Напоминание

"Русские богатыри"


Автор: Миллер Надежда Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГБУ " Павловский центр помощи детям оставшимся без попечения родителей"
Населённый пункт: Алтайский край, с. Павловск
Наименование материала: Тематический план занятия по ИЗО
Тема: "Русские богатыри"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Изостудия « Лучик»

Развернутый тематический план занятия «Русские богатыри».

Младшая группа. 6-7 лет.

Цель: Создание условий для знакомства с героическим прошлым нашей

Родины. Формирование личностного, эмоционально – ценностного опыта

создания художественного образа.

Задачи:

Научить цветом, линией, пятном создавать художественный образ.

Развивать духовно-нравственную и эмоциональную сферы личности через

восприятие былин и художественных образов богатырей.

Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, дисциплинированность,

настойчивость.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

1.Презентация «Русские богатыри»;

2. Мультимедийное оборудование:

3. Иллюстрации с изображением богатырей, таблицы с элементами

выразительных и эмоциональных образов линии, пятна, цвета;

Для воспитанников:

1.Акварель;

2. Кисти широкие и тонкие;

3. Шаблоны щитов, мечей, шлемов из бумаги;

Ход занятия:

Скоро праздник защитника Отечества. Праздник сильных, смелых, отважных

и мужественных людей.

-А кто такие защитники Отечества?

-Что они защищали?

-Что такое Отечество?

-Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

Русская земля всегда славилась сильными и смелыми защитниками.

-Как называли в старину защитников Отечества?

Смотрим на картинку с изображением русского богатыря в доспехах.

-Давайте перечислим черты характера, которыми обладали богатыри.

Смелость, находчивость, выносливость, мужество, доброта, сила, любовь к

Отчизне.

Сообщение темы и цели занятия:

Наше занятие сегодня называется «Русские богатыри». Мы с вами

продолжим знакомство с героями былин, познакомимся с картинами

художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины. А

также сами пройдем испытание и поможем богатырю одолеть злого

разбойника.

Объяснение нового материала:

-А откуда мы узнали про богатырей?

-Чем былина отличается от сказки?

Слово «былина» употребляется в народной речи в значении «быль», «былое».

Уже пятьсот лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось

петь былины и сказывать сказки. Они переходили от предков вместе с

обычаями и обрядами. Исполняли былины под гусли. Былины знали наизусть

и исполняли немногие знатоки, которых называли сказителями.

-Какие вы знаете былины?

« Святогор – богатырь», «Алеша Попович и Тугарин – Змеевич», «Про

Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Как Илья из Мурома богатырем

стал», «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во

имя защиты родной земли. В древнерусском языке слову «богатырь»

соответствуют слова «храбрец», «удалец». В народе про богатырей сложили

много пословиц и поговорок. «Ешь больше – богатырем будешь», «Богатырь

умрет, имя его останется», «Не родом богатырь славен, а подвигом», «Дуб,

словно богатырь стоит, не шелохнется».

Художники очень часто обращаются к богатырской теме.

Давайте посмотрим на знаменитую картину В. Васнецова «Богатыри»

Этих защитников

Родины вы без труда назовете.

Илья Муромец,

Добрыня Никитич и Алеша

Попович.

Одно из лучших

произведений Васнецова, над

которым он

работал более 20-ти лет -

картина

«Богатыри». Сначала она

называлась «Богатыри - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович

на богатырском выезде примечают в поле - нет ли где ворога, не обижают ли

где кого». Вот такое длинное название.

Старший среди них - Илья Муромец (изображен посередине), был сыном

рязанского крестьянина. Среди богатырей не было равных ему по силе.

Образ Ильи Муромца полон огромной спокойной мощи. Его умные глаза

пристально и сурово всматриваются вдаль. Крупная, сильная фигура закована

в кольчугу. Он с легкостью поднимает на руке тяжелую железную палицу.

