Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание ребенка через устное народное творчество"


Автор: Колосова Любовь Албиртовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№10 "Золушка"
Населённый пункт: г.Оха,сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Духовно-нравственное воспитание ребенка через устное народное творчество"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Золушка» г. Охи Лучшая методическая разработка мероприятия по педагогическому просвещению родителей
Родительское собрание - игра

«Духовно-нравственное воспитание ребенка через устное народное

творчество» (старший дошкольный возраст)
Автор работы: Колосова Любовь Албиртовна, МБДОУ детский сад № 10 «Золушка» г. Охи, воспитатель, e-mail: lyuba71@mail г. Оха. 2016 год.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей» В.А. Сухомлинский
Цель:
повышение педагогической компетентности родителей в воспитании духовно - нравственных качеств дошкольников путем введения их в национальные традиции русского народа, используя и знакомя детей с устным народным творчеством.
Задачи:
1. Укреплять и поддерживать связь с семьей, устанавливать отношения доверия и сотрудничества. 2. Повышение педагогической культуры родителей. 3. Довести до понимания родителей ценности передачи подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями .
Предварительная работа:
 Разработка сценария.  Оформление групповой комнаты.  Подготовка памятки для родителей.  Подготовка слайдовой презентации «Духовно-нравственное воспитание ребенка через устное народное творчество».  Оформление пригласительных билетов на собрание.  Подготовка выставки для родителей ширмы: «Устное народное творчество в детском саду», «Пословицы, поговорки для детей», «Считалки в подготовительной группе».  Подготовка плакатов с цитатами: «Основа для счастья и гармонии – это духовности. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, обеспечит здоровое потомство
для будущего. Даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит» Академик Н.В. Федоров «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь» Конфуций. Оборудование:  Ноутбук, мультимедийная установка, экран.
Ход собрания
Родители заходят в группу под русскую народную мелодию. Их встречает воспитатель в русском народном костюме (хозяйка). Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Проходите к столу! С хлебом - солью Вас встречаю, На посиделки приглашаю! Родители садятся за общий стол, накрытый скатертью (на заднем плане вид русской горницы). Хозяйка: Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашей горнице. Как хорошо, что мы встретились сегодня. Спасибо вам что, вы нашли время зайти к нам на огонек. Забудем о домашних хлопотах и постараемся хорошо провести время. Сегодня мы с вами поговорим о духовно-нравственном воспитании наших детей. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный ребенок живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями
современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Хозяйка: А теперь давайте милые гости вспомним детство да поиграем с вами, делимся на две команды.
-Кто считалочку начнет, свою речь нам поведет. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы считать. Родители делятся на две команды с помощью считалки.
Слайд №3
Хозяйка: Русский народ славен дружбой и силой. Давайте с вами по очереди вспомним русские сказки, в которых говориться о дружбе. - Нужно назвать по 5 сказок, по очереди не повторяясь.
Слайд № 4
Команды называют сказки Хозяйка: Молодцы, все знают сказки. Детям читают, любовь к книге прививают -Продолжаем мы играть, приговорки вспоминать
Слайд



5
Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относится к каждому растению в лесу, поле, огороде. -Сейчас я раздам каждой команде по приговорке, кто-нибудь из команды должен выйти и рассказать ее - Божья коровушка, Полети на облышко, Принеси нам с неба, Чтобы было летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница. -Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок! Хозяйка: Приговорки заучили, вы команды просто класс, в светлой горнице у нас.
Слайд № 6
А сейчас у нас потешки,
Прянички кушай потешку слушай. Русские народные потешки – это кладезь мудрости. Все они были написаны и придуманы на протяжении многих лет. Причем, самые лучшие из них народная память сохраняла и передавала следующему поколению. Давайте с вами послушаем потешки, а потом капитаны команд повторят понравившуюся потешку. (Слушают потешки в записи) Хозяйка: Капитаны молодцы, получите леденцы А сейчас мозги включаем, Пословицы все исправляем
Слайд



7
Являясь достоянием всего народа, русские пословицы и поговорки складывались исторически и обобщили в итоге коллективный опыт и общую народную мудрость. Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Хозяйка: Я раздаю вам неправильный вариант пословицы, вам нужно найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Каждая команда получает по 5 пословиц Лось до добра не доведет. На безрыбье и бак рыба. Терпенье и пруд всё перетрут. Больше дела, меньше снов. На ловца и дверь бежит. Трус человека кормит, а лень портит. Один ус хорошо, а два лучше. Летний тень год кормит. Семеро одного не идут. Лес рубят — кепки летят.
Хозяйка: Всё команды наши знают, дома все с детьми играют Наше времечко идет и к загадке нас ведет. В руки яблочко бери, на экран волшебный посмотри, Загадку громко нам прочти, и ответ сразу же скажи
Слайд № 8
Загадки – полезное упражнение для ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки можно использовать с детьми во время вашей прогулки. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. На поле на Романове стоят кони отобранные, Пьют воду дождевую, едят траву болотную. (ответ: бревна и мох) Сто гостей, сто постель, У всех по войлочку. (ответ: бревна и мох) Тысячу баранов Одной хворостинкой сгоняю. (ответ: бритва и борода) Где вода столбом стоит, А не проливается? (ответ: в колодце) Во что гвоздь колотят? (ответ: в шляпку) Не шит, не кроен, а весь в рубцах. (ответ: валенок) К реке идут — поют, Назад идут — плачут. (ответ: вёдра)
Две галки сидят на одной палке. (ответ: ведра и коромысло) Двое купаются, третий валяется; Двое вышло, третье повилсо. (ответ: ведра и коромысло) В году у дедушки четыре имени. (ответ: весна, лето, осень, зима) Хозяйка: Гости наши хороши, все умны, да веселы. Язычок наш разомнем скороговороку произнесем.
Слайд



