Напоминание

Из опыта работы педагога-психолога в детском оздоровительном лагере.


Автор: Миронов Данила Сергеевич
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: студент-магистрант МичГАУ
Населённый пункт: город Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы педагога-психолога в детском оздоровительном лагере.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Из опыта работы педагога-психолога

в детском оздоровительном лагере.

Летние

каникулы

составляют

большую

часть

свободного

времени

детей.

Этот

период

очень

благоприятен

для

развития

их

творческого

потенциала,

совершенствования

и

развития

личностных

возможностей,

приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей,

воплощения

собственных

планов,

удовлетворения

индивидуальных

интересов в любых сферах деятельности.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым

романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец,

новая

природосообразная

деятельность.

В

известной

песне

О.

Митяева

поется: «Лето – это маленькая жизнь!», и прожить ее нужно так, чтобы всем:

и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово.

Это

время

игр,

развлечений,

свободы

в

выборе

занятий,

снятия

накопившегося

за

год

напряжения,

восполнения

израсходованных

сил,

восстановления здоровья. Это период свободного более общения детей со

сверстниками и старшими.

Однако

нужно

помнить

о

специфике

организации

работы

детского

лагеря,

которая

влияет

на

психологическое

состояние

детей

весьма

неоднозначно. А именно

небольшая продолжительность смены (21 день)

дети не знакомы или мало знакомы

необходимость подчинения режиму дня и правилам поведения

ограничение пространства лагеря

погружение в интенсивную коллективную деятельность

психологические стрессы

обострение проблем лидеров

В лагере ребенок раскрывается иначе, чем дома, он сам не зная того

развивает

свои

моральные

и

физические

качества.

Учится

побеждать,

проигрывать, дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки.

Формируя

воспитательное

пространство

летнего

лагеря,

в

основу

организации

смены

закладывается

легенда,

согласно

которой

все

дети,

живущие в

лагере, становятся участниками длительной игры со своими

законами и правилами. В течение лета меняется концепция смены и легенда.

Основными задачами педагога –психолога летнего лагеря являются

-

поддержание

позитивного

психологического

и

эмоционального

состояния

- создания ощущения безопасности

- принятие в коллективе сверстниками и взрослыми

- создания чувства «МЫ»

Первые

3-5

дней

в

лагере

самые

важные.

Происходят

знакомства,

адаптация и определение своего места в детском коллективе. Труднее всего

происходит процесс привыкания у младших отрядов. Некоторые впервые так

надолго

покидают

семью.

Возникают

проблемы

в

общении

с

новыми

людьми,

вплоть

до

ощущения

«неродной

кровати»,

что

вызывает

психологический дискомфорт, ощущение тревожности.

В работе с детьми психологом используются различные формы и методы:

игровые тренинги;

сказкотерапия;

игротерапия;

арттерапия;

релаксационные упражнения.

В

игротерапии

очень

занимательны

и

полезны

игры

с

цветным

парашютом. Цветной парашют – это многоцветное круглое полотно. Каждый

сектор - это отдельный

цвет, по краям которого расположены ручки. Для

игры с парашютом можно привлечь от 8 до 15 детей, практически весь отряд

сможет поучаствовать в игре. И стеснительный и медлительный

ребенок,

который не проявляет желания поучаствовать в групповой игре, чаще всего

присоединяется к играм с парашютом. Для застенчивых детей это еще одна

возможность присоединиться к групповой игре. А гиперактивные дети могут

слегка унять свой темперамент, играя с парашютом.

«Пятнашки»

Дети поднимают высоко над головой парашют и по команде ведущего

ребенок, имя которого назвали должен быстро пробежать или проползти или

пропрыгать под парашютом пока тот не опустился.

"В кругу имен"

Дети

становятся

в

круг

и

держат

парашют.

(Это

способствует

открытости,

вниманию

детей

друг

к

другу,

дает

чувство

единства

в

коллективе).

Первый

ребенок

называет

свое

имя,

второй

называет

имя

первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.

"Кто меня зовет".

Дети

становятся

и

держат

парашют,

один

ребенок

прячется

под

парашют. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать

спрятавшегося. Дети поднимают парашют и тот кто был спрятан должен

угадать

ребенка

,

который

его

позвал,

так

же

назвать

его

имя.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему

снова познакомиться с товарищем.

«Солнышко и дождик»

Дети

держат

парашют

и

стоят

вокруг

него.

По

команде

педагога

«солнце», «дождь» дети одновременно прячутся под парашют или выходят

из-под него.

«Кто пропал»

Дети стоят вокруг парашюта, закрыв глаза. Одного из детей педагог

прячет под парашют и предлагает детям опустить ткань. Дети открывают

глаза и пытаются угадать, кто спрятан под тканью.

Ребенку любого возраста надо научиться согласовывать свои действия с

действиями товарищей и ведущего. Здесь же это выходит без особых усилий.

Педагог,

выбирая

такие

игры,

использует

их,

как

универсальное

средство для любой возрастной категории.



В раздел образования