Уверенностью в победе пронизан образ Добрыни Никитича (изображен по

правую руку от Ильи Муромца). Он стройнее и моложе, чем Илья, более

гибок и подвижен, но с тою же решительностью и твердостью готов

выступить в бой - правая его рука уже обнажает меч.

Мягче написан Алеша Попович. Он хитер, смекалист, но на картине он

задумчив. Лук Алеша положил на голову коня и словно вслушивается в звуки

природы.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит - не шелохнется!

Много художников обращалось к этой теме. Я предлагаю вам посмотреть

небольшую презентацию «Русские богатыри».

Смотрим презентацию.

-Какие

славные

и

сильные

богатыри

предстали

нашему

взору.

Много

пришлось им потрудиться, пройти немало испытаний, прежде, чем одержать

победу над врагом. Но, и отдыхать богатырям тоже надо. И засыпают уж

тогда богатыри богатырским сном. Три дня и три ночи может проспать

богатырь. Вот и наш богатырь (убираю со стенда картинку с изображением

богатыря)

после

ратных

подвигов

заснул

богатырским

сном.

А

враг

не

дремлет. Прилетел тут злой волшебник, и пока богатырь спал, заколдовал его

доспехи. Теперь вместо одного щита у богатыря стало два, вместо одного

шлема два. Все бы ничего, да только боевое снаряжение стало совершенно

белым,

бесцветным.

Куда-то

исчез

цвет,

исчезли

украшения.

Как

теперь

богатырь поймет, где его снаряжение? Ведь только его шлем и

его щит

помогают богатырю в бою.

Ребята, я думаю, мы сможем помочь богатырю, и отличить доспех доброго от

злого богатырей, даже без цвета и украшений. Форма предмета может

рассказать нам о многом, и мы правильно украсим доспехи. Но вот беда,

злой волшебник заколдовал наши кисточки и нам предстоит пройти немало

испытаний, чтобы вернуть их. Готовы?

Перед нами лежит карта с пустыми кругами, после каждого правильного

ответа кружок закрашивается. Если вы правильно ответите на все вопросы, и

все кружки станут закрашенными, злому волшебнику придется отдать вам

ваше оружие – ваши кисточки. Приступаем.

1.Перед вами лист, на котором изображено три линии. Вы должны правильно

ответить, какой из этих линий соответствует образ – могучая, нежная, злая.

2.Перед вами на листе изображено семь цветовых пятен. Вы должны

определить, какие из них больше соответствуют образу злого, а какие

доброго волшебников.

3.Перед вами узоры, вышитые на рубашках злого и доброго волшебников.

Вам нужно определить, кому принадлежат какие узоры.

4.Определите, пожалуйста, кому принадлежат эти сапоги, доброму богатырю

или злому волшебнику.

5.Назовите, пожалуйста, пять определений характера богатыря.

Организация практической деятельности.

Молодцы ребята, вы с успехом прошли испытания и сумели добыть свое

оружие – кисточки. Теперь вы сможете помочь богатырю выбрать доспехи

правильно, для соответствующей формы шлема и щита выбрать

соответствующие цвета и узоры. Желаю вам успеха.

Подведение итогов.

Выставка оформление выполненных доспехов богатырей. Обсуждение работ.

Ребята, вы отлично справились с испытанием, и теперь наш богатырь без

труда найдет свои доспехи. Вот и сам богатырь благодарит вас. И желает вам

вырасти добрыми, сильными, умными, послушными, храбрыми, очень

хорошо учиться, чтобы быть достойными гражданами нашей Родины.

Богатырь хочет подарить вам богатырское оружие, только необычное, которое

поможет вам бороться против злых двоек, против небрежности – это

волшебные ручки. Только записывайте этими ручками внимательно

домашние задания в дневник, аккуратно выполняйте задания, и тогда

убедитесь какое боевое оружие против двоек подарил вам богатырь.

Февраль 2018 .



В раздел образования