Напоминание

"Активизация мыслительной деятельности обучающихся на основе проблемного обучения в начальной школе"


Автор: Ахметова Гульсум Нагимуллатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Новое Усманово
Населённый пункт: Камышлинского райна Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация мыслительной деятельности обучающихся на основе проблемного обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




«Активизация мыслительной деятельности обучающихся на основе проблемного

обучения в начальной школе»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

устанавливает одной из приоритетных задач обучения развитие познавательных учебных

универсальных действий.

В наш информационный век ученик получает

большое количество информации. Она

может быть как необходимой для него, так и не нужной. Эффективность обучения школьника

напрямую

зависит

от

того,

как

он

воспринимает,

понимает

и

запоминает

материал

для

дальнейшего

использования.

Ученик

должен

уметь

выделять

главное,

осмысливать,

перерабатывать и запоминать только необходимую для него информацию. Далеко не всё в

учебном процессе может быть для учащихся интересным, чтобы возбудить желание учиться,

нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.

Цель

исследования: теоретически

обосновать

и

практически

подтвердить,

что

проблемно-диалогические

методы

обучения

универсальны

для

активизации

мыслительной

деятельности обучающихся.

В

начальной

школе

проблемные

ситуации

можно

использовать

практически

на

всех

предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в

учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при

выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к

решению,

борьбу

мнений,

столкновение

точек

зрения.

Учитель

и

учащиеся

становятся

равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Например, на уроке по теме «Число имён существительных» на доске записаны слова:

окно, парта, картофель, доброта.

Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного

числа. Ребята решают проблемную ситуацию, выдвигают гипотезы, аргументируют свой выбор.

Сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания, на основе побуждающего

диалога выводится тема урока.

Проблемное

обучение

обеспечивает

более

прочное

усвоение

знаний;

развивает

аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной,

основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Например, на уроке математики по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

класс подошел к постановке проблемы через задания устного счёта. Предлагаются выражения на

знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4х6, 20х3, 9х8,

10х6

и

т.д.

Последним

было

выражение

14х6,

которое

вызвало

у

детей

затруднение.

Побуждающий диалог направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

Учитель. Почему затрудняетесь в нахождении результата?

Дети. Мы такие ещё не решали.

Учитель. В чём затруднение?

Дети. Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

Учитель. Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Дети. Научиться умножать двузначное число на однозначное.

Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении

нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Далее - поиск решения.

Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14х6 и пытается

выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия.

Представители

групп

озвучивают

свой

вариант

решения.

Важно

принять

каждую

версию.

Активизация мыслительной деятельности очевидна: развивается критическое мышление и речь,

так как важно свою точку зрения обосновать, и аргументировано оценить мнение другого.

Проблема

может

быть

поставлена

через установление

несоответствия

или

противоречия в структуре имеющихся у учащихся знаний, умений, навыков. Несоответствие

может

возникнуть

между

старыми,

уже

усвоенными

знаниями

и

новыми

фактами,

обнаруживающимися

в

ходе

решения

данных

задач. Пример. Урок

математики.

Ученик

записывал математические выражения к заданиям: 1) сумму 2 и 5 умножить на 3; 2) к 2 прибавь

5, помноженное на 3. В записи одного из выражений допущена ошибка: 2+5*3=21 и 2+5*3=17.

Найденный

верный

вариант

(2+5)*3=21

поможет

осознать

значимость

правильной

записи

выражения.

На уроке по

теме «Сложные слова» на доске записаны слова: мухомор, сыроежка,

самокат,

вертолет.

Работа

в

парах.

Группам

предлагается

выделить

корень

слова.

Задание

выполняют по-разному. Разные мнения вызывают реакцию удивления. Эта работа направлена на

столкновение разных мнений учеников.

Таким

образом,

проблемно-диалогические

методы

обучения

у

учащихся

развивают

познавательные

процессы,

самостоятельность,

активность,

умение

добиваться

поставленной

цели без участия учителя или под его руководством, умение сотрудничать и решать проблемные

ситуации совместно, ставить цель и задачи урока.

Данное

исследование

позволило

доказать,

что

использование

проблемных

методов

в

начальной школе влияет на эффективность работы учеников, на уровень восприятия учебного

материала и на развитие личностных качеств.

Знания и умения, добытые в ходе активного

поиска и самостоятельного решения проблем, являются более прочными. Проблемное обучение

воспитывает

активную

творческую

личность,

умеющую

видеть,

ставить

и

разрешать

нестандартные проблемы.



В раздел образования