Напоминание

Развитие долговременной памяти младших школьников на уроках русского языка с целью повышения орфографической грамотности


Автор: Рудик Зоя Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Развитие долговременной памяти младших школьников на уроках русского языка с целью повышения орфографической грамотности
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие долговременной памяти младших школьников на уроках русского языка с

целью повышения орфографической грамотности

Курс

русского

языка

в

начальных

классах

это

составная

часть

общего

лингвистического образования учащихся, который обеспечивает предметную подготовку

младших школьников и формирует у них универсальные учебные действия в объеме,

необходимом

для

дальнейшего

образования.

Современные

программы

и

учебно-

методические

комплекты

являются

средством

реализации

воплощенных

в

ФГОС

начального

образования

общих

подходов

к

содержанию

и

организации

обучения

младших школьников и обеспечивают достижение планируемых результатов – духовно-

нравственное

воспитание

учащихся,

формирование

у

них

комплекса

универсальных

учебных действий и конкретных предметных умений.

Прежде всего, курс русского языка нацелен на становление ребенка как языковой

личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где

он живет. Одним из центральных направлений программы по этому предмету является

обучение грамотному письму, и на первый план выдвигается тезис «На родном языке

писать

с

ошибками

стыдно!».

Этим

тезисом,

как

мотивом,

будет

направляться

формирование у учащихся комплекса предметных, в том числе и орфографических,

умений:

обнаруживать

орфограммы,

оценивать

свою

готовность

правильно

выбрать

написание, решать задачу или особым способом сознательно «уходить» от ошибки,

проверять написанное.

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая

перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее

возраст,

проблема

орфографической

грамотности

до

сих

пор

не

решена.

В

чем

же

причина?

Орфографически

правильное

письмо

предполагает

умение

находить,

узнавать

явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает

пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

К

сожалению

не

все

учителя

понимают

правильно

смысл

этого.

Поэтому

орфографическая

грамотность

учащихся

низка

из-за

отсутствия

сформированности

орфографического навыка.

Орфографический

навык

это

сложный

навык.

Он

создается

в

процессе

длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях таких, как:

навык

письма,

умение

анализировать

слово

с

фонетической

стороны,

умение

устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую

проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Особая

роль

в

формировании

орфографической

грамотности

принадлежит

начальным классам. Поэтому учителю нужно научить учащихся превращать свои знания

в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый

орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению

навыком.

Но говоря о сформированости орфографического навыка, нельзя не сказать и о

работе

памяти.

Память

помогает

запоминать

и

сохранять

материал.

Именно

долговременная

память

помогает

дольше

всего

удерживать

информацию,

которую

учащиеся

используют

при

написании.

И

тем

самым

способствует

сформированости

орфографической грамотности.

До

сих

пор

исследуя

развитие

долговременной

памяти

и

формирование

орфографической грамотности школьников,

не рассматривают это как единое целое,

хотя, казалось бы, из одного следует другое.

Анализ развития долговременной памяти, в целях повышения орфографической

грамотности, оценка его своевременного состояния в науке, подтвердили необходимость

и своевременность углубленного научного интереса к проблеме.

Также в ходе теоретического исследования можно прийти к выводу, о том, что

орфографическая грамотность зависит от уровня развития долговременной памяти.

Необходимо проводить с младшими школьниками ряд

упражнений

по развитию

долговременной памяти,

которые

способствуют

повышению

орфографической

грамотности младших школьников. Чтобы получить положительный эффект, необходимо

изучать соответствующую теме литературу, раскрывать основные понятия, выявлять

особенности

упражнений

по

развитию

долговременной

памяти,

способствующие

повышению орфографической грамотности. Потому что долговременная память играет

важнейшую роль в формировании орфографической грамотности младших школьников и

способствует, в свою очередь, формированию их орфографической грамотности.

Рудик З.А., учитель начальной школы

МБОУ СОШ № 49 города Краснодара



В раздел образования