Автор: Миронов Данила Сергеевич
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: студент-магистрант МичГАУ
Населённый пункт: город Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы педагога-психолога в детском оздоровительном лагере.
Раздел: дополнительное образование
Из опыта работы педагога-психолога
в детском оздоровительном лагере.
Летние
каникулы
составляют
большую
часть
свободного
времени
детей.
Этот
период
очень
благоприятен
для
развития
их
творческого
потенциала,
совершенствования
и
развития
личностных
возможностей,
приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей,
воплощения
собственных
планов,
удовлетворения
индивидуальных
интересов в любых сферах деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым
романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец,
новая
природосообразная
деятельность.
В
известной
песне
О.
Митяева
поется: «Лето – это маленькая жизнь!», и прожить ее нужно так, чтобы всем:
и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово.
Это
время
игр,
развлечений,
свободы
в
выборе
занятий,
снятия
накопившегося
за
год
напряжения,
восполнения
израсходованных
сил,
восстановления здоровья. Это период свободного более общения детей со
сверстниками и старшими.
Однако
нужно
помнить
о
специфике
организации
работы
детского
лагеря,
которая
влияет
на
психологическое
состояние
детей
весьма
неоднозначно. А именно
небольшая продолжительность смены (21 день)
дети не знакомы или мало знакомы
необходимость подчинения режиму дня и правилам поведения
ограничение пространства лагеря
погружение в интенсивную коллективную деятельность
психологические стрессы
обострение проблем лидеров
В лагере ребенок раскрывается иначе, чем дома, он сам не зная того
развивает
свои
моральные
и
физические
качества.
Учится
побеждать,
проигрывать, дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки.
Формируя
воспитательное
пространство
летнего
лагеря,
в
основу
организации
смены
закладывается
легенда,
согласно
которой
все
дети,
живущие в
лагере, становятся участниками длительной игры со своими
законами и правилами. В течение лета меняется концепция смены и легенда.
Основными задачами педагога –психолога летнего лагеря являются
-
поддержание
позитивного
психологического
и
эмоционального
состояния
- создания ощущения безопасности
- принятие в коллективе сверстниками и взрослыми
- создания чувства «МЫ»
Первые
3-5
дней
в
лагере
самые
важные.
Происходят
знакомства,
адаптация и определение своего места в детском коллективе. Труднее всего
происходит процесс привыкания у младших отрядов. Некоторые впервые так
надолго
покидают
семью.
Возникают
проблемы
в
общении
с
новыми
людьми,
вплоть
до
ощущения
«неродной
кровати»,
что
вызывает
психологический дискомфорт, ощущение тревожности.
В работе с детьми психологом используются различные формы и методы:
игровые тренинги;
сказкотерапия;
игротерапия;
арттерапия;
релаксационные упражнения.
В
игротерапии
очень
занимательны
и
полезны
игры
с
цветным
парашютом. Цветной парашют – это многоцветное круглое полотно. Каждый
сектор - это отдельный
цвет, по краям которого расположены ручки. Для
игры с парашютом можно привлечь от 8 до 15 детей, практически весь отряд
сможет поучаствовать в игре. И стеснительный и медлительный
ребенок,
который не проявляет желания поучаствовать в групповой игре, чаще всего
присоединяется к играм с парашютом. Для застенчивых детей это еще одна
возможность присоединиться к групповой игре. А гиперактивные дети могут
слегка унять свой темперамент, играя с парашютом.
«Пятнашки»
Дети поднимают высоко над головой парашют и по команде ведущего
ребенок, имя которого назвали должен быстро пробежать или проползти или
пропрыгать под парашютом пока тот не опустился.
"В кругу имен"
Дети
становятся
в
круг
и
держат
парашют.
(Это
способствует
открытости,
вниманию
детей
друг
к
другу,
дает
чувство
единства
в
коллективе).
Первый
ребенок
называет
свое
имя,
второй
называет
имя
первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.
"Кто меня зовет".
Дети
становятся
и
держат
парашют,
один
ребенок
прячется
под
парашют. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать
спрятавшегося. Дети поднимают парашют и тот кто был спрятан должен
угадать
ребенка
,
который
его
позвал,
так
же
назвать
его
имя.
Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему
снова познакомиться с товарищем.
«Солнышко и дождик»
Дети
держат
парашют
и
стоят
вокруг
него.
По
команде
педагога
«солнце», «дождь» дети одновременно прячутся под парашют или выходят
из-под него.
«Кто пропал»
Дети стоят вокруг парашюта, закрыв глаза. Одного из детей педагог
прячет под парашют и предлагает детям опустить ткань. Дети открывают
глаза и пытаются угадать, кто спрятан под тканью.
Ребенку любого возраста надо научиться согласовывать свои действия с
действиями товарищей и ведущего. Здесь же это выходит без особых усилий.
Педагог,
выбирая
такие
игры,
использует
их,
как
универсальное
средство для любой возрастной категории.