Напоминание

"Пальчиковые игры" Зачем детям пальчиковые игры?


Автор: Тимофеева Алена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕтский сад №141 "Пилеш"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: наглядная информация
Тема: "Пальчиковые игры" Зачем детям пальчиковые игры?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наглядная информация для родителей «Пальчиковые игры»

Зачем детям пальчиковые игры?

Игра

один

из

лучших

способов

развития

речи

и

мышления

детей.

Она

доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим

средством,

стимулирующим

активное

восприятие

речи

и

порождающим

самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети,

даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята

более старшего возраста играют молча.

Ручки малыша и его речь имеют тесную взаимосвязь. Она объясняется тем, что в

головном

мозге

центры,

отвечающие

за

движения

пальцев,

рук

и

за

речь,

находятся в непосредственной близости. Таким образом, занимаясь развитием

тонкой моторики (стимулируя движения пальцев и рук, можно воздействовать на

мозговые

зоны,

отвечающие

за

речь.

Именно

поэтому

дети,

с

которыми

практиковали

пальчиковые

игры

практически

с

рождения,

быстрее

начинают

говорить и чётче мыслят.

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок все понимает, но

сказать не может. Это объясняется следующим образом: правое полушарие мозга

отвечает за создание образов предметов, различных явлений и т. п., а левое

полушарие отвечает за воспроизведение слова, обозначающего данный объект.

Чтобы мыслительный и речевой процессы происходили быстрее, необходимо

тренировать совместную работу обоих полушарий мозга. Добиться этого поможет

развитие мелкой моторики, инструментом которой и являются пальчиковые игры.

Таким образом, пальчиковые игры дают возможность взрослым не только играть с

малышами, радовать их, но и вместе с тем развивать их речь и мелкую моторику.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления,

у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры

формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и

ребёнком.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка,

хлопает

его

по

руке

или

загибает

пальцы

партнёра

по

игре,

важны

для

формирования чувства уверенности у ребёнка. Произносить тексты игр взрослый

должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы,

подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в

паузах.

Малышам

трудно

проговаривать

текст,

им

достаточно

выполнять

движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно

надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев

глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том

случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные

движения,

его

следует

хвалить

и,

если

возможно,

показать

свои

творческие

достижения,

например,

папе

или

бабушке.

Наибольшее

внимание

ребёнка

привлекают пальчиковые игры с пением; можно пропевать предложенные тексты

на любую подходящую мелодию.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

1.

Перед

игрой

с

ребёнком

можно

обсудить

её

содержание,

сразу

при

этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это создаст

необходимый эмоциональный настрой.

2.

Выполняйте

упражнение

вместе

с

ребёнком,

при

этом

демонстрируя

собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко

начинают

произносить

текст

частично

(особенно

начало

и

окончание

фраз).

Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося

слова с движением.

3. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее

понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним

по желанию малыша.

4.

Не

ставьте

перед

ребёнком

несколько

сложных

задач

сразу

примеру,

показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и

невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

5. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если

возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

6. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают

что-то неправильно, поощряйте успехи.

Примеры пальчиковых игр:

Игра "Паучок"

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу

другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем

руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

В музыкальном сопровождении эти стихи можно найти у Екатерины Железновой

Игра «Киска»

«Есть у киски глазки (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!» (хлопок в ладоши)



В раздел образования