Автор: Рудик Зоя Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Эффективное использование сказок в процессе обучения для развития
Раздел: начальное образование
Эффективное использование сказок в процессе обучения для развития
речи младших школьников
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.
Конечным
результатом
обучения
языку,
вершиной
удивительного,
мощного
и
сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная
речь.
Связная
речь
представляет
собой
развёрнутое,
законченное,
композиционно
и
грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из
ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения
ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся школы
может
давать
развёрнутые
ответы
на
сложные
вопросы
школьной
программы,
последовательно и логично излагать собственные суждения, воспроизводить содержание
текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного
творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и
сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной
бульварной
литературы,
бедное,
безграмотное
«говорение»
с
экранов
телевизоров,
агрессивно-примитивная
речь,
насаждаемая
телевизионной
рекламой,
западными
«американскими»
боевиками
и
современными
мультфильмами
–
всё
это
создаёт
предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.
Отсюда
огромная
ответственность
и
не
меньшая
важность
работы
педагогов,
занимающихся
обучением
русскому
языку,
формированием
речи
подрастающего
поколения младших школьников.
В младшем школьном возрасте дети овладевают основными типами монологической
речи — пересказом и рассказом.
Рассказ сравнительно с пересказом — более сложный вид связной речи, поскольку
создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения.
Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию,
которое
начинается
с
простого
пересказа
коротких
литературных
произведений,
с
несложной
фабулой
и
доводится
до
высших
форм
самостоятельного
творческого
рассказывания.
Ребенок,
слушая,
повторяя
или
выдумывая
собственные
рассказы
и
сказки, развивает навыки своей речи.
Эффективность использования сказки в период как дошкольного, так и школьного
детства
обеспечивается
спецификой
деятельности
ребенка
в
этом
возрасте,
а
также
притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и
фантазировать.
Процесс
воспитания
внутреннего
мира
ребенка,
его
гармоничного
мироощущения становится основой для созидательных действий по отношению к себе,
близким, окружающему миру.
Развитие
связной
речи
детей
осуществляется
в
процессе
непосредственной
образовательной
деятельности
в
школе.
Так
как
именно
сказка
близка
ребенку
по
мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не
понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только
волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
У детей младшего школьного возраста при обучении уже в первом классе связная
речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно
точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается
умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На
шестом-седьмом
году
жизни
ребенок
может
довольно
последовательно
и
четко
составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети
все
еще
нуждаются
в
предшествующем
образце
воспитателя.
Умение
передавать
в
рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них
развито недостаточно.
Обсуждая сказки с детьми, педагог должен помнить, что фрагментарность освоения
художественного
текста
–
одна
из
основных
характеристик
читательского
развития
ребенка.
Чтобы
помочь
детям
усвоить
идейное
содержание
текста,
можно
использовать
различные приемы. Выразительное чтение педагога с интонационной характеристикой
персонажей
русских
народных
сказок
помогает
развитию
образного
и
логического
мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями
После окончания чтения можно предложить детям пересказать прочитанную сказку.
При этом необходимо учить ребенка правильно называть сказочных персонажей, точно
воспроизводить сюжетный ход и основные поступки действующих лиц. Большие сказки
следует разделить на несколько логических частей. К последующей части необходимо
подобрать наводящие вопросы, которые помогут ребенку вспомнить ее содержание и
облегчат процесс пересказа.
Особая роль сказки отводится тому, чтобы научить детей переживать, радоваться,
сочувствовать, грустить, улучшить речевые навыки, овладеть умением выражать свои
мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные
поступки.
Таким образом, метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное
обоснование
и
целенаправленное
использование
в
работе
с
детьми,
он
получил
сравнительно недавно. Метод работы со сказкой является сегодня одним из наиболее
широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных в
работе с детьми.
Использование сказки в образовательном процессе пробуждает у детей любовь к
чтению
и
интерес
к
книге,
развивая
чувство
родного
языка,
обогащая
активный
и
пассивный
словарь
учащихся,
обучая
детей
навыкам
анализа
художественного
произведения, развивая воображение и эстетические задатки.
Рудик З.А., учитель начальной школы
МБОУ СОШ № 49 города Краснодара