Напоминание

Эффективное использование сказок в процессе обучения для развития


Автор: Рудик Зоя Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Эффективное использование сказок в процессе обучения для развития
Раздел: начальное образование





Назад




Эффективное использование сказок в процессе обучения для развития

речи младших школьников

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Конечным

результатом

обучения

языку,

вершиной

удивительного,

мощного

и

сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная

речь.

Связная

речь

представляет

собой

развёрнутое,

законченное,

композиционно

и

грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из

ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения

ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся школы

может

давать

развёрнутые

ответы

на

сложные

вопросы

школьной

программы,

последовательно и логично излагать собственные суждения, воспроизводить содержание

текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного

творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и

сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной

бульварной

литературы,

бедное,

безграмотное

«говорение»

с

экранов

телевизоров,

агрессивно-примитивная

речь,

насаждаемая

телевизионной

рекламой,

западными

«американскими»

боевиками

и

современными

мультфильмами

всё

это

создаёт

предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.

Отсюда

огромная

ответственность

и

не

меньшая

важность

работы

педагогов,

занимающихся

обучением

русскому

языку,

формированием

речи

подрастающего

поколения младших школьников.

В младшем школьном возрасте дети овладевают основными типами монологической

речи — пересказом и рассказом.

Рассказ сравнительно с пересказом — более сложный вид связной речи, поскольку

создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения.

Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию,

которое

начинается

с

простого

пересказа

коротких

литературных

произведений,

с

несложной

фабулой

и

доводится

до

высших

форм

самостоятельного

творческого

рассказывания.

Ребенок,

слушая,

повторяя

или

выдумывая

собственные

рассказы

и

сказки, развивает навыки своей речи.

Эффективность использования сказки в период как дошкольного, так и школьного

детства

обеспечивается

спецификой

деятельности

ребенка

в

этом

возрасте,

а

также

притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и

фантазировать.

Процесс

воспитания

внутреннего

мира

ребенка,

его

гармоничного

мироощущения становится основой для созидательных действий по отношению к себе,

близким, окружающему миру.

Развитие

связной

речи

детей

осуществляется

в

процессе

непосредственной

образовательной

деятельности

в

школе.

Так

как

именно

сказка

близка

ребенку

по

мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не

понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только

волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

У детей младшего школьного возраста при обучении уже в первом классе связная

речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно

точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается

умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На

шестом-седьмом

году

жизни

ребенок

может

довольно

последовательно

и

четко

составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети

все

еще

нуждаются

в

предшествующем

образце

воспитателя.

Умение

передавать

в

рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них

развито недостаточно.

Обсуждая сказки с детьми, педагог должен помнить, что фрагментарность освоения

художественного

текста

одна

из

основных

характеристик

читательского

развития

ребенка.

Чтобы

помочь

детям

усвоить

идейное

содержание

текста,

можно

использовать

различные приемы. Выразительное чтение педагога с интонационной характеристикой

персонажей

русских

народных

сказок

помогает

развитию

образного

и

логического

мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями

После окончания чтения можно предложить детям пересказать прочитанную сказку.

При этом необходимо учить ребенка правильно называть сказочных персонажей, точно

воспроизводить сюжетный ход и основные поступки действующих лиц. Большие сказки

следует разделить на несколько логических частей. К последующей части необходимо

подобрать наводящие вопросы, которые помогут ребенку вспомнить ее содержание и

облегчат процесс пересказа.

Особая роль сказки отводится тому, чтобы научить детей переживать, радоваться,

сочувствовать, грустить, улучшить речевые навыки, овладеть умением выражать свои

мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные

поступки.

Таким образом, метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное

обоснование

и

целенаправленное

использование

в

работе

с

детьми,

он

получил

сравнительно недавно. Метод работы со сказкой является сегодня одним из наиболее

широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных в

работе с детьми.

Использование сказки в образовательном процессе пробуждает у детей любовь к

чтению

и

интерес

к

книге,

развивая

чувство

родного

языка,

обогащая

активный

и

пассивный

словарь

учащихся,

обучая

детей

навыкам

анализа

художественного

произведения, развивая воображение и эстетические задатки.

Рудик З.А., учитель начальной школы

МБОУ СОШ № 49 города Краснодара



В раздел образования