Автор: Прилуцкая Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 14
Населённый пункт: г.Новодвинск Архангельская обл.
Наименование материала: статья
Тема: ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема развития диалогической речи остаётся одной
из
актуальных
проблем
теории
и
практики
развития
речи
детей
дошкольного
возраста,
так
как
речь
возникает и развивается в процессе общения. Общение
является
необходимым
условием
формирования
личности, её сознания и самосознания – это главнейший
фактор психического и речевого развития детей.
Дошкольная
речь
–
наиболее
простая,
естественная
форма общения начинает формироваться у ребёнка с появлением первых слов и к семи
годам
должна
быть
практически
сформирована.
Именно
в
диалоге
дети
учатся
самоорганизации,
самоконтролю,
самодеятельности.
В
дошкольном
детстве
дети
овладевают, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические
особенности.
С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения
уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста в группе в течение
двух лет был реализован образовательный проект « Мы – журналисты».
Технология реализации проекта содержит два основных блока: познавательный
и деятельностный. Познавательный блок предполагает знакомство детей с детскими
журналами
и
газетами,
их
целенаправленным
рассматриванием.
Вовремя
рассматривания детских журналов: «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Непоседа»
дети познакомились
с особенностями размещения материалов, их оформлением,
нумерацией экземпляров. Также дети познакомились с газетными жанрами и такими
понятиями как газета, альманах, журнал.
В
ходе
бесед,
рассматривания
фотографий
дети
подробно
знакомятся
с
профессиями – журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда. Дети
почувствовали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Они отмечают,
что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной
памятью.
Для закрепления знаний о профессии журналист, детям была предложена
экскурсия в редакцию местной газеты «Новодвинский рабочий». Дети познакомились
с редактором газеты, узнали, как готовится к выпуску газеты, кто трудится над её
созданием. У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия
творческая.
Участвуя
в
художественном
фестивале
«Лучики
надежды»,
наши
дети
дали
первое интервью журналистам телекомпании «Норд ТВ».
После
того
как
у
детей
сформировался
целостный
образ
журналиста,
мы
приступили
к созданию газеты, что является 3 направлением работы.
С детьми
обсудили название газеты. Были выслушаны мнения всех детей, в итоге остановились
на названии «Солнышко». Первый выпуск газеты состоялся накануне
нового года,
поэтому
и
материал
был
посвящён
этому
празднику.
При
составлении
рассказов
особое
внимание
уделялось
умению
правильно
выстроить
предложение,
точному
подбору
слов,
помогающим,
придать
более
выразительные
описания
событий
и
явлений.
Подготовка и выпуск совместно с детьми газеты – это прекрасный вариант
общего дела всей группы и воспитателя, который позволяет определить не только
знания
детей
в
той
или
иной
сфере,
но
и
сплотить
коллектив,
узнать
много
интересного друг о друге, а также возможность научиться чему-то новому в различных
видах деятельности.
К реализации второго блока нашего проекта мы приступили в начале учебного
года
подготовительной
группы.
В
рамках
тематической
недели
«Кем
быть?
Профессии» с детьми оформили «Журнал профессий наших родителей». Для создания
страничек этого журнала детям необходимо было узнать, не только где работают их
папы и мамы, но чем они занимаются на работе. И рассказать об этом они должны
друг другу. Так состоялся первый опыт интервьюирования, т.е. дети давали друг другу
интервью.
Игра
«в
репортера»
помогает
решать
задачи
по
развитию
речи:
умению
составлять рассказ на заданную тему, рассказ описательного характера из опыта,
умению
вести
диалог,
задавать
вопросы
и
давать
корректные
ответы,
усваивать
правильные грамматические конструкции и лексический строй речи.
В ходе реализуемого проекта дети не только приобрели знания норм речевого
общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать их, причем не только
на занятиях, но и в реальных жизненных ситуациях.