Автор: Ахметова Гульсум Нагимуллатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Новое Усманово
Населённый пункт: Камышлинского райна Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация мыслительной деятельности обучающихся на основе проблемного обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
«Активизация мыслительной деятельности обучающихся на основе проблемного
обучения в начальной школе»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
устанавливает одной из приоритетных задач обучения развитие познавательных учебных
универсальных действий.
В наш информационный век ученик получает
большое количество информации. Она
может быть как необходимой для него, так и не нужной. Эффективность обучения школьника
напрямую
зависит
от
того,
как
он
воспринимает,
понимает
и
запоминает
материал
для
дальнейшего
использования.
Ученик
должен
уметь
выделять
главное,
осмысливать,
перерабатывать и запоминать только необходимую для него информацию. Далеко не всё в
учебном процессе может быть для учащихся интересным, чтобы возбудить желание учиться,
нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.
Цель
исследования: теоретически
обосновать
и
практически
подтвердить,
что
проблемно-диалогические
методы
обучения
универсальны
для
активизации
мыслительной
деятельности обучающихся.
В
начальной
школе
проблемные
ситуации
можно
использовать
практически
на
всех
предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в
учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при
выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к
решению,
борьбу
мнений,
столкновение
точек
зрения.
Учитель
и
учащиеся
становятся
равноправными участниками совместной учебной деятельности.
Например, на уроке по теме «Число имён существительных» на доске записаны слова:
окно, парта, картофель, доброта.
Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного
числа. Ребята решают проблемную ситуацию, выдвигают гипотезы, аргументируют свой выбор.
Сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания, на основе побуждающего
диалога выводится тема урока.
Проблемное
обучение
обеспечивает
более
прочное
усвоение
знаний;
развивает
аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной,
основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Например, на уроке математики по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»
класс подошел к постановке проблемы через задания устного счёта. Предлагаются выражения на
знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4х6, 20х3, 9х8,
10х6
и
т.д.
Последним
было
выражение
14х6,
которое
вызвало
у
детей
затруднение.
Побуждающий диалог направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
Учитель. Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети. Мы такие ещё не решали.
Учитель. В чём затруднение?
Дети. Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель. Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети. Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении
нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Далее - поиск решения.
Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14х6 и пытается
выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия.
Представители
групп
озвучивают
свой
вариант
решения.
Важно
принять
каждую
версию.
Активизация мыслительной деятельности очевидна: развивается критическое мышление и речь,
так как важно свою точку зрения обосновать, и аргументировано оценить мнение другого.
Проблема
может
быть
поставлена
через установление
несоответствия
или
противоречия в структуре имеющихся у учащихся знаний, умений, навыков. Несоответствие
может
возникнуть
между
старыми,
уже
усвоенными
знаниями
и
новыми
фактами,
обнаруживающимися
в
ходе
решения
данных
задач. Пример. Урок
математики.
Ученик
записывал математические выражения к заданиям: 1) сумму 2 и 5 умножить на 3; 2) к 2 прибавь
5, помноженное на 3. В записи одного из выражений допущена ошибка: 2+5*3=21 и 2+5*3=17.
Найденный
верный
вариант
(2+5)*3=21
поможет
осознать
значимость
правильной
записи
выражения.
На уроке по
теме «Сложные слова» на доске записаны слова: мухомор, сыроежка,
самокат,
вертолет.
Работа
в
парах.
Группам
предлагается
выделить
корень
слова.
Задание
выполняют по-разному. Разные мнения вызывают реакцию удивления. Эта работа направлена на
столкновение разных мнений учеников.
Таким
образом,
проблемно-диалогические
методы
обучения
у
учащихся
развивают
познавательные
процессы,
самостоятельность,
активность,
умение
добиваться
поставленной
цели без участия учителя или под его руководством, умение сотрудничать и решать проблемные
ситуации совместно, ставить цель и задачи урока.
Данное
исследование
позволило
доказать,
что
использование
проблемных
методов
в
начальной школе влияет на эффективность работы учеников, на уровень восприятия учебного
материала и на развитие личностных качеств.
Знания и умения, добытые в ходе активного
поиска и самостоятельного решения проблем, являются более прочными. Проблемное обучение
воспитывает
активную
творческую
личность,
умеющую
видеть,
ставить
и
разрешать
нестандартные проблемы.