Автор: Думнова Наталия Константиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 382
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях с учащимися, имеющими ОВЗ.
Раздел: среднее образование
Применение здоровьесберегающих технологий
на занятиях с учащимися, имеющими ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленных на
сохранение
здоровья
ребенка
и,
по
возможности,
его
улучшения.
На
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания
его придерживаться.
Эта система обширна и многообразна. Ее элементы помогают нам в
работе.
При пятидневной форме обучения, которая обязательна в классах
коррекции, четыре дня в неделю бывает по 6 уроков и только один день - 5
уроков. Дети, конечно, утомляются и даже довольно длительный перерыв на
обед
и
прогулку
не
восстанавливает и х с и л ы настолько,
чтобы при
выполнении домашних заданий о н и могли подолгу сосредоточенно
работать.
В с и л у особенностей их
личностей н а ш и м д е тя м трудно
концентрироваться, у многих плохая память, быстрая утомляемость . Они
неуравновешенны и обидчивы. П р и выполнении уроков приходится
предварять работу повторением в том или ином объеме теоретического
материала, изученного на уроках, причем делать это надо кратко, емко,
разнообразно и интересно. Для этого повторения предлагаются задания,
отмечающие привлекательность здорового образа жизни.
Хороший результат д а е т многократное проговаривание хором
правил. Это помогает неуверенным в себе и просто не знающим детям
избежать насмешек,
и в
комфортной психологической обстановке
двигаться дальше, не зацикливаясь на своем неуспехе.
Если задание заключается в большом объеме письменной работы, то
в о время нее полезна пауза н а массаж пальцев с элементами метода
Йосиро Цуцуми:
растирание каждого пальца от кончика к основанию,
массаж ладоней прокатыванием межд у н и м и шестигранного
карандаша,
расслабление, потряхивание кистями рук.
В о время напряженной умственной работы помогает пауза н а массаж
ушных раковин,
что мобилизует в с е системы организма и улучшает
умственную деятельность.
П р и переходе о т одного школьного предмета к
другому
обязательна динамическая пауза, которая может и должна дать детям
помимо возможности движения еще и развивающий импульс.
К примеру, в сентябре н а занятиях оригами дети складывали
кубики из плотной бумаги нескольких цветов. Эти кубики уже служили
для самых разных целей в играх. А при изучении понятия «объем», во
время динамической паузы, о н и наперегонки парами собирали эти
кубики в разные самодельные коробки тех же цветов с делениями по
ребрам,
равным
стороне
кубика, считая количество кубиков. Затем,
сравнив полученное число с вычисленным устно совместно с партнером
объемом,
делали выводы и задавали задачи другим парам, перейдя от
физической деятельности к мыслительной.
В такой игре при работе парами детям обеспечена антистрессовая
обстановка,
т.к. н е вс е легко переносят проигрыш, д а и отвечать на
вопросы вдвоем легче.
Вообще элемент соревнования, конечно, всегда оживляет детей, но
соревнования эти должны быть хорошо продуманы, чтобы не допустить
конфликта, т.к. дети наши легковозбудимы, и обязательно должны быть
поощрены так, чтобы н е было обидно проигравшим, потому что, к
сожалению, н а ш и д е т и п о ка е щ е только учатся радоваться чужим
успехам, как своим.
Виды деятельности меняются п о крайней мере
5 раз, и при
длительной письменной работе обязательно даем отдых глазам: взгляд
попеременно фокусируется н а близких и далеких объектах. Например,
на ручку в руке, мимо ручки на дом напротив окна в классе, снова
на ручку и так несколько раз.
Закончив обязательную работу, дети могут заниматься уже тем, что
и м интересно
– настольными играми, лепкой, складыванием паззлов,
оригами и т.д. Д л я лучшей релаксации в э т о время звучит тихая
музыка.
Думнова Наталия Константиновна,
учитель математики.