Автор: Тимофеева Алена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕтский сад №141 "Пилеш"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: наглядная информация
Тема: "Пальчиковые игры" Зачем детям пальчиковые игры?
Раздел: дошкольное образование
Наглядная информация для родителей «Пальчиковые игры»
Зачем детям пальчиковые игры?
Игра –
один
из
лучших
способов
развития
речи
и
мышления
детей.
Она
доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим
средством,
стимулирующим
активное
восприятие
речи
и
порождающим
самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети,
даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята
более старшего возраста играют молча.
Ручки малыша и его речь имеют тесную взаимосвязь. Она объясняется тем, что в
головном
мозге
центры,
отвечающие
за
движения
пальцев,
рук
и
за
речь,
находятся в непосредственной близости. Таким образом, занимаясь развитием
тонкой моторики (стимулируя движения пальцев и рук, можно воздействовать на
мозговые
зоны,
отвечающие
за
речь.
Именно
поэтому
дети,
с
которыми
практиковали
пальчиковые
игры
практически
с
рождения,
быстрее
начинают
говорить и чётче мыслят.
Многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок все понимает, но
сказать не может. Это объясняется следующим образом: правое полушарие мозга
отвечает за создание образов предметов, различных явлений и т. п., а левое
полушарие отвечает за воспроизведение слова, обозначающего данный объект.
Чтобы мыслительный и речевой процессы происходили быстрее, необходимо
тренировать совместную работу обоих полушарий мозга. Добиться этого поможет
развитие мелкой моторики, инструментом которой и являются пальчиковые игры.
Таким образом, пальчиковые игры дают возможность взрослым не только играть с
малышами, радовать их, но и вместе с тем развивать их речь и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления,
у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры
формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и
ребёнком.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка,
хлопает
его
по
руке
или
загибает
пальцы
партнёра
по
игре,
важны
для
формирования чувства уверенности у ребёнка. Произносить тексты игр взрослый
должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы,
подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в
паузах.
Малышам
трудно
проговаривать
текст,
им
достаточно
выполнять
движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно
надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев
глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том
случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные
движения,
его
следует
хвалить
и,
если
возможно,
показать
свои
творческие
достижения,
например,
папе
или
бабушке.
Наибольшее
внимание
ребёнка
привлекают пальчиковые игры с пением; можно пропевать предложенные тексты
на любую подходящую мелодию.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр
1.
Перед
игрой
с
ребёнком
можно
обсудить
её
содержание,
сразу
при
этом
отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это создаст
необходимый эмоциональный настрой.
2.
Выполняйте
упражнение
вместе
с
ребёнком,
при
этом
демонстрируя
собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко
начинают
произносить
текст
частично
(особенно
начало
и
окончание
фраз).
Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося
слова с движением.
3. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее
понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним
по желанию малыша.
4.
Не
ставьте
перед
ребёнком
несколько
сложных
задач
сразу
(к
примеру,
показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и
невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
5. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если
возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
6. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают
что-то неправильно, поощряйте успехи.
Примеры пальчиковых игр:
Игра "Паучок"
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу
другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем
руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)
В музыкальном сопровождении эти стихи можно найти у Екатерины Железновой
Игра «Киска»
«Есть у киски глазки (показывают свои глазки)
Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)
Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)
Не царапай деток,
Брысь!» (хлопок в ладоши)