9
Русские народные скороговорки — шуточный жанр народного творчества, фразы, построенные на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую необходимо произнести быстро и не запинаясь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. (Команды выбирают по 2 человека, которые по очереди читают скороговорку) Ехал грека Через реку Видит грека: В реке — рак. Сунул грека Руку в реку, Рак за руку Греку — цап! Хозяйка: Молодцы, да что сказать. Вам в театрах выступать. Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась преимущественно в семьях, поэтому в основе — народной педагогики лежат, прежде всего, семейные традиции, т. е. то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека. В.А. Сухомлинский писал: «Отец
и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке. Слушаясь папу, слушаясь маму Ты начинаешь дорогу к храму Заповедь эта – к храму ступень Нужно ей следовать каждый день. Хозяйка: А сейчас мы отдохнем и артистов позовем, они приготовили вам сценку: «Основы духовно-нравственного воспитания в семье».
Слайд № 10
Сын:- К тебе, отец мой, пришел я за советом, Совсем я в этой жизни заплутал, Как дальше жить? Пришел я за ответом, Сам бог меня к тебе во сне послал. Отец: - Ну что ж мой мальчик за тебя я рад, Не надо мне ни благ и ни наград, Мне будет в радость лишь твое вниманье И небольшое пусть, но послушанье. Послушай богом данный ты наказ, А выполнишь его, и бог тебе воздаст. Сын:- Я слушаю тебя, любимый мой отец. Отец:- Будь сострадательным и дружелюбным будь. На зло ответь добром, ругательства забудь. Не зарься на чужое и не лги, Горька бывает правда, но ее скажи. Не обижай людей и все живое, Не смей завидовать кому-то, осуждать, Тем более, не смей ты клеветать!
Сын: - Но как же жить ведь все кругом в обмане?! Отец: - Сумей себя ты в этой жизни отстоять, И прославлять себя не надо одеяньем, А добрыми делами сумей себя ты показать. Люби родителей и слушай их всегда, Они не посоветуют плохого никогда, А вырастешь, их старость береги, И не забудь спасибо им скажи! Сын: - Конечно мой отец я не забуду вас, Ведь вы всю жизнь свою нам посвятили враз. Отец: - Так слушай дальше, мой наказ Ты к старшим будь послушным и покорным, К друзьям будь дружелюбным и спокойным, К убогим людям будь приветливым и милым, И никогда не будь скупым, и …никогда не будь транжирой. И ты сынок к богатству не стремись, Не наживай его на горе и обидах, Пусть лучше будешь бедняком ты жить, Но совесть будет как слеза чиста, Чем будешь толстопузым богачом, А совесть вся в слезах умытая! Твори ты только добрые дела и никого не обижай сынок. Бери пример с хороших ты людей И подражать укладу их старайся. Плохим ты никогда не увлекайся, И слушай добрые всегда советы, И бог воздаст тебе сынок за это. А вырастешь и станешь сам отцом. Детей своих воспитывай в учении,
Не забывай давать им наставленья, Не обижай и не ругай их зря. Ну вот и все, сказал сегодня я. Сын: - Спасибо мой отец, наказы я приму И сними в жизнь большую я пойду! Хозяйка: Молодцы детишки, урок нам преподали. Сценку поучительную нам показали. -А мы дальше продолжаем в игры с вами поиграем
Слайд № 11
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. Народные игры: «На горе – то калина», «В сыром бору тропина», «Ходит Ваня», «Ваня, Ваня, - простота». Хозяйка: А какие игры своего детства Вы помните? Назовите их? (Родители называют) Хозяйка: Чаще играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт, может быть тогда и у вашего ребенка появятся счастливые секреты и радость настоящей детской дружбы. Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Хозяйка: Вот и закончились наши посиделки. Спасибо вам за ваше активное участие. Все молодцы. В качестве приза, я подарю вам небольшую памятку о наших посиделках. Удачи вам в воспитании ваших детей.

Список использованной литературы
1. Андреасова М. Народное творчество как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3 2. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста . методическое пособие для педагогов / А.Я. Ветохина [и др.]. – СПб. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010г. 3. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре Попова Т.Д. «Мозаика-Синтез», 2010г. (Библиотека воспитателя). 4. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду методическое пособие / И.Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г. 5. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10. 6. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду: практическое пособие / М.Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2006 г. 7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно-метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 8. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду - методические рекомендации / Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2009г
Приложение 1
Памятка для родителей
 Каждый вечер уделяйте ребенку время для бесед, спокойных игр.  Рассказывайте сказки на ночь, говорите о том, какой у вас добрый, умный, вежливый, любимый сын (дочь).  Вместе с ребенком смотрите детские передачи, советские мультфильмы, обсуждайте их.  Укладывайте ребенка в одно и то же время.  Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.  Не говорите ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему.


В раздел образования