

увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.)

V.

Лексико-орфографическая работа с текстом-описанием

1.

Вам сейчас предстоит поработать с текстом-описанием картины Левитана. Нужно

прочитать текст и дополнить его подходящими на ваш взгляд словами и словосочетаниями.

Если вы захотите продолжить текст – прекрасно!

VII.Самостоятельная работа учащихся.(слайд 11) Работу учащихся с ОВЗ

контролирует тьютор.

VIII.

Проверка работ.

Победное шествие весны, так музыкально тонко переданное Левитаном в картине,

созвучно еще одному поэтическому произведению русского поэта Тютчева. (слайд 12)

IX. Синквейн. (слайд 13), учащиеся с ОВЗ раскрашивают предложенную учителем

иллюстрацию к тексту и списывают слова синквейна с карточки.

- Чему учились на уроке?

ИТОГ (слайд 14)

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИ___ 4 КЛАССА ЧОУ «ХРИСТИАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

______________________________________________________________________

Рассматривая к…ртину «Весна. Большая вода.» И. Левитана невольно

задумываешься о_________________________________________________

___________________________________________. Художник изобразил на

полотне момент паводка, вода зат…пила все вокруг.

На переднем плане нарисована _____________________________________.

Видимо, не случайно она изображена на картине. Эта лод…чка – символ

бе…силия человека перед природой. Но, в то же время, в картине нет ничего

злого. Все очень спокойно, тихо, умиротворенно. Б…резки, затопленные

водой, как будто застыли. __________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гладь разлившейся реки чиста и прозрачна, как зеркало.

На заднем фоне мы видим долину с домами, где ж…вут люди, возможно, это

небольшая деревенька, или хутор. Вода не тронула дома, что, по замыслу

художника, отражает единение человека и природы.

Картина навевает _________________________________________________.

Нотки нежности присутствуют везде – в цвете, в композиции, в сюжете.

Этим произведением искусства автор хотел выразить свою любовь к р…

дной природе.

СИНКВЕЙН

1.

1 существительное (тема)

2.

2 прилагательных, описывающих тему

3.

3 глагола, отражающих действия по теме

4.

Предложение из 4 слов (желательно), выражающее свое отношение к

теме

5.

1 слово-синоним, резюме, выражающее отношение к теме

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

СПАСИБО! ТЫ – МОЛОДЕЦ!



В раздел образования